Выступление "Интеграция как фактор социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями слуха" на XXI Всероссийской научно-практической конференции "Педагогики и психология детства: дети третьего тысячелетия", г. Красноярск, 2019 г.
Документы для скачивания
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к обучению лиц с особыми потребностями. Проблема слуха не только важнейшая медицинская, но и социальная проблема.
У глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста без обучения речь не формируется. У них отмечаются различные голосовые реакции, неотнесенный лепет, звукосочетания. Основная задача дефектологов в ходе всего учебно-воспитательного процесса развивать остаточный слух детей, их речь как средство общения и познания окружающего мира и формировать произносительные навыки. Глухие и слабослышащие дети имеют особые образовательные потребности, возникшие в результате нарушения слуха:
- развитие и использование остаточного слуха в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях;
- обучение слухо-зрительному и слуховому восприятию обращенной речи говорящего человека и различным формам коммуникации;
- развитие всех сторон речи и восполнение недостатка знаний об окружающем мире, связанного с ограничением возможностей.
Ребёнок, лишенный слуха, ограничен информацией о внешнем мире, он имеет возможность общаться только с очень узким кругом. Некоторые старшие дошкольники начинают осознавать свои речевые проблемы, поэтому очень неохотно идут на общение с новыми людьми, уходят от контактов со взрослыми и слышащими детьми. [2]
Глухие – не значит беспомощные. Глухие дети – это обычные дети, которые любят бегать, играть, танцевать, веселиться, шалить, экспериментировать с разными предметами, строить, лепить, рисовать.
Поэтому интегрировать детей с ограниченными возможностями здоровья мы начинаем с ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. «Особые» дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. [3]
Ребёнок с потерей слуха испытывает трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной, поэтому основной проблемой на современном этапе является интеграция ребенка с нарушениями слуха в среду слышащих сверстников, с последующей интеграцией его в современный социум. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для проведения целенаправленной работы по интегрированному обучению и воспитанию детей. [1] Это объясняется тем, что малыши легко принимают ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не обращают внимания на его дефект, часто просто не замечают его.
Из существующих в настоящее время форм интеграции, как одного из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп нашего образовательного учреждения Минусинской школы-интернат, наиболее приемлемой является временная форма интеграции. С воспитанниками систематически проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на всестороннее их развитие и подготовку к школе. Но при этом наши ребята оказались в полной изоляции от мира слышащих детей, и это отрицательно воздействует на разные стороны их психического и личностного развития. Глухие дети сторонятся слышащих сверстников, т.к. боятся быть неуспешными в играх. Во время интеграции детей с особыми образовательными потребностями в социум, каждый раз возникают два аспекта: отношение детей к социуму и отношение социума к этим детям. [4] Перед педагогическим коллективом была поставлена задача: как вовлечь глухого ребенка в жизнь слышащих сверстников?
Обсуждая данную проблему, педагоги стали говорить о временной интеграции наших детей. В результате, для успешной социальной адаптации воспитанников в обществе, гармоничного развития и становления личности детей с нарушениями слуха, возникла идея выстроить сетевое взаимодействие с дошкольным учреждением комбинированного вида МОБУ «Детский сад № 28 «Аленький цветочек». Совместная работа двух учреждений началась с 2015 года.
Для сокращения «дистанции» между детьми с нарушениями слуха и слышащими сверстниками, педагогами было принято решение об организации и проведении совместных прогулок, игр, праздников, занятий. Первое знакомство детей проходило в специально организованной деятельности. Ребята сначала играли обособленно, наблюдая друг за другом, неохотно шли на контакт. Педагоги через игры выстраивали дружеские взаимоотношения между детьми, развивали их коммуникативные навыки. Как только малыши немного стали понимать и принимать друг друга, организовали занятия по изобразительной деятельности, физической культуре и музыкальному воспитанию.
Для развития доброжелательных отношений между детьми большую роль сыграла организация спортивных мероприятий и традиционных праздников.
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Нам было важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. Богатейшим полем для решения данной задачи стала совместная театрализованная деятельность. Педагогами и музыкальными руководителями началась организация постановки детского музыкального спектакля по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Дефектологи и логопеды работали над произносительной стороной речи, мимикой и эмоциями маленьких актёров. Родители активно включались в подготовку атрибутов, декораций и костюмов для детей.
С музыкальным спектаклем «Муха Цокотуха» дети приняли участие в городском конкурсе-фестивале детских театральных коллективов «Театральная юность Минусинска-2017» в номинации «Лепесток надежды» и заняли первое место. В настоящее время продолжается работа над постановкой сказки «Кошкин дом» С.Я. Маршака.
Находясь в речевой среде, у глухих и слабослышащих воспитанников появляется стимул к словесному общению, к развитию навыков диалогической речи, преодолевается коммуникативный барьер и пополняется социальный опыт. В результате взаимодействия со слышащими сверстниками дети с нарушениями слуха становятся более уверенными в себе, между ними устанавливаются дружеские отношения.
Библиографический список
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие. - М.: Академия, 2002.
- Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. – (Коррекционная педагогика).
- Леонгард Э. И. Неслышащие дети в мире слышащих //Особый ребёнок: Исследование и опыт помощи / Под ред. Циганок А.А. – М.: Просвещение, 1998. – 97 с.
- Леонгард Э. И. Глухие и слабослышащие малыши в образовательном пространстве //Научно-практический журнал «Современное дошкольное образование» №5 2008 – с.34.
- Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушениями слуха в дошкольные учреждения общего типа //Дефектология. - 1995.-№ 4.-с.66-74.
- Шматко Н. Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности /Шматко Н. Д. // Дефектология. - 2010. - № 5 – с.58.