Мастер-класс для педагогов "Использование ТРИЗ для развития речи детей"
Документы для скачивания
Цель: - показать педагогам возможность использования дидактических игр с элементами ТРИЗ-технологии при изучении сказок;
- совместная обработка методических приемов использования дидактических игр с элементами ТРИЗ- технологии при изучении сказок.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошо быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.
Сказка играет большую роль в эстетическом развитии дошкольников, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают свое отношение к добру и злу.
Сказка учит детей мечтать, подчеркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность.
Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей. А для того, чтобы работа в этом направлении стала более эффективной рекомендую использовать дидактические игры.
Сейчас я предлагаю рассмотреть сказки через дидактические игры с элементами ТРИЗ-технологии. Это не только полезно, но и интересно.
Путешествие на сказочном поезде с героями одной из сказок, а какой – отгадайте.
Загадка: В этом доме без забот жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом, поломал звериный дом.
Сейчас мы рассмотрим, какие ТРИЗ – игры можно использовать при изучении сказки «Теремок», а также при изучении любой другой сказки.
Первая игра «Сказочный поезд».
Цель этой игры: - развивать умение находить лишнее;
- развивать память, логическое мышление, речь;
- учить выстраивать линию развития сюжета знакомой сказки, делать несложные умозаключения.
Задание 1. Все ли пассажиры этого сказочного поезда являются героями этой сказки?
Задание 2. Расставьте картинки к сказке в правильной последовательности.
Вторая игра «Цепочка ассоциаций»
Вариант 1. Воспитатель предлагает детям ассоциацию из слов, а дети продумывают , к какому сказочному герою подходит это описание.
А) Рыжая плутовка, хитрая да ловкая (Лиса)
Б) Злой и страшный серый зверь водится в лесу теперь,
Но он бедный и голодный, хоть и страшный и проворный (Волк)
В) Большой, лохматый, неуклюжий, косолапый (Медведь)
Г) Зверь ушастый, летом серый, а зимою снежно-белый (Заяц).
Д) Скользкая, мокрая, зеленая квакушка, выпуклые глазки, кривые лапки (Лягушка)
Е) Малышка в серой шубке, с длинным хвостом и острыми зубками (Мышь).
Вариант 2. Воспитатель показывает картинку с изображением зверька, а дети характеризуют его
Третья игра «Черное – белое». Эта игра помогает выявить характер персонажа сказки.
Ведущий раздает карточки с изображением сказочных персонажей и дает время подумать, какими качествами обладает этот герой. Потом поднимает карточку с изображением белого домика, а дети по очереди называют положительные качества данного сказочного героя, а затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют их отрицательные качества
Например: что можно сказать про этих героев?
1 группа: лиса, мышка, волк
2 группа : медведь, заяц. лягушка.
Усвоить противоположные значения поможет игра «Волшебный мяч».
Воспитатель называет слово и бросает мяч одному из детей, а он называет антоним, то есть слово противоположного значения и бросает мяч обратно.
Игра «Исправь ошибку сказочника». Воспитатель произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта (предмета). Играющим необходимо исправить ошибку, предложив 2 правильных варианта суждения.
Например: «Внучка маленькая, а бабушка старенькая». В первой части сравнения сказано о росте, а во второй части – о возрасте. Как же будет правильно? ( внучка маленькая, а бабушка большая, или внучка юная, а бабушка старенькая). Проверим ваши способности. Я читаю выражения, а вы исправляете ошибки:
- Лиса хитрая, а колобок желтый;
- Заяц серый, а петушок смелый;
- Дюймовочка легкая, а ласточка большая.
Очень хорошо и интересно играть с детьми в игру «Хорошо – плохо». Эта игра позволяет детям выявить все плохие и хорошие стороны любого предмета или действия.
Например: 1) «Мороженое»
Хорошо: вкусное, сладкое, освежает в жару, получаешь наслаждение и т.д
Плохо : может заболеть горло, поднимется температура, нельзя будет гулять, придется лежать в постели и пить горькое лекарство и т. д.
2) «Идет дождь»
Хорошо: польет растения, будет урожай хороший. Освежит воздух, осядет пыль, асфальт помоет и т. д.
Плохо: нельзя гулять, если попал плд дождь, можно промокнуть, заболеть, нужно будет пить лекарства, нельзя ходть в детсад, встречаться с друзьями и т. д .
Можно также использовать прием «Измени сюжет сказки, придумай другой конец». Детям предлагается сочинить другой конец сказки, чтобы он получился добрым. Детям старшего возраста предлагается продолжить сказку, используя прием «А что было потом». Это позволяет детям фантазировать, придумывать необычные сюжеты. Развивается их фантазия, творческое воображение, речь.Дети сами придумывают, что же было после того как сказка в книжке закончилась, иногда используют героев других сказок.
В завершение хочется сказать, что используя игры с элементами ТРИЗ-технологии у детей повышается уровень развития интеллектуальных способностей, памяти, внимания, воображения, речи, логического мышления. ТРИЗ-игры детям очень нравятся, их нужно смепло использовать в работе с детьми.