Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию "Фиксики"
Документы для скачивания
Содержание
1 |
Пояснительная записка |
стр.3 |
1.1 |
Цели и задачи |
стр.4 |
1.2 |
Календарный учебный график |
стр.5 |
1.3 |
Учебный план |
стр.5 |
1.4 |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности |
стр.6 |
2.1 |
Учебно-тематический план |
стр.6 |
2.2 |
Содержание учебно-тематического плана |
стр.8 |
3 |
Методическое обеспечение программы |
стр.12 |
4 |
Список литературы |
стр.13 |
1.Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию «Фиксики» (далее Программа) носит инновационный характер. Программа ориентирована на развитие интеллектуальной, действенно-практической, культурно-эстетической и эмоционально-волевой сферы дошкольника, посредством включения информационных технологий в образовательную деятельность ребенка.
Глобальный процесс компьютеризации охватывает все стороны нашей жизни и образования в том числе. Образовательный процесс обуславливает необходимость формирование компьютерной грамотности у ребёнка дошкольника. Использование инновационных компьютерных технологий способствует развитию интеллектуальной, творческой, речевой компетентности.
Программа предусматривает развитие алгоритмического и системного мышления, развитие творческого воображения. Развивает умение выделять и понимать знаки, систематизировать информацию, находить закономерности, следовать указаниям.
Особую роль в программе отводится компьютерным играм, которые делают образовательный процесс увлекательным.
Организованная образовательная деятельность проводится два раза в неделю во второй половине дня, продолжительностью не более 25 минут, из которых 10-15 минут отводятся практической работе на компьютере. В содержание включается вводная беседа, освоение детьми теоретических навыков, гимнастика для снятия усталости глаз.
Программа обусловлена современными требованиями модернизации системы образования и потенциалом образовательного учреждения.
Нормативная документация
-Федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ « Об образовании в Российской федерации»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 г. Москвы « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» ;
-Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.14.№1726-Р.
1.1. Цель: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий;
Задачи:
- формирование представлений о работе компьютера, способах управления событиями на экране, терминологии, что является обязательным компонентом компьютерной грамотности пользователя;
- ознакомление с функциональной структурой компьютера, его основными устройствами и приемами работы в среде «Windows»;
- формирование навыков работы в графическом редакторе «Paint» и текстовом редакторе «Word»;
- ознакомление детей с такими понятиями, как: графика, последовательность событий, порядок действий, алгоритм, кодирование;
- ознакомление с компьютерными играми и их правилами, развитие и совершенствование с их помощью процессов мышления;
- развитие творческих способностей, речи, обогащение словарного запаса
- воспитание познавательной активности, умения работать в коллективе, потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками.
В программе участвуют дети от 5 до 7 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Формы проведения образовательной деятельности: занятие-игра, творческая мастерская, мастер-класс.
1.2. Календарный учебный график
Образовательная деятельность проводится два раза в неделю с 1 сентября по 30 июня в режиме пятидневной рабочей недели. Всего 40 недель. В соответствии со следующим объемом нагрузки:
№ п/п |
этапы |
Продолжительность образовательной деятельности |
Количество образовательной деятельности в неделю |
Объем образовательной нагрузки в месяц |
Объем образовательной нагрузки по программе в год |
1 |
Год обучения |
25 минут |
2ч |
8ч |
80 часов |
Всего |
80 часов |
Программа включает в себя 80 академических часов для каждого возраста и предусматривает три раздела:
- правила безопасного поведения в компьютерном зале и в работе с компьютерами;
- изучение компьютера и его возможностей (теоретическая подготовка);
- использование компьютера как средства познавательного, творческого развития (практическая подготовка).
1.3. Учебный план
( академические часы)
№ п/п |
Разделы |
Объем образовательной нагрузки за весь период обучения |
1 |
Правила безопасного поведения в компьютерном зале и в работе с компьютерами |
1,5/0,5 |
2 |
Изучение компьютера и его возможностей (теоретическая подготовка) |
10/18 |
3 |
Использование компьютера как средства познавательного, творческого развития (работа на компьютере) |
15/35 |
|
Итого |
26,5/53,5 |
Календарный учебный график
Образовательная деятельность проводится с 1 сентября по 30 июня в режиме пятидневной рабочей недели. Всего 40 недель.
1.4. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате реализации программы воспитанники первого года обучения будут знать и уметь:
Уметь:
- осуществлять необходимые операции в «Word» и графическом редакторе «Paint»;
- рисовать, конструировать с помощью графического редактора «Paint»;
- работать со вспомогательными частями компьютера;
- использовать в своей работе клавиатуру и мышь;
- уметь кодировать информацию;
- входить и выходить из программ и игр;
- использовать главные знаковые клавиши enter, пробел, shift;
- применять полученные знания, умения, навыки в образовательной деятельности, в группе, в повседневной жизни, в домашних условиях и самостоятельной деятельности.
Знать:
- правила поведения в компьютерном классе,
- названия основных частей и дополнительных устройств компьютера, их применение;
-что такое компьютер; что такое информация, ее виды, 5 каналов получения информации;
- создавать графические изображения;
-что такое сопоставление, разрешающие и запрещающие знаки, алгоритм, закономерность, пиктограмма, множества, кодирование;
- виды графических редакторов, что такое палитра, инструменты палитры, способы рисования.
2.1. Учебно - тематический план
№ п/п |
Тема программы |
Теория |
Практика |
Всего |
1. |
Правила поведения и техника безопасности |
1,5 |
0,5 |
2 |
1.1 |
Здравствуй класс компьютерный! Правила поведения в компьютерном классе. |
1 |
|
|
1.2 |
«Нам компьютер верный друг!». Техника безопасности при работе с компьютером |
0,5 |
0,5 |
|
2 |
Знакомство с компьютером |
10 |
18 |
28 |
2.1 |
«Для чего нужны компьютеры?» |
1 |
|
|
2.2 |
Компьютер и его части: устройство «монитор». |
1 |
0,5 |
|
2.3 |
Средства управления - «мышь» Введение понятия «алгоритм». |
1 |
0,5 |
|
2.4 |
Рабочий стол. |
1 |
1 |
|
2.5 |
Путешествие по клавиатуре. |
1 |
2 |
|
2.6 |
Графический редактор «Paint». |
2 |
3 |
|
2.7 |
«Word», или Лягушонок на клавиатуре. |
2 |
2 |
|
2.7 |
Устройство «Принтер» и его назначение. |
1 |
1 |
|
2.8 |
Разновидности компьютерных игр. |
|
8 |
|
3 |
Работа за компьютером. |
15 |
35 |
50 |
3.1 |
Школа волшебников. Строчные и заглавные буквы. |
1 |
1 |
|
3.2 |
Маленькие наборщики. |
|
1 |
|
3.3 |
Цифровой ряд клавиатуры. |
1 |
1 |
|
3.4 |
Создание и редактирование текста. |
1 |
2 |
|
3.5 |
В гостях у Пэйнтика, или веселая «рисовалка» (графический редактор «Paint». |
1 |
2 |
|
3.6 |
Выполнение действий по алгоритму. |
1 |
1 |
|
3.7 |
Палитра. |
1 |
2 |
|
3.8 |
Раскрашивание замкнутого контура. |
1 |
2 |
|
3.9 |
Основной цвет кисти и цвет фона. |
1 |
2 |
|
3.10 |
Создание компьютерного рисунка. |
1 |
2 |
|
3.11 |
Сохранение компьютерного рисунка. |
1 |
1 |
|
3.12 |
Редактирование компьютерного рисунка. |
1 |
2 |
|
3.13 |
Построение линий и фигур. |
1 |
2 |
|
3.14 |
Выделение прямоугольной области. |
1 |
2 |
|
3.15 |
Моделирование в среде графического редактора. |
1 |
2 |
|
3.16 |
В творческой мастерской. Рисунок по выбору. |
1 |
5 |
|
3.17 |
Развивающие игры на компьютере |
|
5 |
|
2.2. Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Здравствуй класс компьютерный! Правила поведения в компьютерном классе.
Теория 1 ч.
Правила поведения и техники безопасности.
Тема 2. «Нам компьютер верный друг!». Техника безопасности при работе с компьютером.
Теория 0,5ч. Практика 0.5ч.
Знакомство с функциональной структурой и основными устройствами компьютера. Презентация «Компьютер», иллюстрации по технике безопасности.
Тема 3. «Для чего нужны компьютеры?»
Теория 1ч.
Познакомить детей с разнообразием компьютерной техники, об использовании компьютера в разных сферах человеческой деятельности.
Тема 4. Компьютер и его части: устройство «монитор».
Теория 1ч. Практика 0,5ч.
Ознакомление с составными частями компьютера: монитор, системный блок, приборы ввода информации – мышь. Знакомство с устройством «монитор». Развивающая игра «Найди пару».
Тема 5. Средства управления - «мышь». Введение понятия «алгоритм».
Теория 1ч. Практика 0.5ч.
Ознакомление с манипулятором «мышь», понятием «алгоритм». Игра «Собери цветочки для мамы».
Тема 6. Рабочий стол.
Теория 1ч. Практика 1ч.
Ознакомление с содержанием рабочего стола. Игра «Одень куклу по сезону»
Тема 7. Путешествие по клавиатуре.
Теория 1ч. Практика 2ч.
Совершенствование навыка работы с клавиатурой и «мышью». Развивающая игра «Составь слово».
Тема 8. Графический редактор «Paint».
Теория 2ч. Практика 3ч.
Презентация «Рисуем в программе Paint» (знакомство с панелью инструментов, назначении, возможности, местоположении).
Тема 9. «Word», или Лягушонок на клавиатуре.
Теория 2ч. Практика 2ч.
Ознакомление с программой Word (окна программы, элементы окна, ввод текста, параметры шрифта и т д.)
Тема 10. Устройство «Принтер» и его назначение.
Теория 1ч. Практика 1ч.
Ознакомление с принтером, назначением и возможностями. Развивающая игра «Найди 10 отличий».
Тема 11. Разновидности компьютерных игр.
Практика 8ч.
Ознакомление детей с компьютерными играми.
Тема 11. Школа волшебников. Строчные и заглавные буквы.
Теория 1ч. Практика 1ч.
Ознакомление с клавишей «Shift». Выполнение игровых упражнений с использованием компьютерной мыши. Развивающая игра «Раскрась картинку».
Тема 12. Маленький наборщик .
Практика 1ч.
Закрепление навыков работы на клавиатуре. Ввод текста строчными и заглавными буквами. Развивающая игра «Буквы и звуки»
Тема 13. Цифровой ряд клавиатуры.
Теория 1ч. Практика 1ч.
Закрепление навыков работы на клавиатуре. Развивающая игра «Десять обезьянок».
Тема 14. Создание и редактирование текста.
Теория 1ч. Практика 2ч.
Развивать умение работать с текстовым редактором «Word». Ввод текста строчными и заглавными буквами, простейшие арифметические действия, редактирование текста.
Тема 15. В гостях у Пэйнтика, или веселая «рисовалка».
Теория 1ч. Практика 2ч.
Ознакомление с панелью инструментов, развитие навыка работы с инструментами «Карандаш», «Кисть». Рисунок «Волшебная палочка».
Развивающая игра «Раскрась картинку».
Тема 16. Выполнение действий по алгоритму.
Теория 1ч. Практика 1ч.
Выполнение линейного алгоритма. Развитие навыка работы с инструментом «ластик», с панелью команд: «файл» - «создать». Рисунок «Фоторобот»
Тема 17. Палитра.
Теория 1ч. Практика 2ч.
Ознакомление с палитрой, инструментом «заливка». Рисунок «Бабочка и цветы». Игра «Составь картинку»
Тема 18. Раскрашивание замкнутого контура.
Теория 1ч. Практика 2ч.
Совершенствование работы с инструментами «кисть», «заливка».
Рисунок «Ежик и грибы».
Тема 19. Основной цвет кисти и цвет фона.
Теория 1ч. Практика 2ч.
Развивать навыки работы в среде графического редактора. Ознакомление с основным цветом кисти и цветом фона, с инструментом «Распылитель». Закрепление навыков работы с инструментом «кисть», палитрой. Рисунок «Зимний пейзаж»
Тема 20. Создание компьютерного рисунка.
Теория 1ч. Практика 2ч.
Закреплять навыки работы в среде графического редактора, умения выполнять действия по алгоритму. Создание компьютерного рисунка «Снеговик». Развивающая игра «Составь картинку «Снеговик»
Тема 21. Сохранение компьютерного рисунка.
Теория 1ч. Практика 1ч.
Ознакомление с панелью команд, с инструментом «пипетка», формирование умения сохранять компьютерный рисунок. Рисунок «Барашек».
Игра «Звуковое лото».
Тема 22. Редактирование компьютерного рисунка.
Теория 1ч. Практика 1ч.
Закрепление навыков работы с панелью команд. Рисунок «Курочка».
Тема 23. Построение линий и фигур.
Теория 1ч. Практика 2ч.
Закрепление умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка. Ознакомление с инструментами «Линия», «Прямоугольник», «кривая линия». Рисунок «Морской пейзаж», «Воздушные шары».
Тема 24. Выделение прямоугольной области.
Теория 1ч. Практика 2ч.
Закрепление навыков работы в среде графического редактора. Рисунок «Космическое путешествие».
Тема 25. Моделирование в среде графического редактора.
Теория 1ч. Практика 2ч.
Развитие навыков геометрического конструирования и моделирования, работа с инструментом «выделение прямоугольной области». Рисунок «Многоэтажный дом», «Поезд».
Тема 26. В творческой мастерской. Рисунок по выбору.
Теория 1ч. Практика 5ч.
Закрепление навыков работы по программе «Paint».
Тема 27. Развивающие игры на компьютере .
Практика 5ч.
Выполнение разнообразных игровых упражнений, тренингов. Упражнять в умении играть в компьютерные игры.
3.Методическое обеспечение программы
- Ноутбуки – 6 шт.
- Колонки – 6шт
- Сканер.
- Принтер.
- Мультимедиа проектор, экран.
- Раздаточный материал для каждого ребенка.
- Дидактические игры.
4.Список литературы:
- Л.А. Коч, Ю.А. Бревнова «Дошколёнок + компьютер: перспективно-тематическое планирование. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет»: Дополнительное образование в ДОУ 2011 год.
- Коч Л.А., Бревнова Ю.А. « Дошколенок +компьютер», Волгоград, издательство «Учитель», 2011 г.
- Балабанова Л.К. « Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет», Волгоград, издательство «Учитель», 2012 г.
- ГабдуллинаЗ.М. « Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет» Волгоград, издательство «Учитель», 2011 г.
- Мельникова В.В. «Ребенок и компьютер: избегаем опасности и извлекаем пользу»,Санкт-Петербург, ИД Литера, 2014г.
- Комарова И.И., Туликов А.В. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» Москва, Мозаика- Синтез,2013 г.
- «Мир информатики» А.В.Могилев, Ассоциация 21 век 2003 г.
- А.В.Горячев, Н.В. Ключ «Всё по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 лет» М: Изд.Дом РАО Баласс,
- А.В. Горячев, Н.В. Ключ «Всё по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников». - М.: изд.
- «Информатика. Математика. Логика» Ю.А.Соколова. - М: Изд-во Эксмо, 2004 г. - 224 с., ил. - (Готовимся к школе по интенсивной методике).
- Могилев А.В. Мир информатики. - М.: Ассоциация 21 век, 2003 г.
- Симонович С.В. Компьютер для детей. Моя первая информатика. - М.: Изд-во «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»,
- Зыкина О.В. Компьютер для детей. - М.: Изд-во Эксмо, 2004 г
Интернет ресурсы:
- http: //school-collection.edu.ru
- http://robotlandia.ru/abc/0101.htm , http://www.logozavr.ru
- www.klyaksa.net
- www.metod-kopilka.ru
- www.pedsovet.org
- www.uroki.net