Конспект окружающий мир итоговое Васильченко И.С.
Документы для скачивания
Цель:
- обобщить и систематизировать знания детей о растениях и животных леса, их характерных особенностях, об особенностях приспособления животных к условиям среды (способы питания, передвижения, защиты от врагов);
- закрепить понимание взаимосвязи между растениями и животными и неживой природой;
- подвести к пониманию единства природы;
- активизировать словарь детей словами – названиями обитателей леса и глаголами;
- способствовать развитию связной речи дошкольников, упражнять в звуковом анализе слов, в правильном выборе звуковой модели слова;
- закрепить умение детей решать математические задачи, интеллектуальные задания;
- совершенствовать умение детей работать ножницами, сгибать бумагу в разных направлениях;
- развивать творческое воображение, познавательную активность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, систематизировать;
- формировать задатки экологического сознания, основы экологической культуры;
- воспитывать экологически целесообразное поведение, гуманное отношение к растениям, животным, независимо от личностных предпочтений.
Ход занятия в старшей группе детского сада:
Орг. момент
Развитие логического мышления.
Воспитатель. – Дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие в лес. Путешествие наше будет очень интересным и необычным, и немного сказочным. Впереди у нас множество интересных вопросов и задач. Перед тем, как отправиться в путешествие предлагаю вам отгадать загадки про обитателей леса.
В белой одежке целый год ходила,
Весной зеленый полушубок надела,
Кудри умывала чистою росой
Всех удивила белой красотой. (береза)
Береза – это куст или дерево?
Как догадались?
Поделите на слоги слово береза. Сколько слогов в слове?
Назовите согласные звуки в слове береза. Сколько их?
Только глазки открываю –
Вас о весне извещаю.
Появился из-под снега.
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный,
Чистый, маленький…...(подснежник)
Подснежник – это дерево, куст или травянистое растение?
Назовите первый (последний) звук в слове подснежник.
Можно ли безжалостно срывать цветки?
Воспитатель. - Еще одна загадка.
Птичка небольшая,
У нее белые щечки,
Серые лапки, черная шапка,
Желтенький фартучек,
Голосок тоненький.
Эта небольшая птичка
Называется ...(синичка).
Чем отличаются птицы от других животных?
Почему о птицах говорят, что они рождаются дважды?
Составьте предложение со словом синица.
Воспитатель. - А скажите-ка вы мне:
Всю зиму тихо спит в берлоге,
Гулять не ходит по двору,
В лесу хозяин самый строгий,
Боится Машу лишь одну (медведь)
Медведь – это растение, птица, насекомое, рыба или животное? Почему так думаете?
Можно ли медведя назвать травоядным? (хищником?)
Почему медведь спит зимой?
Воспитатель.- Что это такое?
В воде водится,
С хвостом родится.
А как вырастает,
Хвост отпадает? (лягушка)
Где живут лягушки?
Какую пользу они приносят природе и людям?
Можно ли лягушку назвать красавицей?
Дидактическая упражнение «Кто лишний?»
Во время отгадывания загадок были выставлены картинки с отгадками.
– Кто лишний на картинках? Почему?
Вы очень хорошо справились с задачей. Если вы так хорошо знаете обитателей леса предлагаю садиться в поезд и поскорее ехать в лес.
Активизация существительных и глаголов в речи.
Дети повторяют за педагогом последние слова строк рифмовки и выполняют соответствующие движения, которые он показывает.
Поезд едет...(едет, едет) (делают круговые движения руками)
Поезд мчится...(мчится, мчится) (топают ногами).
Поезд ветер обгоняет: ш-ш-ш...(ш-ш-ш, ш-ш-ш) (поднимают руки вверх)
Аж в ушах вистит: ссс...(ссс, ссс) ( машут руками над головой).
Замедляет ход: ч-ч-ч...( ч-ч-ч, ч-ч-ч) (сгибают руки в локтях)
И дает гудок: ууу...(ууу, ууу) (прикладывают ладони трубочкой ко рту)
Звучит музыка, дети двигаются «змейкой», подходят к ковру.
Элементы оздоровительного комплекса.
Воспитатель. - Вот мы и добрались до леса. Красиво здесь, не так ли? Подскажите мне, пожалуйста, и покажите: кто что делает? Воспитатель называет кого-то или что-то, а дети выполняют соответствующее действие и имитируют его.
Зайчик ...(прыгает),
бабочка...(летает),
травка...(растет),
цветы...(расцветают),
солнышко...(пригревает),
а наши дети...(улыбаются)!
Все в лесу набирает силы, растет, крепчает! Поэтому я предлагаю и вам зарядиться – набраться от природы ее энергии.
Под тихое звучание музыки дети садятся в круг на коврик.
Делаем так: поднимаем ладони вверх, закрываем глаза и представляем солнышко – большое, яркое, теплое-теплое и лучистое. Солнце посылает свои лучи прямо в наши ладони. Они теплеют, теплеют, собирают в себе ласковые лучи..., а теперь переносим ладони к лицу и всю энергию, всю силу, что дало нам солнышко, направляем на лоб, глаза, нос, рот, уши.
Дети делают точечный массаж лица. Включаем кнопочки на лбу, чтобы лучше думалось; возле носика, чтобы свободнее дышалось; возле ушей чтобы они лучше слышали; у глаз, чтобы они лучше видели; у рта, чтобы он лучше звуки произносил.
Игра «Назови растение»
Воспитатель. - Как много в лесу разных деревьев, кустов, травы и цветов. Давайте поиграем с мячом. «К кому мячик прилетает, тот лесное растение называет».
Игра «Какие бывают елки»
Воспитатель. - Очень много в хвойном лесу елок. Интересно, знают ли малыши, какие елки бывают? Педагог называет признак елки, если такое бывает, дети имитируют, если не бывает – топают ногами и крутят головой. (Елки бывают высокие, низкие, ушастые, маленькие, рогатые, большие, зубастые, пушистые, колючие, мягкие).
Отгадывание ребуса.
Где-то там на ветке сидит птица. Она не хочет показываться нам на глаза, пока вы не отгадаете этот ребус.
Игра «Эхо»
Воспитатель. - В лесу здесь живет эхо, которое повторяет все последние звуки.
Сможете повторить, как это делает эхо?
(Набор предложений, дети повторяют последние слоги)
Звуковой анализ слов.
В лесу спряталось огромное лесное животное. Интересно, кто это?
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый...(лось)
Игра «Раздели на слоги»
Лось в лесу живет дружно со всеми зверушками. Однажды решил он построить сказочные домики для своих друзей. В одном домике получилось одно окошко, в другом – два, еще в одном – три. Сейчас мы поможем зверятам найти свой дом. В доме с одним окошком будут жить звери, в названиях которых один слог; в доме с двумя окошками – звери, в названиях которых два состава; в доме с тремя окнами – звери, в названиях которых три слога.
Звучит музыка «Полет шмеля»
Слышите, слышите? Кто это к нам летит?
Сам полосатый, весь мохнатый,
Все летает возле дома.
– Я не пчелка – всем скажу!
Отгадайте кто я, потому что укушу. (шмель)
Игра «Веселые задачки»
Шмель – труженик подарил нам чудо – цветочки. На них что-то написано: если решите веселые задачки – перед вами появится сказочная птица.
- Одна сорока-белобока
В лесу еще двоих встретила.
Всего же сколько здесь сорок?
- Ворона и Поросенок купили себе новые туфли и начали обуваться. Кто справится быстрее?
- Ежик, Белочка и Синичка отправились на лодке в путешествие. Отплыли далеко от берега и вдруг вспомнили, что забыли еду. Кого послать за ней?
Конструирование из бумаги в технике «оригами»
А вот и волшебная птичка пожаловала к нам. Как она называется? (Лебедь) Хотите научиться изготавливать такого красавца? Смотреть схему изготовления оригами лебедя здесь
Дети садятся за рабочие столы. Педагог демонстрирует и объясняет способ изготовления бумажной птички.
Перед детьми квадратный лист бумаги, сложенный по диагонали, с нарисованным контуром головы и шеи. Дети держат квадрат по линии сгиба левой рукой, правой делают надрез по контуру и надрезы с обеих сторон.
Далее придаем птичке объем, заворачивая левый рожок вверх или же вниз.
Итог. Рефлексия
Воспитатель. - Как же красиво в лесу в гостях! Вам было интересно? А что понравилось больше всего?
Мудрая матушка-природа всегда нас учит быть разумными, смышлеными, радостными, добрыми.
Берегите природу, дорогие дети.
А теперь пора возвращаться в детский сад. На память о лесе мы возьмем сказочных бумажных птиц, которых изготовили сами.