Конспект «Правила поведения в лесу» Васильченко И.С.
Документы для скачивания
Программное содержание:
- Учить детей отличать истинную жалость от ложной.
Приемы: Сюрпризный момент- игрушка- мальчик Жалейкин, чтение рассказа Сладкова «Жалейкин и дятел»
- Закрепить знания детей о животных и растениях живущих в лесу.
Приемы: Показ слайдов, загадывание загадок, вопросы к детям, показ иллюстраций.
- Закрепить знания детей о правилах поведения в лесу во время прогулок.
Приемы: Вопросы к детям, напоминания, игра «Светофорчик»
- Развивать память, мышление детей, эстетическое окружающего.
Приемы: Поощрение, напоминание.
- Воспитывать у детей стремление заботиться о природе, беречь ее, чувство сопереживания, жалости и сострадания к обитателям природы.
Приемы: Поощрение детей.
Материал: Использование слайдов, иллюстраций, игрушка- мальчик Жалейкин, имитация вагона поезда.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит детям:" Ребята, по-моему кто-то плачет. Послушайте и правда. Ребята, да это же Жалейкин». Жалейкин расскажи, что случилось. Рассказ Жалейкина:
«Пришел я гулять в березовую рощу, а там кто-то стучит как топором. Вижу сидит на березе дятел и долбит березу, только щепки летят. Жалко мне ее стало. Запустил я палкой в дятла. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел сухую березу долбил, очищал ее от жуков, гусениц, личинок. Расплодились жуки - древоеды, древоточцы. Стали березы сохнуть и болеть».
Успокойся Жалейкин, мы с ребятами поможем тебе все исправить. Правда, ребята. Хотите вместе с Жалейкиным совершить увлекательное путешествие (Да). Прошу вас занять места в вагоне, наш поезд отправляется. А куда? Отгадайте мою загадку и узнаете, куда нас сегодня умчит веселый поезд.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Сашу – земляникой,
Юлю – костяникой,
Лизоньку - орешками,
Кирилла – сыроежками,
Ксюшеньку - малиной,
Хулигана – хворостиной. (Лес).
- Да, ребята, мы едем в лес. Давайте, ребята, посмотрим что же есть в лесу (показ слайдов: лес, звери, птицы, растения). Ребята, нравится ли вам природа нашего края- Южного Урала. Дети: Да. Вот мы и приехали. Давайте присядем на полянке. Ребята, а что это? (растения).Ребята, найдите растения, которые растут в нашем лесу (Дети находят).Воспитатель говорит: «Правильно, ребята? А теперь, ребята, вспомните, какие правила поведения в лесу вы знаете:
- На природе запоминать увиденное.
- Ходить по тропинкам.
- Не ломать ветки деревьев.
- Не топтать цветы, травы.
- Не кричать, не включать громко музыку.
- Не разжигать в лесу костер.
А теперь отгадайте загадки:
- Черный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (дятел)
- Непоседа пестрая, птица длиннохвостая.
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).
- Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в гнездо. (Сова).
- Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной (Соловей).
Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
Ребята, а где живут птицы? (В лесу в гнездах).
Воспитатель: В конце мая, вначале июня в птичьих гнездах появляются птенцы. Заботливые птицы-родители их кормят и конечно оберегают. Чуть посторонний звук, шум – мамы- птицы покидают гнездо, уводят врагов от своего гнезда. Об этом должны знать все люди и мы с вами. В лесу нельзя шуметь, включать громко музыку, чтобы не спугнуть маму- птицу с гнезда. Ребята, а какие правила поведения в природе здесь можно применить? Кто скажет? Ответы детей:
- Не шуметь в лесу.
- Не разорять птичьих гнезд.
- Не брать птенцов из гнезда.
- Не бросать в птиц палками.
Молодцы ребята. Жалейкин, ты понял теперь, что значит жалеть правильно? (жалеть- это значит не вредить, не губить, не разорять гнезд, не лишать животных и растения своего дома, так как лес - дом для животных и растений).
Вот за пнем стоит бугорок,
А в нем большой городок.
Что же это за городок. (Муравейник).
-Ребята, а для чего муравьи в лесу? Ответы детей:
Чтобы поедать вредных насекомых.
Рыхлят почву.
Некоторые звери и птицы принимают муравьиные ванны - ложатся на муравьиные кучи, а муравьи истребляют мелких паразитов.
Правильно, ребята, муравьи оказывают большую помощь лесу. Ребята, вот еще одно правило:
«Не разорять муравейники»
Жалейкин запомнил (Да).
Физминутка:
Хомка-хомка хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает.
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
Ребята, а какие грибы растут в лесу?
(Съедобные, несъедобные).
А мухомор, какой гриб? (Несъедобный). Жалейкин говорит: «Может растоптать этот гриб или сбить палкой». Ты, что Жалейкин, нельзя. Послушай и вы, ребята тоже.
«Для некоторых животных мухоморы пригодны в пищу. Вот, например, лесной красавец лось не только щиплет траву, лакомится молодыми побегами осин, ив, но и ест грибы. А мухоморы для лося- это еще и лекарство. Ты понял Жалейкин. Ребята, а какое правило поведения в природе можно здесь применить. Кто скажет?
«Не топтать и не сбивать в лесу грибы»
«Не разорять грибницы»
Ребята, а кого из зверей, жителей леса вы знаете? (Заяц, лиса, волк, медведь, белка, еж, лось). Правильно, ребята, эти звери живут в лесу круглый год. Ведь в лесу у них есть жилище и много корма. А как вы думаете, хорошо ли живется живым существам в лесу? (лес чистый, в нем легко дышится, лес- дом для животных). Правильно, ребята. А какое же правило поведения в природе здесь можно применить. Ответы детей:
«Не брать детенышей зверей домой»
Молодцы, ребята. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Светофорчик» вместе с Жалейкиным. Воспитатель показывает детям картинки: что нельзя, о чем предупреждает и что можно в лесу, а дети дают ответ цветом (красный, желтый, зеленый). Молодцы, ребята. Воспитатель говорит, что путешествие завершается и поезд отправляется на станцию «Детский сад» и просит повторить правила поведения в лесу, чтобы Жалейкин запомнил. Ответы детей:
- На природе запоминать увиденное.
- Не ломать ветки деревьев.
- Не топтать травы, цветы.
- Не разорять муравейники.
- Не топтать и разорять грибницы.
- Не разорять птичьих гнезд.
- Не брать птенцов из гнезда.
- Не брать детенышей зверей домой.
Жалейкин ты понял свою ошибку (Да). Теперь ты будешь жалеть правильно, не вредить, не разорять гнезда, не лишать животных дома, помогать, подкармливать, оказывать помощь попавшим в беду животным. Спасибо, ребята, я все понял. До свидания. Спасибо, ребята, вы хорошо занимались сегодня (подведение итогов).