Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста (руководитель МО)
Документы для скачивания
План проведения:
- Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста (руководитель МО).
- Сообщение из опыта работы «Роль дидактических материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста», воспитатель МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка (корпус-2) Абузярова Эльвира Рашитовна.
- Выставка дидактических пособий по сенсорному воспитанию, воспитатель МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка (корпус-1) Есенина Елена Викторовна.
- Подведение итога заседания.
- И.Н. Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами.
Сл. 1 Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Сегодня педагоги хотят поделиться опытом работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Сл.2 «РАННИЙ ВОЗРАСТ — ЗОЛОТАЯ ПОРА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Н.М. Щелованов презентация
Видный отечественный учёный, профессор Николай Матвеевич Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания, так как первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве.
И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное воспитание? Сделаем это с помощью непривычного для нас интерактивного метода – КЛАСТЕРА.
Небольшая справка: Кластер, в переводе с английского языка означает гроздь, кисть, - метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
- Ключевое словосочетание - в центре листа.
- Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
Ваши идеи и предложения лягут в основу нашей игры.
Итак, что же такое сенсорное воспитание?
Сл.3 - Сенсорное воспитание – это система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий, т.е. - это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.
Сл.4 В п.2.6 ФГОС ДО выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира — форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени. Решение данной задачи осуществляется педагогами дошкольных образовательных организаций в рамках сенсорного воспитания.
- В каких других образовательных областях мы решаем задачи по сенсорному воспитанию?
- Каковы цель и задачи сенсорного воспитания?
Сл.5 Основная цель сенсорного воспитания – своевременно научить ребёнка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие, другими словами — способствовать формированию сенсорных способностей у детей.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Сл.6 Задачей сенсорного воспитания в раннем возрасте является знакомство детей:
- с шестью основными цветами: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;
- с такими формами как круг, квадрат, овал, прямоугольник;
- с величиной: большой и маленький.
Сл.7 - Назовите средства сенсорного развития детей. Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), игровая деятельность, т. к. играя ребенку легче запомнить. Эффективным средством сенсорного воспитания является природа, т.к. познание природного окружения осуществляется чувственным путем: при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Игры с природным материалом, с песком и водой, в зимний период — игры со снегом, а также организация труда в природе обогащают сенсорный опыт ребенка.
Сл.8 В сенсорном воспитании выделяют 3 направления:
- овладение перцептивными (обследовательскими) навыками
- усвоение сенсорных эталонов
- развитие сенсорных анализаторов (органы чувств)
Сл.9 Итак, у ребенка совершенствуются перцептивные (обследовательские) действия: чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, обводить пальчиком.
Уважаемые педагоги, дошкольникам необходимо обследовать предметы для выявления их свойств. Это делается для того, чтобы малыш в будущем имел свой личный опыт. Любой предмет является индивидуальным, но методика
обследования и наблюдения очень похожи.
Это:
- исследование общей формы предмета;
- деление предмета на главные части и выявление таких важнейших свойств, как цвет, форма, величина, материал и т. д.
- пространственное соотнесение частей друг с другом (нахождение слева или справа, снизу или сверху);
- вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
- повторное целостное восприятие предмета. Сделав такие манипуляции,
малыш еще раз изучает общий вид предмета и обобщает полученные сведения, закрепляя их осязательными впечатлениями.
Дети упражняются в выделении объекта из окружающего, определении его признаков, свойств (цвет, форма, величина), сопоставлении с другими предметами. Сравнение сначала осуществляется непосредственно: нужно положить рядом (или наложить один на другой) два предмета, сопоставив их по размеру, сравнив по цвету, форме. Этот этап непосредственного контроля за выполнением предметных действий очень важен для дальнейшего развития контролирующей функции восприятия. Позднее ребенок овладевает умением зрительного соотношения.
Чтобы сенсорное воспитание детей осуществлялось целенаправленно и гармонично, очень важно, чтобы дети освоили сенсорные эталоны (это обобщённый опыт человечества по сенсорным знаниям).
- Что такое сенсорные эталоны?
Сл.10 «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Свойства предметов разнообразны, но выделяют наиболее значимые сенсорные эталоны, которые должны освоить дошкольники (вы их видите на экране):
- Система мер веса;
- Система направлений;
- Система геометрических фигур;
- Система цвета;
- Система величины;
- Система звуков;
- Система запахов;
- Система фактуры.
- Система времени
Сл.10,11,12,13 - Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Но ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
Сл.14 В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсорные предэталоны. В этот период малыш отражает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение и формируются в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации), и в конструктивной деятельности (некоторые особенности формы, величины предметов, их пространственного расположения). Затем ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определенными предметами (квадрат определяет через форму кармашка, платочка, оранжевый цвет называет «как морковка», зелёное, как травка).
Сл. 15 Развитие сенсорных способностей, развитие анализаторов – часть познания, потому что через развитие ощущения, восприятия идет формирование чувственного опыта детей, идет развитие способностей к обследованию, абстрагированию, группировке и т. д. Познание ребенка будет тем ярче, глубже, многообразнее, чем выше уровень развития ощущения, восприятия.
Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств.
- Назовите органы чувств и их функции.
- Зрение – помогает различать объекты окружающего мира по цвету, форме, размеру.
- Осязание – помогает различать предметы на ощупь ( по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое, плоское/объемное, теплое /холодное, вес, тяжесть).
- Слух — помогает воспринимать звуки окружающего мира (громкость, тембр, ритм).
- Обоняние — помогает воспринимать разнообразные запахи.
- Вкус — помогает определять свойства пищи (соленое, сладкое, горькое, кислое и пр.)
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того; во - первых, на сколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, на сколько качественно он может оперировать этой информацией; в- третьих насколько точно он может выразить эти знания в речи.
Сл.16 - Какая существует связь между психическими процессами и сенсорным развитием ребенка?
К психическим процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Взаимосвязь можно проследить на примере пирамиды. Итак, в основе пирамиды – сенсорное развитие. Оно прежде всего связано с таким психическим процессом как восприятие. Восприятие - целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (участвуют разные анализаторы, например: при восприятии яблока с помощью зрительного анализатора мы воспринимаем цвет, форму, величину, с помощью вкусового анализатора вкус: кислое или сладкое, с помощью обонятельного: запах. Ребенок с помощью различных анализаторов обследовал предмет. Далее он это запомнил – следующий психический процесс - Память- запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ранее человек воспринимал, переживал, думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.
Далее - Мышление- обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и его законов. Физиологическая основа мышления- аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Дети начинают устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений: если не закрыть плотно части матрешки, она развалится; если не надеть верхнюю часть пирамидки, кольца упадут со стержня; чтобы получились брызги, надо сильнее хлопнуть по поверхности воды. Малыши делают сравнение: снег белый, как сахар; треугольник — как крыша.
Все психические процессы сопровождаются речью. Ребенок слышит речь воспитателя, сверстников. Однако малыш не способен пока к развернутым словесным рассуждениям. Его мысли не отделились от практических действий. Он мыслит действуя, начинает обозначать в речи эти действия с предметами — орудиями (ложка, расческа, совок, лопатка, молоточек, отвертка, ключ). Как вы знаете, в коре головного мозга центр речи и моторики находятся рядом. Вот почему необходимо развивать мелкую мускулатуру кисти рук с помощью различных материалов, упражнений.
Сл.17 Принципы сенсорного воспитания сохраняются на протяжении всего периода раннего детства. Они состоят в следующем.
- Формирование ведущих для данного возраста качеств и норм поведения.
На 3-ем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми необходимо направлять на совершенствование подражания, развитие способности воспринимать и выделять качества, свойства, понимать назначение предметов, овладевать способами действий, предложенными взрослым, достигать необходимого результата, видеть как отдельные, так и взаимосвязанные действия с предметами, уметь подчинять свои действия словесному указанию.
- Интеграция воспитательных задач.
Следует способствовать активизации работы анализаторов, расширению ориентировке в окружающем, усложнению различных видов деятельности, развитию речи и моторики. В раннем возрасте воспитательные задачи взаимосвязаны. Процессы развития речи, движения, крупной и мелкой моторики, восприятия, получения необходимого количества впечатлений находятся в тесной зависимости один от другого.
- Обучение детей организованное и систематическое.
Вся образовательная деятельность должна проводиться по намеченному плану и преследовать определенную цель, постепенно усложняться по мере освоения материала, ежедневно повторяться. Нужно побуждать детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегать к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволит использовать знания и опыт в самостоятельных играх.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Это положение лежит в основе организации и проведения образовательной деятельности с детьми. Число участвующих в деятельности с сенсорными материалами может быть различным и зависит от целей. Наблюдение за окружающим, экскурсии, где ведущая деятельнось — зрительное и слуховое восприятие, допустимо со всей возрастной группой. Игры - занятия, где предполагается обследовательская и предметная деятельность, эффективны с небольшим числом участников (6-8чел). Желательно, чтобы уровень развития детей, объедененных в одну подгруппу, был примерно одинаковым. Детей с замедленным темпом развития и вновь поступивших привлекают к деятельности с меньшим числом участников.
- Требования, предъявляемые к детям, - посильны.
Так, в начале года малыши учатся следить за действиями взрослого, подражать им, понимать обращенные к ним вопросы и объяснения. Затем постепенно возрастают возможности сосредоточенно слушать, выполнять действие, отвечать жестом или словом на поручения: покажи, дай, найди такой же, повтори такое же действие, повтори это слово. Дети уже способны запоминать, где находятся заданные предметы, как они называются. Все более устойчивым становится умение сохранять спокойную позу за столом во время образовательной деятельности.
- Поддержка эмоционального тонуса.
Во время образовательной деятельности надлежит заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Воспитатель привлекает внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживает интерес к деятельности. Положительные эмоции активизируют процессы восприятия, повышают их продуктивность, улучшают запоминание, совершенствуют умения, позволяют получить удовольствие от выполненного действия. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу.
Сл.18 Какое значение имеет сенсорное воспитание в развитии ребенка?
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- готовит к реальной жизни;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность, внимание;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.
Таким образом, в результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Сл.19 Успех сенсорного воспитания обусловлен содержательной деятельностью детей и обучающим воздействием взрослого.
Опыт работы:
«Роль дидактических материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста» – воспитатель дс № 29 Абузярова Эльвира Рашитовна
Выставка дидактических пособий по сенсорному воспитанию – воспитатель дс № 19 Есенина Елена Викторовна
Методические рекомендации для воспитателей
по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста
- Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
- Учите детей действовать в определенной последовательности, т.е. организовывать перцептивное восприятие предметов и объектов по заранее продуманному плану. В процесс восприятия необходимо включать движения обеих рук (провести рукой по контуру, обрисовать его).
- В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).
- Знакомство с предметом должно осуществляться с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.
- Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают обозначения качеств предметов совместно с их восприятием.
- Необходимо поощрять проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями.
- Чаще задавайте ребенку вопросы.
- Закреплять полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).
- Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать, обследовать.
- Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.
- Способствовать сенсомоторному развитию детей раннего возраста.
- Осуществлять сенсорное воспитание детей раннего возраста непрерывно, во всех видах детской деятельности, используя принцип интеграции пяти образовательных областей.
Примерное оснащение группы раннего возраста в дошкольной образовательной организации по сенсорному воспитанию детей.
- Базовые плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник), четырёх цветов, двух величин (большая и маленькая).
- Пирамидки: разного цвета, различной величины, на стержневой и конусной основе.
- Вкладыши: плоскостные и объёмные. Различная тематика форма, цвет, величина и т.д.
- Матрёшки разные по размеру и количеству.
- Различные движущиеся игрушки
- Наборы цветной мозаики разнообразной формы.
- Разрезные картинки разнообразной тематики.
- Книги с большими предметными картинками
- Сухой бассейн, наполненный цветными мячиками.
- Уголок для игр с водой и песком.
- Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать
- Тазики с различным наполнением (пробки, тряпочки и т.п.).
- Сенсорные дощечки, кубики, мячики с поверхностью из различных фактур (клеёнка, мех, ткань и т.п.) .
- Подушечки с различным наполнением (крупы, камушки, шарики и т.п.).
- Шнуровки, застёжки (пуговицы, молнии).
- Сенсорное панно.
- Цветные поля (фоны) с наборами игр к ним.
- Музыкальные инструменты для развития слухового восприятия (с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.).
- Шумелки, звенелки, трещалки, шуршалки.
- Бусы различной формы и цвета.
- Наборы деревянных игрушек миниатюр для развития тактильных ощущений
(“ чудесный мешочек”).
- Ленточки различной ширины, длинны и цвета.
- Наборы посуды, подобранной по основным цветам.
- Наборы одежды для кукол подобранной по основным цветам.
- Наборы одежды для детей в уголке ряженья, подобранной по основным цветам.
- Наборы конструктора разнообразной формы, размера, цвета, изготовленные из разнообразного материала.
- Наборы для рисования, лепки, апликации.
- Рамки вкладыши Монтессори.
- Палочки Кюизенера.
- Игры уникуб, сложи узор.
- Игрушки разнообразной фактуры.
- Игрушки с наполнителями (шарики).
- Сенсорные столы, оборудованными материалами разнообразного вида для сенсорного развития.
- Игры и материалы, изготовленные педагогами.