Конспект Васильченко И.С.
Документы для скачивания
Возраст: старшая группа.
Направление: «Речевое развитие»
Форма проведения: Фронтально. Образовательная ситуация с элементами игры
Образовательные задачи
Закрепление представлений о весне и ее приметах.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».
Совершенствование грамматического строя речи:
согласование числительных с существительными; образование существительных в родительном падеже; образование однокоренных слов;
Совершенствование навыка составления описательного рассказа
Развивающие задачи
Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания,
мышления, координации речи с движением;
Воспитательные задачи
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Методы и приемы:
Методы – игровой, словесный, наглядный ,практический.
Приемы – сюрпризный момент , вопросы, поощряющая оценка.
Индивидуальная работа:
Активизировать на занятии Полину, Артема.
Оборудование:
Письмо, фонарик, мяч
Картинки с изображением: сосулек, проталины, насекомых,
скворечника, скворца, сюжетных картинок по сказке.
Нарисованные изображения солнца, дерева, зеленые листики;
Ткань для ручейка, камушек.
Ход занятия
Орг. момент:
В: - Реб. посмотрите какое чудесное весенние утро, к нам пришли гости. Давайте
поприветствуем друг друга и гостей словами:
Доброе утро
Скорей проснись
Солнцу шире улыбнись. (2р)
В: - Реб. а сейчас поздороваемся с солнышком: (пальчиковая гимнастика)
Смотрит солнышко в окошко
Светит в нашу комнатку
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку.
В: - Ой ребята
Кто-то бросил мне в оконце
Посмотрите письмецо
Может это лучик солнца
Что щекочет мне лицо.
(В. обращает внимание детей на конверт с письмом, открывают и читают)
Письмо:
Дорогие ребята, я весенние солнце.
Послала я свои солнечные лучи землю согреть, а они от меня спрятались.
Помогите мне пожалуйста их найти. А дорогу вам покажет волшебный огонек.
В:- реб. а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?
(Предположения детей)
В: - Реб. вы хотите помочь солнцу?
Д:- Да.
В: - Тогда отправляемся в путешествие за солнечными лучами.
1 часть
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сосульки. Дети подходят к этому месту.)
В: - Реб. угадайте, что согрел солнечный луч.
Висит за окошком кулек ледяной
Он полон капели и пахнет весной.
Д: - Сосульку.
В: - Реб. а как называется весенние явление, когда с крыш капают сосульки?
Д: - Весенняя капель.
В: - послушайте внимательно, как капает капель и повторите:
Перестук, перезвон: кап-кап, дон-дон.
(В. предлагает детям разделиться на две группы, девочки и мальчики. Девочки выполняют ритм с хлопками, мальчики с притопыванием.)
Перестук, перезвон: кап-кап-кап, дон-дон-дон.
(В предлагает детям разделиться по парам. Одна пара хлопает, другая топает, третья с хлопками по коленям, четвертая с хлопками над головой.)
(Д. повторяют ритм)
В: - Молодцы реб, вот какая веселая капель у нас получилась. Первый луч мы нашли, идем дальше.
2 часть
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит на картинку с изображением проталины.)
В: - Реб. а что сейчас согрел солнечный луч?
Д: - Весеннюю проталину.
В:- А что это такое?
Д: - Место, где стаял снег и открылась земля.
В:- Реб.угадайте, какой цветы выросли первыми на проталине:
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Д:- Подснежники.
В: - реб, посмотрите сколько проталинок. Выберите себе проталинку и посчитайте сколько голубых подснежников выросло на ней.
(Д. считают свое количество и называют) (согласование числительных с существит.)
Д:- на моей проталине выросло два голубых подснежника, три и т.д.
В:- Молодцы, можем отправляться дальше. Какой по счету мы луч нашли?
Д: - второй.
3 часть
В: - Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит на волнистую дорожку, на полу)
В:- реб. угадайте, что согрел следующий луч.
В голубой рубашке
Бежит по дну овражка.
Д:- ручей.
В:- Назовите ласково наш ручей.
Д:- ручеек, ручеечек.
В:- реб. давайте освежимся у ручья и снимем усталость: (речь с движением)
К ручейку мы все спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
В:- реб смотрите камушек. Поиграем?
Камушек друг другу передай
Что делает весенний ручеек называй!
Д:- бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течет.
В:- Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше.
4 часть
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В светит фонариком на картинки с изображением насекомых)
В:- реб. кого согрел луч?
Д: - насекомых.
В: - назовите их со словом «много». (образование сущ. в родит. падеже)
Д: - бабочка – много бабочек, жук – много жуков, и т.д.
В:- Молодцы, а вот и луч, какой он по счету?
Д:- четвертый.
5часть
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит на картинку с изображением скворечника)
В:- реб. кого согрел луч в этом домике?
Д:- скворца.
В:- А как вы догадались?
Д:- Потому что этот домик называется скворечник.
В:- А что вы знаете про эту птицу? Расскажите, а помогут вам схемы.
(Дети описывают птицу)
В:- А еще скворцы могут петь голосами других птиц.
А каких перелетных птиц вы еще знаете?
Д:- грач, ласточка, лебедь и т.д.
В:- Молодцы, еще один луч нашли.
Какой он по счету?
Д: - Пятый.
6 часть
В:- Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
Игра с мячом “У кого кто”. [Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят).]
Воспитатель приглашает детей на ковер.
- Давайте поиграем в игру с мячом “У кого кто”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
- Грач (грачата).
- Скворец (скворчата).
- Ласточка (ласточата).
- Утка (утята).
- Стриж (стрижата).
- Журавль (журавлята).
- Кукушка (кукушата).
В:- Молодцы, вот и еще луч.
Какой он по счету?
Д: - шестой
7 часть
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит на плакат с изображением дерева)
В:- Что согрел этот луч?
Д:- дерево.
В:- Реб. покажите и назовите, из каких частей состоит дерево?
(Д. показывают и называют)
Д:- Корни, ствол, кора, ветви, почки, листья,
В:- А чего не хватает на нашем весеннем дереве?
Д:- Не хватает листьев.
В:- реб. подарим нашему дереву листья и назовем свой листик красивым словом.
(Д. берут листик и приклеивают на ветви дерева).
Д:- Мой листик липкий, мой листик нежный, мой листик маленький, мой листик зеленый, мой листик треугольный, мой листик свежий, мой листик молодой, мой листик дубовый, березовый, и т.д.
В:- Молодцы, вот наше дерево зашумело листвою, и еще один луч нашелся. Какой он по счету?
Д:- Седьмой.
8 часть
Пересказ сказки по серии сюжетных картин. [Развитие речевого слуха, мышления, через формирование причинно-следственных связей.] воспитатель размещает на магнитной доске сюжетные картинки к сказке (рисунок 1).
- Внимательно послушайте сказку.
Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: “Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем”.
Попросил Росток: “Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!”
Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: “Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет”.
Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками.
- Какое время года наступило?
- Что сделала Таня?
- Что появилось из земли?
- Кто мешал Ростку?
- Кого Росток попросил о помощи?
- Как помог Грач Ростку?
- В кого превратился Росток летом?
Воспитатель дает образец пересказа сказки по серии сюжетных картин. Далее логопед предлагает детям пересказать сказку, если необходимо, оказывает помощь (одна картинка – один ребенок; один ребенок - все картинки).
- Какую пользу приносят перелетные птицы?
Какой он по счету?
Д:- восьмой
В:- Ой реб. огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи, и путешествие наше закончились. Солнце благодарит вас за помощь и говорит вам что-то. Хотите узнать? Давайте разложим лучи вокруг солнца.
(В. и д. раскладывают лучи вокруг солнца)
В:- Реб. так какое важное дело делают солнечные лучи?
Д:- согревают землю, дают жизнь нашей планете.
- Итог занятия. [Оценка работы детей]
-Что вам больше всего понравилось?
- Что было особенно трудно?