Музыкальные игры, обучающие детей танцевальному искусству
Документы для скачивания
Игры, обучающие детей музыкальной выразительности посредством культуры движений
Игра «Воротики».
Цель игры: Обучить детей восприятию ритмического разнообразия / долгие, короткие звуки/ посредством движений под музыку.
Музыкальный материал: «Марш» И. Дунаевского,
«Полька» С.Рахманинова.
Движения, используемые в игре:
Энергичный шаг на полной стопе.
Легкий бег на носочках.
Методика проведения игры:
- Дети делятся на первые и вторые номера.
- Дети с одинаковыми номерами делятся на пары, образуют круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.
- Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом на полной стопе /высоко поднимая колени/, Свободно и энергично взмахивая руками.
- С окончанием звучания музыки /в паузе между музыкальными отрывками/ педагог дает команду, например: «Первые номера!» - и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики».
- Под звучание польки не названные номера легким бегом пробегают в «воротики», образованные названными номерами.
- Далее игра поводится сначала, но «воротики» могут образовывать другие номера. С целью концентрации внимания детей педагог может называть одни и те же номера несколько раз подряд.
« Передай мяч».
Цель игры: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.
Музыкальный материал: « Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в процессе передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.
Методика организации игры
- Дети стоят, образуя круг.
- Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое - влево.
- Игра продолжается столико, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.
Примечания:
- 1. Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т.е. о силе звучания музыки /тихо-громко/.
2 . В процессе игры очень важно, чтобы дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.
- музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.
Игра « Жмурка».
Цель игры: обучить детей восприятию смены темпа в музыке и точной реакции на нее посредством движения.
Музыкальный материал: русская народная песня «Из-под дуба». медленный и быстрый вариант.
Движения, используемые в игре: легкий бег и приседания на одно колено с прямой спиной.
Методика организации игры:
- Музыкальный руководитель выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей настраивает на определенные движения, то есть под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, под быстрое – двигаться легким бегом по залу.
- Звучит медленная часть песни «Из-под дуба»; дети опускаются на одно колено, Жмурка ходит между ними.
- Под быструю часть музыки дети легким бегом передвигаются вокруг жмурки, задирают «спящего» жмурку.
- С окончанием музыки жмурка ловит детей.
- Если жмурка догоняет кого-либо, то они меняются ролями.
- Игра повторяется несколько раз.
Примечания:
- Музыкальный руководитель перед началом игры напоминает детям о музыкальном темпе и его разнообразии.
- Передвигаться легким бегом и «задирая» жмурку, дети должны вести себя этично, следить за своими движениями.
- Избегать столкновений.
Игра «Верные друзья».
Цель игры: обучить детей восприятию многочастного музыкального произведения и согласовывать свои движения с музыкой каждой части.
Музыкальный материал: Попурри на тему русских народных песен: «Ах, вы сени…», «Во саду ли, в огороде…», «Ой, то не вечер».
Движения, используемые в игре: притопы одной ногой, хлопки с притопом; «пружинки», «ковырялочка»; подскоки на месте, кружение вокруг себя.
Методика организации игры
- Звучит песня «Ах, вы сени», под которую дети простым шагом идут по кругу, взявшись за руки.
- Звучит песня «Ой, то не вечер», под которую каждый ребенок ищет себе пару и, найдя, кружится с нею.
- Звучит песня «Ах, вы сени», под которую дети идут по кругу, но уже парами.
- Звучит «Частушка». Дети останавливаются, разворачиваются в парах лицом друг к другу и выполняют пляску по показу.
- Под звучание песни «Ах, вы сени» два круга двигаются противоходом, руки на поясе.
- Под звучание песни «Во саду ли» дети легким бегом разбегаются в разные стороны.
- Под музыку песни «Ах, вы сени» дети бегут и ищут себе пару, поднимают сцепленные руки.
- Побеждает та пара, которая сделает это первой.
Примечания
- Педагог предварительно рассказывает детям, что музыка иногда бывает из двух и более частей, которые различны по динамике настроению и темпу.
- В процессе игры музыкальный руководитель напоминает сюжет игры.
- Когда игра усвоена, можно обойтись без реплик.
Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в танцевальной музыке.
Игра «Круг и кружочки».
Цель игры: формирование у детей представления о вальсе на основе некоторых его элементов.
Музыкальный материал: «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Движения, используемые в игре: шаг вальса /вперед-назад/ и плавные движения рук и корпуса.
Методика организации игры
- Педагог делит детей на 3-4 равные подгруппы по 5-6 человек, производя в каждой из них расчет по номерам.
- На вступление дети встают в круг, лицом к центру и выполняют движения:
- плавное поочередное движение рук вверх и вниз перед собой.
- плавное поочередное движение руками в стороны.
- По сигналу музыкального руководителя вызываются определенные номера, которые перестраиваются в маленькие кружки. Движение продолжается шагом вальса со сцепленными руками.
- Далее педагог вызывает другие номера.
Примечания
- Если музыкальный руководитель почувствовал, что вальсовые движения представляют трудность для детей, то их можно заменить простым легким шагом, а шаг вальса отрабатывается индивидуально.
- 2. Избегать «шаркающего шага.
Игра « Змейка».
Цель игры: формирование у детей представления о польке на основе некоторых ее элементов.
Музыкальный материал: «Полька» С. Рахманинова(1часть),
«Вальс» А. Грибоедова (11 часть).
Движения, используемые в игре:
- Шаг польки.
- Шаг вальса
- Плавные движения рук.
- Покачивание корпуса.
Методика организации игры
- Педагог делит детей на три группы и выстраивает в колонны в указанных местах зала.
- Под звучание польки все дети передвигаются по залу «змейкой».
- Под музыку вальса, стоя на месте, дети выполняют:
- плавные движения руками вверх-вниз перед собой.
- шаг вальса вперед-назад или в стороны.
- С прекращением музыки все дети бегут на свои места.
- Выигрывает та команда, которая построилась раньше других.
Примечания
- Музыкальный руководитель может предоставлять детям свободу выбора движений под музыку вальса, оговорив предварительно с ними варианты движений.
- Выстраивая колонны в конце игры, дети не должны суетиться, не толкаться и не создавать хаос, иначе жажда победы может возобладать над нравственно-этическими задачами игры.
Игра «Цветные звездочки».
Цель игры: формирование у детей представление об элементах народного танца.
Музыкальный материал: «Из – под дуба» р.н.п.
Движения, используемые в игре:
- Переменный шаг.
2.Шаг с подскоком.
Атрибуты: Разноцветные звездочки.
Методика организации игры
- Музыкальный руководитель расставляет в зале 2ряда стульев параллельно друг другу. Расстояние между рядами 2метра, равное количество с обеих сторон.
- Дети рассаживаются на стулья напротив друг друга.
- В начале образованного коридора стоит воспитатель и держит в руках разноцветные звездочки.
- Звучит 1 часть песни «Из – под дуба» в умеренном темпе. Дети, сидящие последними в каждом ряду двигаются к воспитателю переменным шагом, их места занимают соседние дети.
- Под более подвижное звучание музыки дети, бегом оббегают каждый свой ряд, стараясь первым прибежать к воспитателю.
- Победителю вручается звездочка. Если дети прибегают одновременно, даются обоим.
- Играют все дети.
- Побеждает команда с большим количеством звезд.
Примечание
- Оценивать не только скорость, но и качество исполнения
- Подгруппы можно создать девочки – мальчики, или смешанные.
Игра «Забавная игра.
Цель: расширение знаний детей о народных танцах с помощью новых элементов.
Музыкальный материал: 1. «Во саду ли, в огороде» р.н.п.
- «Ах. Вы сени» р.н.п.
Движения, используемые в игре:
- «Ковырялочка» с притопом.
- Полуприседание с выбросом ног.
- Переменный шаг.
Методика организации игры
- Все дети стоят в кругу со сцепленными руками, образуя «воротики».
- Заранее назначенные солисты под музыку пробегают в воротики
- С окончанием музыки «воротики» опускаются, а оставшиеся в кругу дети пляшут под музыку «Ах, вы сени», импровизируя знакомые движения русского танца. Остальные хлопают в ладоши.
- Игра повторяется несколько раз.
Примечания:
- Назначать солистов можно считалкой, или по желанию.
2.Пробегая в воротики, дети не должны суетиться, или толкаться
- Солисты – нарушители ставятся в общий круг.
4.Если дети используют в танце собственные движения, не оговоренные игрой, останавливать их не нужно, а наоборот, нужно подбодрить доброжелательной оценкой.
Игра « Музыкальные загадки».
Цель игры: закрепление у детей представлений о жанровом разнообразии танцевальной музыки посредством соответствующих элементов движений.
Музыкальный материал: 1. «Вальс» П.И.Чайковский
- «Полька» С. Рахманинова»
- «Краковяк» М.Глинки.
- «Менуэт» И.С.Баха.
- «Из – под дуба» р.н.п.
Движения, используемые в игре:
- Шаг вальса.
- Шаг галопа.
- Шаг польки.
- Шаг менуэта.
- Переменный шаг.
Атрибуты: Картонные нотки.
Методика организации игры
- Воспитатель делит детей на несколько групп.
- Дети строятся в параллельные колонки, педагог становится в противоположном конце зала.
- Под звучание музыкального отрывка первые дети двигаются к педагогу соответствующим шагом.
- Если ребенок услышал и правильно исполнил движение – получает ноту
- Далее игра проходит под звучание другой музыки.
- Побеждает команда, набравшая наибольшее количество ноток.
Примечания
- Мелодии можно исполнять в разной последовательности. Звучать не более 8-10 сек.
- Педагог должен подбодрить проигравших детей.
- Отметить наиболее красиво исполненное движение.
Игры, развивающие у детей творческие
способности.
Игра-импровизация «Веселый паровозик»
Цель игры: Изображение посредством движений
паровозика с вагончиками и разнообразной растительности.
Музыкальный материал: аудиозапись « В деревню к бабушке поеду». Муз. Протасова.
Движения, используемые в игре:
1.Топочущий шаг.
2.Поступательные движения руками, согнутыми в локтях и с зажатыми кулачками.
3.Импровозационные движения детей.
Методика организации игры
- Педагог беседует с детьми о видах транспорта во время путешествия, опираясь на жизненный опыт. После чего предлагает детям превратиться в веселый паровозик с вагончиками.
- Педагог распределяет роли по желанию детей.
- Обсуждает вместе с детьми характерные черты того или иного образа, например кустики- маленькие и густые, деревья большие и крепкие, паровозик веселый и гордый, а вагончики- любопытные.
- Воспитатель создает мизансцену, определяет месторасположение станций, располагает деревца и кусты.
- На вступление участники занимают свои места.
- Звучит первая часть, во время которой паровозик и вагоны «едут» мимо деревьев и кустов, те приветливо наклоняются к ним.
- На вступление деревья образуют круг- густой лес, паровоз стоит на станции.
- Исполняется вторая часть паровозик проезжает по лесу в любом направлении.
Игра – импровизация «Щенок и бабочка».
Цель игры: Создание образов щенка и бабочек посредством движений.
Музыкальный материал: аудиозапись «Щенок и бабочка». Сборник «Ладушки».
Движения, используемые в игре:
1 Бег на носочках.
- Плавные взмахи руками
- Бег с подскоками.
- Импровизированные движения.
Атрибуты: Шляпки, шапочка для щенка, обруч.
Методика организация игры:
- Педагог предлагает детям отправиться на летнюю лужайку с множеством цветов, бабочек и маленьким щенком.
- Домик щенка отмечен обручем.
- Вступление – щенок просыпается в своем домике, он радуется. Музыка А – щенок скачет вокруг своего домика, машет лапкой солнышку. Птички летают около него.
- Музыка Б – к щенку подлетают любопытные бабочки, кружатся около него, поддразнивают и красуются своими крыльями.
- Музыка В – Щенок догоняет бабочек.
- Бабочка, которую он поймал, становится щенком.
Примечание: Важно, чтобы, убегая от щенка, бабочки не выходили из образа (легкий бег, плавные взмахи крыльями, нежность, хрупкость).
Игра- импровизация «Звездопад».
Цель игры: Создание посредством движений образов цветов и звезд.
Музыкальный материал: аудиозапись «Падают белые звезды» муз. Протасова.
Движения, используемые в игре:
- Легкий бег на носочках.
- Бег с подскоками.
- Переменный шаг в сторону и вперед.
- Свободные движения руками.
- Имповизационные движения
Атрибуты: «Звездные короны», цветочные веночки.
Методика организации игры:
- 1-й этап. Педагог беседует с детьми о любимых цветах и приглашает их на чудесную полянку, где растут прекрасные и нежные цветы.
- Распределяются роли по желанию детей.
- Музыка А – свой танец исполняют цветы, импровизируя движения.
- Музыка Б – к цветам слетаются звездочки, кружась, летая и вдыхают аромат цветов
- Под звучание проигрыша цветы испуганно садятся на корточки и опускают головки.
- Вторая часть. Каждая звездочка танцует возле своего цветка, хочет ему понравиться и подружиться с ним. Если цветку понравился танец звездочки, он может по своему желанию поднять головку и покачивать ею, или подняться и потанцевать со звездой.
- На окончание машу друг другу ладошками.
Игра удивительна…Она в разных формах сопровождает человека на пути его исторического развития – от глубокой древности до современности. Ею пронизан весь быт человека.
Игра всегда была не просто развлечением, а скорее учебой, наставлением. Она развивала способности человека, сообразительность, наблюдательность, ловкость, все это требовалось ему в быту.
По определению психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка. Ему легче именно в игре выплеснуть накопившиеся эмоции.
Культура детской игры, конечно, возникла и развивалась в русле взрослой культуры, точно так же, как и детский быт, всегда был связан с бытом взрослых. Издавна игры сопровождали жизнь человека. Ритуально – игровые элементы мы можем встретить и в календарных обрядах и игрищах / Святки, Масленица, Троица и т.д./
Народная детская игра – частичка национальной культуры. В этих играх много юмора, шуток, соревновательного задора, часто они сопровождаются считалками, очень любимыми детьми. Как правило, народные игры лаконичны, выразительны
И хотя человек на протяжении всей своей жизни остается верен игре, все же само слово «игра» неразрывно связано в нашем восприятии именно с детством.
Очень ценны музыкальные игры, так как музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменении мышечного тонуса. Педагогу необходимо создать условия для естественного проявления моторных реакций в движениях всего тела ребенка. Это способствует развитию у детей творческой активности. Воображения, умения слушать, воспринимать, Оценивать свои движения и соотносить их со звучащей музыкой.
Каждая музыкальная игра имеет четкую педагогическую направленность и является средством, при помощи которого педагог учит ребенка воспринимать музыку, передавая в движениях ее содержание и особенности, что является основной целью в работе над музыкальными играми.
Выразительность и музыкальность движений опирается на общее и физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость и координированность движений. Что способствует совершенствованию у детей навыков, приобретенных на занятиях /хорошая осанка, пластичный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве/.
К числу конкретных задач в работе над музыкально-ритмическими играми относятся:
- Развитие чувства ритма;
- Освоение посредством движений контрастной динамики и темпового разнообразия;
- Формирование точных двигательных реакций на смену характера музыки и разнообразие музыкальных жанров;
- Развитие музыкально-двигательной памяти.
Основные виды движений, используемых в музыкально-ритмической деятельности, можно условно разделить на три группы:
- Движения, связанные с общим физическим развитием детей и навыками, приобретенными на занятиях по ритмике.
- Танцевальные движения /шаг польки, галоп, переменный шаг, поскоки и т. д./
3.Имитационно-подражательные и импровизационные движения /щенок, веснушки, бабочки и т.д./
Эти группы движений объединяются в соответствующие виды музыкально-ритмические игры:
- Игры, обучающие детей восприятию музыкальной выразительности посредством культуры движения;
- Игры, формирующие у детей представление о музыкальных жанрах в танцевальной музыке;
- Игры, формирующие творческие способности детей.
- Игры – хороводы.
Хороводы представляют собой песни для сопровождения движений и поэтому имеют простую мелодику. Любое движение в них требует от детей выражение различных образов, чувств, поэтому в каждом случае дети должны уметь привнести в движение характерность, присущую данной песне.
Хороводы повествуют о природе, фольклорных персонажах, о повседневной жизни людей. Это доступно для детского восприятия, а значит, может вызывать у ребенка интерес и желание принять участие в совместной деятельности.
Прежде чем начать разучивать с детьми хоровод-игру, педагог сам должен хорошо его освоить: разобраться в содержании игры, определить характер музыки, выучить песенный материал, а также проверить на себе движения. На подготовительном этапе педагог должен заинтересовать детей образами, вспоминая с ними необходимые детали.
Затем педагог должен познакомить детей с песенным материалом хоровода, продумывая методику работы над ним. Хороводную песню разучивают заранее для того, чтобы они хорошо усвоили мелодию, содержание всех куплетов, это облегчит работу над композицией в дальнейшем.
Далее можно приступать к знакомству с движениями и перестроениями игры-хоровода.