a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программы

Автор: Горинова Светлана Николаевна Опубликовано: 2019-09-12 16:46:12

Документы для скачивания

 

 

Содержание:

  1. Паспорт программы ……………………………………………………………………………..3-4
  2. Концепция программы …………………………………………………………………………5
  3. Цели, задачи …………………………………………………………………………………………6
  4. Принципы работы, участники программы……. ……………………………………7
  5. Ресурсное обеспечение…………………………………….………………………………….8
  6. Кадровое обеспечение  программы……………………………………………………9
  7. Организация межведомственного сотрудничества……………………………10
  8. Механизм реализации программы……………………………………………………..11-12
  9. Форма реализации программы…………………………………………………………..13
  10. Основные направления работы по программе………………………………….14-15
  11. Содержание программы……………………………………………………………………..16-19
  12. Реализация программы, игровая модель…………………………………………..20-24
  13. Критерии эффективности программы…………………………………………………25-30
  14. Ожидаемые результаты программы…………………………………………………..31
  15. Список используемой литературы……………………………………………………..32-33
  16. Приложение

- анкетирование

-( план -  сетка)

 

  1. Паспорт Программы

Полное название программы

Комплексная   краткосрочная программа          

«В поисках затерянной Атлантиды»

Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников)

-дети г. Екатеринбурга от 6,6 до 17 лет (включительно);

- дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан;

- дети различных учетных категорий.

Сроки реализации программы

Июнь 2017  г.

Цель программы

создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей

Задачи

1.Обеспечить непрерывность процесса обучения и  воспитания обучающихся в период летнего отдыха через организацию интересного, полезного и полноценного летнего отдыха.

2.Создать условия для приобретения социального опыта и успешной реализации себя в разнообразной деятельности, утверждая свои права и личную индивидуальность.

3.Развивать социальную активность, лидерские качества, формировать компетенции, связанные с самоорганизацией и организации других.

4. Стимулировать интерес к истории родного края, способствовать расширению кругозора  обучающихся через изучение краеведческого материала, встречи с интересными людьми.

4. Привлечь к активным формам деятельности  обучающихся «группы риска».

5. Сформировать у обучающихся навыков общения и толерантности.

7. Пропагандировать нравственные ценности, культуру здоровья и здорового образа жизни.

8. Развивать и укреплять связи школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования и культуры в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.

Краткое содержание программы

Содержание деятельности направлено на реализацию комплексной  программы в форме сюжетно-ролевой игры. Система воспитательных мероприятий предполагает включение детей в продуктивную деятельность , направленную на формирование социальных навыков, реализацию творческого потенциала воспитанников

Ожидаемый результат

Общее оздоровление воспитанников, укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств. Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности. Формирование патриотизма.                            Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.                     Личностный рост участников смены.            Укрепление связей между разновозрастными группами детей.                                                                          Реализация творческих способностей каждого ребенка, формирование позитивных установок, приобретение новых знаний по истории своей страны, города, школы и семьи.

Название организации

МБОУ СОШ №86 города Екатеринбурга

Почтовый адрес учреждения, телефон

620010, г.Екатеринбург, пер.Многостаночников, 21, т.258-11-52

ФИО руководителя учреждения

Володина Лариса Геннадьевна

Автор программы

Заместитель директора по ВР - Горинова Светлана Николаевна

Дата создания программы

Апрель 2015г.

  1. Концепция Программы

     Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.  Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

Летний отдых – это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Все направления работы  лагеря с дневным пребыванием - физкультурно-оздоровительное, творческое, трудовое, нравственно- патриотическое – имеют познавательный характер.

     Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности.

     Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив.

     В-третьих – метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности.

     В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности  детского коллектива.

Таким образом, деятельность лагеря с дневным  пребыванием  "Родничок” направлена на реализацию представленной программы "В поисках затерянной Атлантиды” в форме сюжетно-ролевой игры.

    Актуальность данной программы мы видим в создании педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, в максимальном внимании развитию личности ребенка, раскрытию его способностей на основе удовлетворения интересов неудовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных).

     Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении.

Для реализации  программы "В поисках затерянной Атлантиды” в лагере с дневным пребыванием  «Родничок»  есть все условия (кадры, ресурсы и др.) для того, чтобы проект понравился всем его участникам.

 

  1. Цели и задачи

Цель: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.

Задачи:

1.Обеспечить непрерывность процесса обучения и  воспитания обучающихся в период летнего отдыха через организацию интересного, полезного и полноценного летнего отдыха.

 2.Создать условия для приобретения социального опыта и успешной реализации себя в разнообразной деятельности, утверждая свои права и личную индивидуальность.

3.Развивать социальную активность, лидерские качества, формировать компетенции, связанные с самоорганизацией и организации других.

  1. Стимулировать интерес к истории родного края, способствовать расширению кругозора обучающихся через изучение краеведческого материала, встречи с интересными людьми.
  2. Привлечение к активным формам деятельности обучающихся «группы риска».
  3. Формирование у обучающихся навыков общения и толерантности.
  4. Пропагандировать нравственные ценности, культуру здоровья и здорового образа жизни.
  5. Развивать и укреплять связи школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования и культуры в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.

 

 

 

  1. Ведущие принципы

В основе программы «"В поисках затерянной Атлантиды”» лежат следующие принципы:

  • гуманизма – отношение к каждому ребенку как самоценности;
  • духовности – формирование у детей и подростков гуманистических духовных ориентаций, потребностей к присвоению общечеловеческих ценностей;
  • учет динамики состояния здоровья в физическом, психоэмоциональном, социальном аспектах;
  • толерантности – терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни;
  • вариативности – многообразие форм работы, отдыха и развлечений, различные варианты технологии и содержания воспитания.

Участники Программы:

Данная программа по продолжительности  является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены, продолжительностью 18 дней.

I  смена-  с  01.06 по 27.06

В ней отдыхают 195 детей.

Состав участников - это обучающиеся города Екатеринбурга  в возрасте 6,5 – 17 лет.

 

 

  1. Ресурсное обеспечение Программы

Ресурсы

по программе

ОЛ

 

 

ЛДП

 

Педколлектив

 

(16 чел)

Спортивная площадка

 

Тренажерный зал

Отрядные комнаты - классы для работы отрядов

4

Столовая

Компьютерный класс, Интернет ресурсы

1

Спортзал

 

Игровые площадки

 

Медицинский кабинет

Здание

 

 школы

Теле- и видеоаппаратура, мультимедийное оборудование

 

 

6.Кадровое обеспечение Программы

Должность

Кол-во

Функции

Заместитель директора или учитель, выполняющий обязанности Начальника

лагеря

1

Обеспечивает общее руководство.

Утверждает режим работы лагеря, правила внутреннего распорядка.

Разрабатывает должностные обязанности работников лагеря.

Составляет график работы.

Отвечает за технику безопасности и профилактику травматизма.

Учитель, выполняющий обязанности Зам. Начальника лагеря

1

Осуществляет организацию и проведение общих досуговых и спортивных мероприятий. Отвечает за охрану жизни, здоровья детей при проведении мероприятий.

Отслеживает результаты реализации программы.

Учитель, выполняющий обязанности педагога-организатора

1

Осуществляет организацию и проведение общих досуговых и спортивных мероприятий. Отвечает за охрану жизни, здоровья детей при проведении мероприятий.

 

Учитель, выполняющий обязанности Инструктора по физ. культуре

 

Учитель, выполняющий обязанности

Музыкального работника

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

Участвует в реализации программы, проводит  утреннюю гимнастику в лагере, спортивный час в каждом отряде, отвечает за технику безопасности и профилактику травматизма.

 

Участвует в реализации программы,  организует кружковую работу

Воспитатели

18

Организуют деятельность своего отряда. Обеспечивают порядок, дисциплину, отвечают за здоровье и безопасность детей в отряде.

 

  1. Организация межведомственного сотрудничества при реализации Программы

 

При реализации Программы лагеря с дневным пребыванием мы сотрудничаем:

 Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Родничок» при МБОУ СОШ №86

МАОУ ДОД  Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»

 

Музей истории Екатеринбурга

 

МБУК «Центр культуры «Экран»

 

ОСК «AVS Кристалл»

 

Библиотека главы города

 

Музей истории завода

«Уралхиммаш»

 

Библиотека им.Гайдара

 

Пожарная

часть №6

 

ОВД, ГИБДД

Чкаловского района

 

  1. Механизм реализации Программы

 

Реализация Программы Лагеря будет проходить через сюжетно - ролевую игру как ведущий тип деятельности.

 

1.Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре, общешкольного родительского собрания по подготовке к летней кампании;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • защита программы деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Родничок» «В поисках затерянной Атлантиды»;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).
  1. Организационный этап смены.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы «В поисках затерянной Атлантиды»;
  • формирование органов самоуправления,
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Экипажи - отряды  находятся в стартовой зоне. Идет организационная работа.

3.Основной этап смены.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
  • работа творческих мастерских, секций.

Экипажи - отряды путешествуют по заданным маршрутам, делают остановки согласно делам плана- сетки.

 

4.Заключительный этап смены.

 Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • выработка перспектив деятельности организации;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей  в будущем.

Экипажи – отряды завершают путешествие по заданным маршрутам, на этом этапе подводятся итоги смены, определяется экипаж-лидер, проводятся заключительные презентации (Презентация «Судовых журналов»).

 

  1. Форма реализации программы

Выбор содержания программы, форм, методов работы ведётся с учётом контингента детей, возможностей всех  участников программы, её организаторов. В основе программы – ролевая игра.

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, организованная для создания ситуации адаптации раскрепощения в момент обучения и воспитания. Роль ребёнка может быть как исполнительской, деятельной, так и созидательной или созерцательной. Роль педагога может быть различной: организатора (участника) или наблюдателя(консультанта).

Сюжетно-ролевая игра «В поисках затерянной Атлантиды»  предполагает:

- большую двигательную активность;

- разнообразие видов деятельности;

- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;

- релаксационные занятия.

 

Виды деятельности

В течение лагерной смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:

  1. Коммуникативно-игровая деятельность – деятельность ребёнка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.
  2. Прикладная творческая деятельность. Осуществляется при проведении мастер-классов.
  3. Аналитическая деятельность. Анализ игровых ситуаций, обсуждение и т.д.

 

 

  1. Основные направления работы по программе

 

Приоритеты отдаются следующим направлениям:

  • патриотическому,
  • краеведческому,
  • спортивно-оздоровительному,
  • нравственно-эстетическому направлению,
  • творческому;
  • досуговому.

 

Патриотическое

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру. Мероприятия этого блока: беседы, экскурсии, конкурс патриотической песни, посещение краеведческого музея, музея боевой славы «УралХиммаш» завода, встречи с ветеранами, митинг у Вечного огня.

Краеведческое

Краеведческий блок призван воспитывать в детях любовь к своей малой родине, прививать интерес к   истории, культуре, традициям и обычаям родного края.

Расширять кругозора  учащихся, развивать их познавательных интересы. Воспитывать человека, уважающего традиции и обычаи людей разных национальностей – патриота Родины. Мероприятия этого блока: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, помощь ветеранам труда и пожилым жителям микрорайона, посещение библиотек, музеев, конкурсы, подготовка презентации.

 

Спортивно-оздоровительное

В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующий здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Мероприятия этого блока: тематические зарядки, ЛФК, спортивные соревнования, военно-спортивная игра «Зарница», «веревочные курсы», профилактические беседы и конкурсы.

 Нравственно-эстетическое

Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе. Мероприятия этого блока: беседы, конкурсы, встречи с интересными людьми, оформление газет.

Творческое

Это одно из важных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их  инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, так как мероприятия этого направления  способствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер. Мероприятия этого блока: конкурсы, соревнования, оформление отрядных уголков, подготовка к участию в открытии и закрытии смены, участие в проекте «Уличные танцы».

Досуговое

Лето – время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные. Это направление напрямую связано с другими направлениями программы.

      

 

  1. Содержание программы

Спортивно - оздоровительная работа

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

  • физическое развитие и оздоровление посредством спорта и физкультуры;
  • приобщение к активному отдыху на природе;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни, систематических занятиях физической культурой и спортом.

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Основополагающими идеями в работе с детьми в лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

  • ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
  • спортивные игры;
  • эстафеты и соревнования;
  • спортивные праздники;
  • бассейн;
  • кислородный коктейль;
  • ежедневный осмотр детей медицинским работником;
  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
  • организация здорового питания детей;
  • ЛФК;
  • профилактические мероприятия (беседы, игры, викторины и т.п.)

 

Организация активного досуга

 

Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

Задачи:

  1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
  1. Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Формы работы:

игра, конкурс,  викторина,  праздник,  турнир,  поход, библиотечный час,  посещение музея, театра; чтение книги; дискотека; соревнование; эстафеты; трудовой десант; занятия в кружках.

Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия;
  • отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств;
  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям; к самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры;
  • творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности; воспитанники лагеря посещают творческие мастерские;
  • общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:

  • добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
  • альтернативного провождения времени;
  • свободного времени;
  • совместного планирования досуговой деятельности.

Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:

  • уровень целостного детского коллектива смены;
  • уровень отряда;
  • уровень организации досуга в группах по интересам;
  • уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.

 

Работа по патриотическому воспитанию и краеведению

 

Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.

Формы:

  • экскурсия;
  • посещение краеведческого музея;
  • конкурс рисунков «Мой край родной!»
  • встречи с интересными людьми, помощь ветеранам труда и пожилым жителям микрорайона;
  • экологический КВН;
  • конкурс патриотической песни;
  • митинг у Вечного огня, возложение цветов;

 

Трудовая деятельность

Цель: развитие трудовых навыков, воспитание уважения к труду окружающих.

    Основные формы и виды:

  • уход за цветами;
  • уборка территории;
  • организация дежурства;
  • смотр отрядных комнат;
  • дежурство по столовой;
  • дежурство по лагерю.

 

Психолого-педагогическое

Формы работы:

  • диагностика;
  • тестирование;
  • индивидуальные беседы;
  • групповая работа;
  • анкетирование.

Режим дня

8.15 – 8.30 – Сбор отрядов.

8.30 – 8.45 – Утренняя зарядка (тематические).

8.45 – 9.00 –  Организационная линейка.

9.00 -  9.30 – Завтрак.

10.00 – 11.00 –  Спортивно-оздоровительный час (по плану). Работа кружков, секций.

11.00 – 12.00 – Внутри командное дело (по плану).

12.00 – 13.00 – Обед.

13.00 – 13.30 – Отрядные дела.

13.30 – 14.30– Планерка (командиры). Приведение в порядок отрядных комнат, территории.

 

 

12.Реализация Программы

Актуальность программы

Реализация целей и задач  смены осуществляется по программе «В поисках затерянной Атлантиды», посвященной Году экологии.

Программа деятельности  оздоровительного лагеря с дневным  пребыванием  детей  «В поисках затерянной Атлантиды» имеет краеведческую  направленность,  разработана в соответствии с Программой развития и Концепцией воспитания школы, отражает специфику деятельности и особенности организации воспитательного процесса в школе.

В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за планету в целом.
Мир сегодня –это совокупность всех межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем должно рассматриваться как выход их кризисной ситуации во всем мире, связанной с экологическими и социальными проблемами.
В программе главное внимание уделено двум направлениям:
- закрепление знаний о природе и формирование навыков бережного отношения к ней;
- развитие навыков исследовательской (познавательной) деятельности в области экологии и охраны природы.
Настоящая программа определяет общую стратегию, направления, содержание и механизмы формирования  гражданина свободной, богатой, сильной духом страны. Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.

Лагерная смена дает большие возможности для такой воспитательной деятельности.

Таким образом, целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.

Программа разработана с учетом следующих нормативно- правовых документов:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Конституцией РФ;
  • Законом РФ «Об образовании»;
  • Федеральным Законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ);
  • Федеральным Законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 378-ФЗ);
  • Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ);
  • Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • Постановлениями Правительства Российской Федерации «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» на текущий календарный год;
  • Областным законом от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребёнка»;
  • Областным законом от 16.07.1998 № 26-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
  • Законом Свердловской области от 15.06.2011 № 38-ОЗ «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области»;
  • Постановлением Правительства Свердловской области от 05.04.2006

№ 303-ПП «Об утверждении Положения о порядке организации внеочередного и первоочередного предоставления мест в образовательных и летних оздоровительных организациях»;

  • Постановлением Правительства Свердловской области от 07.03.2012        № 220-ПП «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2012-2014 годах»;
  • Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 31.03.2017 № 460 «Об организации оздоровления, труда и отдыха детей и подростков в 2017 году»;

Реализуемые задачи:

Наша программа способствует формированию у воспитанников:

  • интереса к истории страны, края, к своей родословной; поисковой и исследовательской деятельности;
  • уважения к традициям своей Родины;
  • стремления к улучшению окружающей среды;
  • мотивации личности к познавательной деятельности и творчеству средствами патриотического воспитания.

 

Игровая модель смены

  • Форма: игра – «В поисках затерянной Атлантиды».
  • Весь лагерь преобразуется во флотилию «Виктория».
  • В основе игрового сюжета: Карта путешествия (оформлена в форме стенда).
  • В ходе игры ребята путешествуют маршрутами, намеченными на карте.

Структура управления

  • Каждый отряд на период смены становится кораблем с названием, соответствующим тематике.
  • Корабль имеет свой экипаж: капитан, старпом, навигатор, рулевой, штурман, шкипер, мичман, матросы.
  • В течение смены каждый член экипажа (кроме капитана) может получить продвижение по службе от матроса до старпома за счет выполнения заданий. По итогам дня экипаж может выдвинуть на награждение особым знаком не более 3 человек от отряда.
  • За 4 отличительных знака член экипажа получает ленту: мичман- зеленая; штурман- желтая, рулевой – синяя, навигатор – оранжевая, старпом- красная.
  • Капитаны также могут повысить свой статус: пятая степень- зеленая лента; четвертая степень- желтая лента, третья степень- синяя лента, вторая степень- оранжевая лента, первая степень- красная лента.
  • На период лагеря утверждается следующая терминология:

Столовая - камбуз

Место сбора капитанов – капитанский мостик.

          Линейка - капитанский мостик

          Кабинет - кают-компания

            Отряд – экипаж

          Воспитатель – боцман

          Вожатый – лоцман

          Начальник лагеря – генерал флотилии

  • Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде моря с островами. Путешествуя в морском пространстве, моряки (дети) каждый день совершают открытие. Всего открытий 18 – по количеству дней пребывания детей в лагере.
  • Экипаж моряков (команда детей) первым открывший остров (победивший в отрядном деле), устанавливает на острове свой символический флажок и красочно оформляет остров в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.
  • Рядом с морем планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
  • Ежедневно в игре добавляются новые слова и термины из морского словаря, который эстетично оформленный вывешивается на видном месте под названием«Морской глоссарий». Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей по 6 неизвестным островам. У каждого острова есть свой секрет. Ребятам предлагается исследовать эти острова и открыть их секреты. В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Игра заканчивается в конце смены, и тогда будут открыты и поняты секреты всех 6 островов.
  • Каждый член морского корабля от капитана до моряка должен соблюдать Законы и Заповеди.

Законы:

Закон точного времени.

Закон доброты.

Закон порядочности.

Закон дружбы.

Закон безопасности.

Закон взаимовыручки.

Заповеди:

Экипаж – одна семья.

Один за всех и все за одного.

Порядок, прежде всего.

Каждое дело вместе

Все делай творчески, а иначе зачем?

Даже если трудно, доведи дело до конца.

Чистота – залог здоровья.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

  • Личностный рост

В течение смены каждый  ребенок заполняет свой «Дневник путешественника», в котором делится своими впечатлениями от прошедшего дня, вклеивает полученные награды,  фотографии , пишут пожелания и тд В конце смены за лучшие дневники воспитанники получают призы на итоговом мероприятии.

Работа недели строится в два этапа:

- работа в отряде;

- общелагерное дело.

Содержание потока: в ходе игры ребята путешествуют по следующим островам:

1 -я неделя -  остров Безопасности и Остров Знакомства

2-я неделя  -  остров Здоровья и остров Хорошего настроения

3-я неделя  -  остров Почемучек и остров Затерянных кораблей

 

Основная форма путешествия- квест-игра

 

13.Критерии эффективности реализации программы

Критерии эффективности данной программы изучаются следующим образом: с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.

Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает доска откровения. Она служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Содержание обновляется, сделать там запись может каждый.

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности  и её вклада в дела коллектива: «звезды», карты личностного роста, номинации «Лучший спортсмен», «Самый интеллектуальный», «Самый романтичный» и т.д.

Критерии и показатели эффективности реализации программы

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Критерии

Показатели

Методы

Сохранение и укрепление здоровья

1.Соблюдение режима дня.

2.Сбалансированное питание.

3.Участие детей в спортивно – массовых мероприятиях.

4.Эффективность целостного здоровья детей и подростков, % детей посетивших   бассейн, принимающих кислородный коктейль, занимающихся дыхательной гимнастикой.

1.Анкетирование.

2.Диагностика индивидуального здоровья детей и подростков.

3.Качество питания.

4.Собеседование.

5.Отсутствие травм.

Развитие коммуникативных навыков и толерантности

1.Приобретение практических умений и навыков эффективной коммуникации, самоконтроля

 

1.Умение слушать и  слышать собеседника (толерантность).

2.Бесконфликтное общение.

3.Рефлексия.

Навыки психологической защиты, самоконтроля.

4.Самооценка.

5.Коммуникабельность.

Формирование ценностных ориентаций.

6.Эмоциональная устойчивость.

7.Наличие мотивации на

познавательную

деятельность.

8.Отсутствие

конфликтов.

1.Анкетирование.

2.Наблюдение.

3.Сюжетно – ролевые игры.

4.Социально – психологическое консультирование.

5.Психологический тренинг (самопознания, общения, личностного роста, коммуникативных умений).

6.Психологические игры, индивидуальные занятия, часы общения.

7.Деятельность органов детского самоуправления.

Формирование социально активной личности

1.Реализация творческих  способностей ребенка.

2.Правовое самосознание детей и подростков разных категорий.

3.Соответствие услуг системы дополнительного образования потребностям и интересам детей.

 

1.Количество и качество проводимых познавательных, развлекательных, социально значимых мероприятий.

2.Личная заинтересованность (% участия) детей и подростков в организации и проведении КТД.

3.Количественный показатель участия детей в  кружках.

4.Реализация социально-значимых проектов.

1.Анкетирование.

2.Наблюдение.

3.Итоговая выставка детских, творческих работ.

4.Навыки самообслуживания

5.Участие в заключительном гало – концерте.

6.Рейтинг популярности творческих мероприятий.

 

Профилактика правонарушений и подростковой агрессии

1. Система работы по профилактике правонарушений

1.Снижение асоциального поведения обучающихся.

2.Отсутствие конфликтных ситуаций.

1. Метод наблюдения (наличие или отсутствие фактов)

2. Формы и содержание профилактической работы

1. Разработка и реализация индивидуальных траекторий развития и воспитания детей учетных категорий.

2. Внедрение программ-тренингов активной психологической защиты для подростков.

3.Формирование культуры ЗОЖ.

1.Качество содержания плана мероприятий,

уровень социально-педагогических программ индивидуального сопровождения детей и подростков.

2.Организация и проведение тренингов.

3. Анализ данных уровня развития социальной активности личности.

4. Анализ уровня и качества проведения мероприятий, направленных на формирование ценности ЗБОЖ.

 

Система контроля  над реализацией программы

На уровне начальника лагеря:

  • планёрки с учителями, временно исполняющими обязанности воспитателей;
  • ежедневный отчёт учителей, временно исполняющих обязанности воспитателей о здоровье, посещаемости детей;
  • еженедельный отчёт о проведённых мероприятиях;
  • ежедневный отчёт работников кружков о посещаемости.

На уровне администрации образовательного учреждения:

  • отчёт начальника лагеря на августовском педсовете о реализации программы работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием;
  • фото-отчёт о работе пришкольного лагеря, размещение информации на сайте ОУ.

На уровне родительских комитетов:

  • отчёт классных руководителей о занятости детей и подростков в летней оздоровительной компании;
  • отчёт заместителя по воспитательной работе на общешкольных собраниях по итогам 2017 года и работе ОЛ.

Механизм определения результативности программы:

  • участие обучающихся в мероприятиях;
  • отзывы обучающихся, их родителей;
  • анализ работы по реализации программы;
  • оформление лагеря, методические разработки;
  • подведение итогов работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на совещании при директоре;
  • проведение анкетирования с обучающимися и родителями;
  • уровень состояния физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Мониторинг

В ОЛ диагностика будет проходить в несколько этапов:

  • входная диагностика: на начальном этапе будет происходить сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (тесты, анкеты, игры);
  • текущая  диагностика: позволит корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат.
  • итоговая диагностика: позволит определить результаты внедрения Программы, скорректировать работу на следующий год.

 

КАРТА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Этапы

Обследуемые параметры личности

Методики

Входная диагностика (диагностика орг. периода)

Общие сведения о ребенке;

ожидания ребенка;

интересы и склонности;

творческая направленность.

Социально-психологические качества личности: коллективизм/индивидуализм, лидер/ведомый, общительность/замкнутость, активность/пассивность, эмоциональная возбудимость.

Нравственная воспитанность: нравственный опыт, нравственные представления.

Самооценка: идеальное Я, реальное Я

анкета для ребенка;

краткая карта  интересов;

игра «Мишень»;

игра «Ролевые ожидания»;

опросник «Психологическая характеристика темперамента»;

«Незаконченные предложения»;

тесты «Круг»,

«Лесенка»

Текущая диагностика (основной период)

Эмоционально-психологический климат в отряде

Индивидуальное эмоциональное самочувствие ребенка

Характер межличностных отношений

Уровень развития отрядного коллектива

цветометодика,

социометрия,

игры

Итоговая диагностика  (итоговый период)

Личностный рост члена отряда

Удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере

анкета вожатого, 

анкета члена отряда

 

Факторы риска

Фактор риска

Меры профилактики

Низкая активность детей в реализации программы

Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.)

Неблагоприятные погодные условия

Организация мероприятий согласно тематике смены в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия)

Недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива

Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Планирование взаимозаменяемости воспитателей педагогами лагеря. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы.

 

14.Ожидаемые результаты

 

  1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
  2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
  4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
  5. Личностный рост участников смены.
  6. Сокращение количества правонарушений.
  7. Снижение уровня безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков в летний период.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. – М.: ВАКО, 2006.
  2. Балашова Т.Д., Молчалова З.М., Нещерет Л.Г. В помощь организатору оздоровительного лагеря – М.: Московское городское педагогическое общество – 2000.
  3. Гарифулина З.С. Летний пришкольный лагерь дневного пребывания «Светлячок» // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе – 2008, №1.
  4. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО, 2004.
  5. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  6. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  8. Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007.
  9. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: Глобус, 2007.
  10. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
  11. Радюк Е.А. игровые модели досуга и оздоровления детей. – Волгоград: Учитель – 2008.
  12. Харитонкина Н.Г., Васильева Е.В. Программа летнего лагеря с дневным пребыванием // Практика административной работы в школе – 2008, №3.
  13. Газета для учителей начальных классов «Педсовет» - 2008, №3.
  14. Журнал «Классный руководитель», № 7 2009г, №8 2008г.
  15. Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе – 2011, №2.
  16. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» – 2008, №2
  17. Информация Интернет сайтов:
    • Социальная сеть работников образования nspotal.ru;
    • ucoz.ru;
    • 1september.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: