Организация экспериментальной деятельности с живой и неживой природой в целях формирования основ экологического воспитания детей средней группы. (из опыта работы) (15.12.2021)
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать.
В среднем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде. Они восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас?
В начале учебного года мы поставили перед собой задачу научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Мы стараемся объяснить детям, что мы часть природы, а не ее «цари». Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.
Цели, которые мы поставили:
дать детям элементарные представления об экологии; сформировать экологическую культуру и правильное отношение к объектам живой и неживой природы;
осознание исследования, как способа познания окружающего мира. С помощью игр, постановки опытов, проведение экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы.
Чтобы начать работу по экспериментальной деятельности, в нашей группе была создана развивающая среда, т. е. организована экологическая мини лаборатория, подобрано вместе с детьми и родителями оборудование. С этой же целью нами был предложен проект по экологии, при реализации которого особое внимание уделяется пополнению предметно –развивающей среды уголка.
Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы, вата. Размещены ёмкости с почвой, с природными ископаемыми, камни, шишки хвойных деревьев и многое другое). Комнатные растения, за которыми ведется уход. Дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения.
Сажали лук. Наблюдали за процессом прорастания, поливали, ухаживали. Делали отметки в дневник наблюдений.
В начале учебного года, с нашей стороны, было проведено наблюдение за детьми, целью которого было выявление отношения детей к экспериментальной деятельности. По его результатам было отмечено, что малоактивные дети не проявляли интерес к экспериментированию, они были пассивны. Таким образом, мы старались уделять больше внимания малоактивным детям, чтобы малоактивные дети пытались самостоятельно высказывать свои мысли, делать небольшие выводы, могли отстаивать свою точку зрения.
Во время прогулки дети видят много интересного. Например, осенью на асфальте была большая лужа, в которой весело отражалось осеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. Лужа морщится. От маленького камушка - немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Что делал ребенок? Баловался? Да нет. Мы не ставили перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством.
В ноябре организовали конкурс кормушек и «Открыли птичью столовую!», целью было воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.
Для закрепления знаний по теме: «Деревья и кустарники» провели с детьми беседу:
Назови и покажи деревья и кусты, растущие на улице, на участке.
Назови и покажи части деревьев.
Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.
Как и откуда дерево получает питательные вещества. (опыты-эксперименты).
Зачем дереву ствол, ветки, листья?
Чем дерево отличается от кустарника?
Какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?
Как человек помогает деревьям и кустарникам?
Для каких обитателей живого мира дерево является домом?
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы стараемся использовать как можно больше опытов «Экспериментируем вместе», «Что я знаю, расскажу и покажу». Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму».
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрываем причины наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Поэтому мы подобрали картотеку опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста.
Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу. На прогулках мы знакомимся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Так же организуем игры-опыты с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используем разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных», игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Цикл занятий в совместной деятельности, с использованием опытов о воде «Земля - голубая планета» и о воздухе «Воздух-невидимка». Где прослеживалась цель: развитие представления о воде и воздухе, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности. «Мой дом – чистая планета!» целью было - донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
Мы считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
сформированы начала экологической культуры у детей;
сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
дети учатся практическим действиям по охране природы;
развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этому направлению.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому хорошо видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Но у детей моей группы имеются недостатки в речевом развитии, что влечёт за собой проблемы в познавательной сфере. Ребёнок – дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач «Программы воспитания и бучения в детском саду» в разделе «Знакомство с окружающим миром».
Во время проведения занятий я заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности, проведению опытов, к долгосрочным наблюдениям - экспериментам. Полученные на занятиях результаты дошкольники многократно пытаются повторить самостоятельно в свободное время и дома, используя освоенные ими приёмы и материал занятий, выставленный в уголке экспериментирования. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение опытов, что свойственно многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться).
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение экспериментирования в мою практику работы с детьми.
Теоретической базой моей работы являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его реализации:
- на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения (само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно);
- на втором уровне педагог ставит проблему, но метод решения ребёнок ищет самостоятельно;
- на третьем уровне постановка проблемы, отыскание метода и разработка самого решения осуществляется детьми самостоятельно.
Изучив методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям своей работы. Распределила подборку практического материала по разделам «Живая природа»» и «Неживая природа»», по блокам - с указанием названия опыта, развивающих задач, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов, для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды.
На начальном этапе работы я провела наблюдения за детьми в совместной деятельности, с целью – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
После чего я наметила содержание работы, предоставила возможность работать с опорой на знания и интересы как каждого ребёнка, так и группы в целом. Проанализировав результаты наблюдения за детьми, определила следующие задачи:
- учить детей исследовать окружающие их предметы, свойства разными способами;
- поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям;
- создать необходимые для этого условия.
С целью развития экспериментальной деятельности в группе мы вместе с детьми оборудовали уголок «Экспериментирования» для свободной деятельности и индивидуальных занятий. Мною была подобрана серия экспериментов с объектами неживой и живой природы, которые я использовала в работе с детьми среднего дошкольного возраста. В ходе экспериментов я обогащала опыт детей, они практически осваивали свойства и качества материалов, активно участвовали в исследовании различных проблемных ситуаций. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности я учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали?», «Что мы получили?», «Почему?». По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, делали схему эксперимента в альбоме.
Моя задача – помочь в проведении исследований, сделать их полезными. Помощь эту я оказываю первое время на всех этапах: и при выборе объекта исследования, и при поиске метода его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в ходе исследования.
Уровень познавательного развития детей в группе различный, и это требует гибкого проектирования содержания занятия, чтобы заинтересовать и сделать успешными всех детей. При выборе содержания и постановке задач я учитываю возрастные особенности детей, их интересы, определяю уровень подачи проблемы.
Выбирая тему занятия – эксперимента я учитываю, есть ли необходимые для её решения средства и материалы. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на моей словесной информации.
Эксперименты дети проводят как на специально организованных занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности. Ребята с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями и водой. Например, при лепке из песка дети рассуждают, какой песок лепится – сухой или мокрый, почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме «Вода» проводим опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В ходе эксперимента стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами.
На занятиях по экспериментальной деятельности дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте посмотрим, что получится, если…», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только отличия, но и сходства.
В свободной самостоятельной деятельности дети сами задумывают опыт, продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и делают необходимые выводы, которые фиксируются в индивидуальных альбомах. Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в той или иной схеме, а строится детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что экспериментальная деятельность позволяет не только поддерживать имеющийся у детей, но и возбуждать, по какой-то причине угасший интерес, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Мы сотрудничаем с детьми на равных. Это делает их более ответственными и самостоятельными.
В своей работе с детьми придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Большой – маленький», «Времена года», «Назови, кто я» помогают в ознакомлении с явлениями природы. Словесные игры «Что лишнее», «Это кто к нам пришёл» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире, полном тайн и загадок.
Знакомясь с новинками литературы, обращаю внимание на разные формы организации исследовательской деятельности, опыт коллег.
При организации исследовательской работы с детьми соблюдаю определённые правила:
- учить действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
- не сдерживать инициативу детей;
- не делать за детей то, что они смогут делать самостоятельно;
- не спешить с вынесением оценочных суждений.
Для популяризации экспериментальной деятельности не мало важна работа с родителями. Для достижения необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи родителям был предложен экологический проект, который направлен на пополнение предметно – развивающей среды уголка экспериментирования. Целью проекта является обогащение представлений детей об объектах живой и неживой природы;
формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности; развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. В ходе проекта, с помощью родителей, был пополнен уголок экспериментирования различными материалами. Родителям были даны примерные планы их совместной деятельности с детьми дома, которые связаны с материалом, изучаемым в детском саду. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации с родителями. На родительских собраниях мы обсуждали возникающие трудности и обменивались накопленным опытом. Вместе с детьми мы планируем пригласить родителей на открытое занятие с элементами экспериментирования, вовлекаем их в выполнение творческих домашних заданий «Опыты вместе с мамой».
Одним из важных режимных моментов дня является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач различных образовательных областей. Поэтому мы на прогулке также занимаемся экспериментальной деятельностью: наблюдаем и проводим эксперименты с живой и неживой природой. Хотелось заметить то, что при организации наблюдений очень важно правильно выбрать объект. При несоблюдении этого условия познавательная ценность эксперимента может снизиться.
Например, наблюдение за почками: на одном дереве почки еще не набухли, их невидно, а на другом они заметны, отсюда следует, что наблюдение надо проводить со вторым деревом.
Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.
На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями.
Таким образом, в ходе своей работы, можно сделать вывод, что если система работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста будет включать организацию и проведение детского экспериментирования, то у детей сформируется экологическое сознание, разовьется познавательная активность, мыслительная деятельность, интерес к природе, поиску решений и закономерностей и получению удовольствия от достигнутого результата. Поэтому я и дальше планирую заниматься