Современные технологии
Документы для скачивания
«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить»
В.А.Сухомлинский
Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. Поэтому очень важно научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать ее и критически оценивать, воспитать грамотного читателя, понимающего смысл прочитанного текста, умеющего анализировать информацию, выделять главное и второстепенное. Существует множество различных приемов и методов работы с текстом:
- Прием «Закрой окно»
«Дырявый текст», «Допиши историю».
Текст с пропусками предложил использовать психолог Гальперин в середине 1970-х годов для формирования внимания при работе с текстом. Этот метод лежит в основе приема «Закрой окно».
У приема много « плюсов», он учит:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл;
- находить в тексте нужную информацию.
Данный прием сочетает в себе элементы игры и исследования, это позволяет повысить интерес к изучаемому вопросу, представить его в необычной форме, учит анализировать информацию, выбирать нужную. Методика работы может быть различной: самостоятельная индивидуальная работа, работа под руководством учителя, (работа в парах, группах).
Прием можно использовать:
1.при изучении новой темы - Изучив материал параграфа, закройте окна- вставьте пропущенные слова,) - как вариант самостоятельного добывания знаний,
- при контроле знаний - использовать в качестве проверки по изученной теме,
- на этапе закрепления изученного материала
4.в качестве домашнего задания.
Если тексты разрабатываются по одному параграфу, при изучении новой темы, рабочий лист должен содержать от десяти до двадцати пропусков для глубокого погружения в материал параграфа. Можно предложить текст по целому разделу, если нужно провести контроль знаний по теме.
Работа эффективна в группе, учащиеся помогают друг другу усваивать материал, делятся мыслями, идеями, что-то друг другу подсказывают, доказывают, опровергают, учатся взаимодействовать. Тексты с пропущенными словами и историческими ошибками – наиболее любимые задания для пятиклассников и шестиклассников. Прием универсальный и используется в 5-9классах . (приложение1)
Чтобы прием был эффективным текст должен: соответствовать источникам информации, которые использовались при изучении материала; вопрос должен трактоваться однозначно, нескольких вариантов ответа быть не должно.
Прием относят к технологии активных методов обучения, поскольку присутствует элемент игры, но и частично относится к технологии критического мышления, т.к. учит ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию, размышлять при решении учебно-познавательных задач.
Подобная работа проводится с текстами с ошибками.
Приложение 1.
«Закрой окно!»
Укажите пропущенные имена, даты, географические названия. Впишите в каждый пропуск слова так, чтобы в целом получался связанный рассказ.
Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра ( ______ ) и (_______). В (_____)году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - ( ) Русь.
Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).
2.Прием «Исследовательский фартук».
У учащихся листы бумаги, на которых схематично изображен фартук. В верхней части фартука записана тема, в нижней части нарисованы карманы. Дети в роли хозяюшки, которая складывает в карманы все самое важное, в течение урока заполняют карманы, учитель затем собирает фартуки и оценивает, кто лучшая хозяюшка. Я прием немного видоизменила, на некоторых уроках использую его конкретно при работе с текстом.
В верхней части фартука записана тема, в средней части нарисованы карманы: даты, имена. карман для понятий. В Нижней части карман, в который учащиеся «складывают» все важные факты, события, явления.
На этапе изучения нового материала, Учащиеся, работая с текстом параграфа, отдельным пунктом (в зависимости от объема информации) заполняют карманы. После окончания работы нужно вынимая из карманов информацию восстановить содержание текста. Можно Прием использовать: при работе с историческим источником,
при подготовке к итоговой аттестации, к предметной олимпиаде.
Можно применить на этапе первичного закрепления знаний, по памяти заполняют карманы. Применять прием можно начиная с 5 класса.
Информацию в наше время найти не составляет труда, важно научить обработать информацию, найти нужную информацию. Прием учит анализировать текст, выделять главную и второстепенную информацию, учит связному рассказу, так как в конце нужно восстановить содержание текста. Прием обучает самостоятельно обрабатывать информацию, формирует самостоятельность мышления. Для того, чтобы прием был эффективным и научил выделять главную информацию нужно периодически его применять.
- Прием «Переводчик».
Работа с терминологией занимает на уроках истории и обществознания важное место.
Прием помогает разнообразить работу с терминологией, «оживить» ее. Его можно применять, начиная с 5 класса. Можно использовать несколько раз в одном и том же классе, на одном уроке на этапе закрепления изученного материала, на уроке контроля знаний, в качестве домашнего задания, при подготовке к итоговой аттестации, к предметной олимпиаде.
Дан текст с полным определением исторических понятий. По развернутому пояснению нужно определить, о каком понятии идет речь и вписать его одним, двумя словами. Приложение 2.
Прием помогает отработать исторические термины и понятия.
Приложение2.
«Переводчик»
Замените подчеркнутые предложения историческими терминами, впишите одним, двумя словами.
16 января 1547года в Успенском соборе московского Кремля венчался на царство Иван IV.Великий князь Иван Васильевич стал первым в истории Руси царем. К этому времени вокруг молодого царя сложился круг государственных деятелей - совет приближенных царя - ______________________________________. Опираясь на __________________ царь провел реформы, которые должны были сформировать такое государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти - _________________________________________.
В 1549 году царь повелел собрать в Москве собрание представителей разных сословий всех русских земель - ___________________________________.
В 1550 году на соборе был принят новый свод законов Российского государства - _________________________________ . В нем увеличен размер платы за проживание с крестьян при переходе от одного помещика к другому - _________________________________ . В правление Ивана IV завершилось формирование органов центрального управления - ______________. Их численность в разные годы доходила до ста.