Гащенко З.В. Логопедичское занятие
Документы для скачивания
Цель: систематизирование знаний, умений и навыков.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: учить детей грамматически правильно строить предложения из 4-5 слов; составлять схемы предложения и определять количество слов.
Коррекционно – развивающие: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, слогового анализа одно-, двух-, трёхсложных слов. Развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что видели. Совершенствование мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать нравственные качества ( доброту, отзывчивость, желание помогать другим), умение работать в коллективе.
Оборудование:
- Звуковые замки (красного, синего и зелёного цвета).
- Предметные картинки, подносы.
- Игрушка гном.
- Дерево с картинками.
- Паровозик
- Большой и маленький мячи.
- Шапочки – колпачки.
- Кружки (красного, синего и зелёного цвета)
Ход занятия.
Логопед: раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! (дети встают вместе с логопедом в круг , звучит лирическая музыка).
Настал новый день. Я улыбнусь вам , а вы улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки нашим гостям. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту, а выдохните через ротик все обиды и огорчения. (дети делают вдох и выдох три раза).
А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать его друг другу правой рукой, держа большим пальцем и мизинцем – вот так(показать детям как правильно держать мячик). Дети передают мячик, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Дети. Доброе утро. Оля! Доброе утро, Саша! И т. д.
Логопед. Доброе утро, дети. А теперь занимайте свои места за столами. ( дети садятся).
Логопед. Ребята, я пришла к вам не одна а вместе с моим другом Мудрым гномом. Его привела к нам беда, о которой он сам вам расскажет.
Гном. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мудрый гном. Я живу в стране Гномии. Её населяют множество маленьких – гномов. Жили мы всегда дружно и радостно, пока над Гномией не пролетела злая волшебница. Она натворила массу бед: поссорила друзей, превратила добрых жителей в злых, перепутала всё. Теперь у нас нет счастья, нет дружбы, нет прежнего порядка. Я пришёл к вам , потому что вы умники и умницы. Прошу вас помочь мне навести порядок в моей стране.
Логопед. Ребята, хотите помочь Мудрому гному?
Дети. Да!
Логопед. Тогда, чтобы попасть в Гномию, вам надо превратиться в гномиков.
Ну – ка, глазки, закрывайтесь,
Дети, в гномов превращайтесь!
Раз, два, три, четыре, пять –
Буду в гномов превращать!
(звучит таинственная музыка, во время которой логопед помогает детям надеть на голову шапочки – колпачки)
Логопед. Вот мы и превратились в гномов. Ну что же, пора отправляться в путь. Путешествовать мы будем на этом волшебном паровозике. Поехали! Вот мы в стране Гномии. Дети, что это перед нами?
Дети. Замки.
Логопед. Это замки, в которых живут гномы Звуковички. Раньше они дружили, пока не пролетела злая волшебница. После этого они стали ссориться, потому что никак не могут поделить картинки. Хотите их помирить?
Дети. Хотим.
Логопед. Но сначала давайте вспомним: какие звуки живут в Красном замке?
Дети. Гласные.
Логопед. Назовите их.
Дети. «а», «у», «и», «о», «э».
Логопед. А в синем?
Дети. Твёрдые согласные: «п», «т», «р» …
Логопед. А в зелёном?
Дети. Мягкие согласные: «пь», «рь» и т.д.
Логопед. Выберите картинки, которые начинаются с гласного звука, Красному Звуковичку, с твёрдого согласного – Синему, а с мягкого согласного - Зелёному.
(дети по очереди берут картинки и помещают их в Замки, каждый раз объясняя свои действия)
Логопед. Гном Злючка, заколдованный феей, стал плохие дела. На этот раз он разобрал рельсы. И нашему паровозику не проехать дальше. Что делать? Мы сможем уговорить Злючку починить рельсы. Если выполним его задание: определим в названии картинок первый и последний звук.
(дети берут с подносов картинки, называют их и определяют первый и последний звуки)
Логопед. Мудрый гном предлагает нам немного отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка.
Игра «Кто что делает?»
Логопед. Дети, сейчас я вам буду бросать мяч и называть разных животных, птиц, а вы, возвращая мне мяч, скажете, что они умеют делать? Например: собака – бегать, лаять… (дети играют).
Логопед. Дети, что за дерево у нас на пути? Да это непростое дерево, оно заколдовано феей, на нём растут листочки, а картинки. Это дерево охраняется гномом Птицей. Птица пропустит нас, если мы каждое слово поделим на слоги и определим количество слогов.
(дети выполняют задание)
Логопед. На самой границе страны Гномии злая фея засыпала камнями дорогу, и нашему паровозику преградила путь. Камни исчезнут с дороги, если мы «починим» предложения, в которых фея от злости перепутала все слова, и составим схемы предложений.
«Белка, жить, лес, в». (Белка живёт в лесу.)
«Кошка, мышка, ловить». (Кошка ловит мышку.)
«Дети, яблоки, собирать, спелый». (Дети собирают спелые яблоки).
Логопед. Чтобы колдовство злой феи навсегда исчезло, нам нужно выполнить ещё одно задание: составить схему слова «гном».
(дети составляют схему , используя цветные кружки)
Логопед. Вот теперь колдовство злой феи навсегда покинуло страну Гномию. Заканчивается наше путешествие, паровозик доехал до границы Гномии. Мудрый гном хочет попрощаться с нами.
Гном. Спасибо вам, друзья, за то, что вы помогли жителям моей страны восстановить порядок, помирить друзей. Злых гномов опять превратить в добрых. До свидания, мои дорогие!
Логопед. А нам пора превращаться в детей и возвращаться домой.
Раз, два – повернись
И в ребят превратись!
Вот мы и дома. Вам понравилось путешествовать? Что больше всего вам запомнилось? В кого вы превращались? Как вы помогали гномам? Что вы делали? (дети отвечают на вопросы).
Логопед. Дети, мне очень как вы помогали гномам. Будьте всегда добрыми и приходите на помощь всем, кто в ней нуждается.