Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, щек, подъязычной уздечки. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развивается у ребенка постепенно. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – формирование полноценных движений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков, их способности перестраиваться и работать координировано.
Памятка для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики»
- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут.
- Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
- Необходимо добиваться четкого, плавного выполнения движений.
- Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
- Комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь подобранных логопедом упражнений.
- Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений.
- Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под стихотворное сопровождение.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются исходя из правильной артикуляции звука и объединены в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю. То есть все то. Что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
1-й комплекс включает следующие основные упражнения.
- «Улыбка».
- «Трубочка».
- Чередование «Улыбка» - «Трубочка».
- «Лопатка».
- «Иголочка».
- Чередование «Лопатка» - «Иголочка».
- «Качели».
2-й комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
- «Окошко».
- «Кружок».
- «Покусаем язычок».
- «Чистим нижние зубы».
- «Катушка»
3-й комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков.
- «Чашечка».
- «Фокус».
- «Чистим верхние зубы».
- «Вкусное варенье».
4-й комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука [л].
- «Парус».
- «Пароход».
- «Иголочка».
- «Часики».
- «Качели».
5-й комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука [р].
- «Маляр».
- «Лошадка».
- «Барабанщик».
- «Грибок».
- «Кучер».
Важно проводить артикуляционную гимнастику и дома, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.