Программа по Изо "Семицветик"
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка» Принято: Утверждаю: На педсовете № 1 Заведующий МАДОУ Протокол №_ _ _ _ _ _ _ _ _ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейк а» о т «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2018 год_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ И. В. Щербинина «_ _ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2018 год Программа Д ОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей 5 – 6 лет «Семицветик» Составитель: Педагог Касумова Надежда Анатольевна г. Нижневартовск Содержание № Наименование Страницы 1 Содержание 2 2 Паспорт программы 3 3 Пояснительная записка 4 3. 1 Цели и задачи программы 5 3. 2 Планируемые результаты 5 3. 3 Объем образовательной нагрузки 6 4 Содержание программы «Семицветик» 7 5 Организационно – педагогические условия 24 5. 1 Учебный план 24 5. 2 Расписание занятий 27 5. 3 Календарный учебный график 27 5. 4 Программно – методическое обеспечение 28 5. 5 Материально – техническое обеспечение 29 6 Мониторинг 30 7 Список литературы 31 Паспорт программы Наименование программы Программа Д ОУ проведения занятий по развитию худож е ственных способностей у детей 6 – 7 лет «Семицветик» Основания для разработки Программы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29. 12. 2012 года; Постановление Правительства РФ от 15. 08. 2013 года №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20. 12. 2010 №164 «Об утверждении «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15. 05. 2013г. П рограмм а эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество», Т. С. Комаровой, А. В Анто новой, М. Б. Зацепиной. Заказчики Программы МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка», родители( законные представители) Составитель Программы Касумова Надежда Анатольевна Цель Программы Развитие у детей творческих способностей Задачи Программы Формирование у детей знаний о пр екрасном. Развивать способности наблюдения, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно- творческие способности. Развивать самостоятельность, активность, творчество. Формировать в процессе обучения нравственным и эстетическим представлениям о б окружающем мире. Развитие мел кой моторики, подготовка руки к письму. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности. Пояснительная записка Как научить ребенка рисовать? У детей дошкольного возраста еще не сформированы художественно- изобразительные цели рисования. Они еще не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом, кисточкой, краской. Рисование является важным средством познания мира и развития знаний эстетическо го восприятия, так как оно связано с са мостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе развития художественных способностей у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Каждый ребенок любит изображать, используя карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин, разнообразный природный материал. Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, является важной стороной, с помощью которой ре бенок познает мир. В процессе работы у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, развивается мелкая моторика. Изображать можно различными материалами, в процессе у ребенка развиваются определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование на листе, чувство цвета, воображение, волевые качества( усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца) . Кроме того занятия по изобразительной деятельности доставляет детям радость, создают положительный настрой. Для детей в среднем и старшем дошкольном возрасте( 5- 7 лет) большое значение имеет раз витие мелкой моторики рук. Дви жение пальцев тесно связаны с подготовкой руки к обучению письму. В старшем дошкольном возрасте у ребенка все еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение фаланг пальцев. При этом не рвная регуляция движений совер шенствуется, что ведет к более точному и быстрому темпу выполнения различных действи й. Одним из эффективных и инте ресных занятий по тренировке движений пальцев является работа с бумагой( скатывание в комочек полосок салфеток, рисо вание пластилином, нарывание бумаги для аппл икации. ) 3. 1 Цели и задачи Цель программы: р азвитие у детей творческих способностей. Задачи: Формирование у детей знаний о прекрасном. Развивать способности наблюдения, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно- творческие способности. Развивать самостоятельность, активность, творчество. Формировать в процессе обучения нравственным и эстетическим представлениям об окружающем мире. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности. Планируемые результаты: В ходе реализации программы ребенок научится: зна ть правила безопасности труда; ориентироваться на листе бумаги; самостоятельно подбирать цвет, тон; складывать и вырезать изделия из бумаги; составлять свои варианты композиции; использовать в практической работе навыки, проявлять самостоятельность. Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях. 3. 3 Объём образовательной нагрузки Сроки реализации рабочей программы – 1 год. Программа рассчитана на 72 академических часа из расчета 2 раза в неделю, продолжительность 1 занятия – 30 минут. Занятия проводится вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 10 человек. Возраст детей 6 – 7 лет. Формы организации деятельности детей на занятии: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Формы проведения занятий: беседа, выставки, конкурсы, творческая мастерс кая, игра- путешествие. Содержание программы Учебно- тематический план работы № Час Тема занятия Цель Материал 1- 3 3 Рисование «Осенние листья» Учить методом печати рисовать осенние листья. Осенние листья, гуашь, альбом, листы 4 – 6 3 Объемная аппликация «Осенний лес». Пальчиковая гимнастика «Надеваем перчатки» Учить складывать лист бумаги книжечкой, вырезать по шаблону, создавать единую композицию. Ножницы, цветная бумага, картон, клей, шаблоны, простые карандаши 7 1 Аппликация их осенних листьев «Зайцы на прогулке». Познакомить с новым материалом для изображения, учить аккуратно пользоваться, так как листья сухие, хрупкие. Осенние листья, клей, картон, ножницы 8- 10 3 Рисование по мокрому «Осенний пейзаж». Пальчиковая гимнастика «Воробьи» Учить делать бумагу немного влажной, использовать цвета теплой гаммы. Альбомные листы, кисти, палитра, гуашь, баночки с водой, салфетки 11- 13 3 Аппликация их осенних листьев «Лебедь». Пальчиковая гимнастика «Ветерок» Продолжать учить работать с осенними листьями, составлять предметные изображения. Воспитывать аккуратность в работе. Осенние листья, клей, картон, ножницы, салфетки 14- 19 5 Тема «В деревне»: дом, петух, курочка, хрюшка, цыпленок. Композиция из природного материала. Познакомить детей с объемной работой, материалом- яйцо. Учить аккуратно раскрашивать, наклеивать, создавая образ. Яйца, готовые заготовки из бумаги, пластилин, веточки, картон, ножницы, краски, кисти, фломастеры. 20- 22 3 Вышивка «Закладка». Пальчиковая гимнастика «Осьминожки» Познакомить с техникой рисования ниткой. Повторить правила техники безопасности работы с швейной иглой. Готовые заготовки, нитки, иглы, ножницы 23- 25 3 Рисование сыпучими предметами «Божья коровка». Пальчиковая гимнастика «Молоточек» Учить рисовать крупой, использовать клей, как основу для работы, воспитывать аккуратность. Листы, карандаши, пшено, горох, клей, краски 26 1 Оригами «Собачка» Учить складывать квадрат по схеме, дополнять готовое изделие прорисовыванием некоторых деталей. Бумага для оригами, фломастеры 27- 28 2 Лепка «Декоративная пластина». Пальчиковая гимнастика «Надеваем перчатки» Учить готовить основу для поделки( замазывать картон пластилином) , учить нанесению декоративного налепа. Картон, пластилин, стека, салфетки, дощечки 29- 31 3 Аппликация «Синички на рябине» Учить скатывать шарики из цветной бумаги и наклеивать их с помощью клея на контур. Цветная бумага, клей ПВА, шаблоны, салфетки, дощечки 32- 35 4 Рисование «Зимний пейзаж» Учить подбирать цветовую гамму, располагать предметы по всему листу. Альбомные листы, краски, кисти, салфетки, палитра 36 1 Оригами «кошка». Пальчиковая гимнастика «Прогулка» Продолжать учить складывать листы бумаги по схеме. Листы цветной бумаги для оригами, фломастеры 37- 40 4 Конструирование «Новогодние гирлянды, игрушки» Упражнять в складывании бумаги, воспитывать аккуратность, вызывать положительные эмоции Цветная бумага, клей, ножницы, нитки, фломастеры 41- 44 4 Рисуем нитками «Малый круг». Пальчиковая гимнастика «Осьминожки» Учить пользоваться трафаретом. Учить заполнять окружности по радиусу. Трафарет, цветные нитки, иглы, ножницы, карандаши 45- 47 3 Мозаика из мятой бумаги. Пальчиковая гимнастика «Пес и лошадь» Учить скатывать бумагу одинаковой формы, наносить клей по контуру и наклеивать бумагу. Мягкая бумага разного цвета, лист, картон, клей ПВА, кисти 48- 50 3 Поделка из гофрированной бумаги «Солнце», «Луна». Пальчиковая гимнастика «Молоточек» Учить составлять из нескольких одинаковых деталей, пользоваться гофрированной бумагой, воспитывать аккуратность. Цветная гофрированная бумага, клей, ножницы, фломастеры, шаблоны 51- 55 5 Аппликация «Защитники Отечества». Пальчиковая гимнастика «В домике» Провести беседу о родах войск. Упражнять в вырезании деталей с помощью шаблонов, соединять их в композицию, дополнять готовую работу дорисовыванием. Цветная бумага, фломастеры, картон, иллюстрации, клей, ножницы 56 1 Рисование сыпучими предметами «Заяц в зимнем лесу» Упражнять детей в прорисовывании деталей, наносить клей на рисунок, наклеивать крупу. Крупа манка, картон синего, голубого цвета, клей, простой карандаш 57- 58 2 Рисование «Подарок маме». Пальчиковая гимнастика «Кошка и собаки» Учить рисовать различные цветы. Воспитывать желание порадовать близких. Учить использовать все пространство листа. Альбомные листы, краски, кисти 59- 60 2 Объемная аппликация «Мимоза» Закреплять умение скатывать бумажные шарики, вырезать вазу. Учить аккуратно клеить детали. Цветная бумага, клей, фломастеры, шаблоны, ножницы 61 1 Поделка из бумаги «Утенок». Пальчиковая гимнастика «Осьминожки» Продолжать развивать умение складывать бумагу, вырезать по шаблону. Полоски бумаги, клей, фломастеры 62- 63 3 Рисование горохом «Ежик» Закреплять умение наносить клей по контуру, дополнять прорисовыванием отдельных деталей. Горох, клей ПВА, шаблоны, простой карандаш 64- 65 2 Пасхальные яйца, крашенки, раскрашивание яиц, сувенир «Петух». Пальчиковая гимнастика «Пес и лошадь» Учить аккуратно наносить узоры с помощью воска на скорлупу, раскрашивать, дополнять деталями, давая волю фантазии. Восковые свечи, яйца, гуашь, кисти, карандаши, салфетки, пластилин, цветная бумага 66 – 67 2 Рисование набрызгом Закреплять умение распределять изображение по листу. Учить новой технике- рисование набрызгом. Фартуки, зубные щетки, краски, трафареты, салфетки 68 1 Коллекция «Бабочки». Пальчиковая гимнастика «В домике» Закрепить умение владеть ножницами, учить составлять композицию. Ножницы, журнальная бумага, иголки 69- 70 3 Рисование ниткой «Корабль», «Ракета». Пальчиковая гимнастика «Кошка и собаки» Закрепить знания техники безопасности при работе с швейной иглой, учить вдевать нотку в иголку, делать узелок, держать иглу в руках, формировать умение доводить начатое дело до конца. Игла, нитка, картон, ножницы, цветная бумага 71- 72 2 Тестопластика. Поделки из соленого теста. Учить лепить поделки из соленого теста, рассказать о технологии приготовления теста, учить раскрашивать поделки. Готовое соленое тесто, дощечки, салфетки, гуашь, кисти Организационно – педагогические условия 5. 1 Учебный план № Направления работы Месяц Количество занятий 1. Обрывная аппликация- у чить детей нарывать бумагу одного размера- р азвивать моторику мелких мышц рук, глазомер; умение наклеивать мелкие детали на основу. Октябрь 4 2. Рисование тычком- у чить рисовать методом тычка зверей. - продол жать учить детей правильно дер жать кисть. 2 3. Пластилин- развивать мелкую моторику, подбирать цветовую гамму, умение размазывать пластилин по контуру. 2 Аппликация- познакомить детей с техникой создания объемного изображения. Ноябрь 4 Рисование животных- учить детей рисовать животных, используя схему последовательности рисования. 4 Рисование ладошками- учить детей правильно нанести краску на ладонь, оставлять аккуратно отпечаток на листе. Декабрь 3 Аппликация ладошками- учить детей создавать образы, используя ладошки, дополняя отдельными деталями. 3 Аппликация из салфеток- познакомить детей с одним из способов аппликации используя салфетки. 2 1. Обратная аппликация пластилином- познакомить детей с техникой обратная аппликация с помощью пластилина. Январь 3 Оригами- развивать умение складывать лист бумаги, превращая его в игрушку. 2 К лякса графия. Выдувание трубочками- учить из нанесенной кляксы на бумаге, с помощью трубочки создавать новое изображения. 2 Аппликация. Лошадки- учить детей вырезать предмет из бумаги по контуру, сложенной вдвое. Февраль 2 Рисование. Дымковская игрушка. - учить отражать в работе дымковские элементы, знакомить с прикладным искусством. 2 Аппликация- знакомить с симметричным вырезыванием. 2 Рисование- учить рисовать человека, соблюдать пропорции, подбирать цвета. 2 Рисование+ Аппликация. - учить детей подбирать материал, создавать композицию. Март 5 Аппликация из цветных кругов- закреплять умение красиво размещать изображения на листе. 2 Лепка- учить работать с пластилином скатывая его в палочки и маленькие горошинки. 1 Аппликация, торцевание. - учить наклеивать в техники торцевания венок из цветов. Апрель 2 Объемная аппликация- учить в складывании бумаги по показу педагога, по схемам. 6 Монотипия- познакомить детей с симметричными и не симметричными предметами. - учить изображать букеты в техники монотипии. Май 2 Рисование по замыслу- закреплять полученные ранее умения. 6 63 часа Расписание занятий № Наименование услуг Форма занятия Количество детей День недели Время проведения И сполнитель 1. Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей Групповая 10 Понедельник Четверг Группа 1 15. 30 – 16. 00 Воспитатель высшей квалификационной категории 5. 3 Календарный учебный график № Тема Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май 1. Рисования 2 3 1 2 1 1 1 2. Пластинография 2 1 1 1 1 1 3. Монотипия 1 4. Рисование тычком 1 2 1 5. Аппликация из салфеток 1 6. Обрывная аппликация 1 2 1 2 7. Рисования+ Аппликация 1 1 1 1 8. Аппликация 1 1 3 1 4 3 1 1 9. Аппликация из ладошек 1 2 10. Рисование ладошками 1 11. Аппликация из кругов 1 1 1 12. Поделка 1 1 1 13. Обратная аппликация пластилином 1 1 14. Оригами 1 1 15. Выдувание трубочками 1 1 16. Мозайка из обрывной бумаги 1 17. Торцевание 1 18. Объёмная аппликация 1 1 19. Рисование по замыслу 1 2 Итого занятий 8 8 8 7 8 8 8 8 72 занятия 40 недели 5. 4 Программно- методическое обеспечение Наименование услуги Наименование программы На основании какой программы разработана Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способност ей у детей 6 – 7 лет «Семицветик » Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество», Т. С. Комаровой, А. В Антоновой, М. Б. Зацепиной. 5. 5 М атериально- техническое обеспечение Организация занятий осуществляется в кабинете, расположенном на третьем этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка » Учебно- методиче ское обеспечение программы. 1. Учебные и методические пособия: - научная, специальная, методическая литература( см. список литературы) ; 2. Материалы из опыта работы: - образцы; - схемы; - шаблоны, - трафареты. 3. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми: - цветная бумага различной фактуры, - картон, - ватман, альбомы, - клей; - пластилин, - стеки, - простые и цветные карандаши, - фломастеры, - восковые мелки, - гуашь, - акварель, - кисти трех размеров, - тычки разных размеров, - пробки, - трубочки для коктейля. 6. Мониторинг Способы определения результативности программы дополнительного образования: Оценка умений проводится через контрольное посещения занятий по разви тию художественных способностей, в хо де которого выявляется уровень освоения курса детьми данного в озраста. Результат отслеживается через диагностирование деятельности детей, которое проводится в начале учебного года( сентябрь) и в конце( май) Инструментарий для проведения контрольн ых занятий по развитию художественных способностей № Ф. И. ребенка Изображает предметы, создает отчетливые формы, подбирает цвета, аккуратно закрашивает, использует различные материалы. Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в композицию. Использует разные приемы лепки. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой и диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей Итог Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г. К. г 1. 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты( низкий уровень) 2 балла – отдельные компоненты не развиты( средний уровень) 3 балла – соответствует возрасту( в ысокий) Результаты обследования: Начало учебного года Конец учебного года Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 7. Список литературы Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками. Сфера М. 2009. Е. Д. Закржевская, С. В. Марсаль «Веселое путешествие в страну мозайки. Феникс 2005 Т. Б. Сержантова «Оригами для всей семьи». М. 2008. И. Е. Аллаярова «Симфония красок». М. 2007. К. К. Утрубина, Г. Ф Утрубин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми». М. 2007. Г. П. Есафьева «Учимся рисовать». Академия развития 2005. А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду». Академия развития 2005. Т. С. Комаровой, А. В Антоновой, М. Б. Зацепиной. Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество». Приложение Пальчиковая гимнастика на занятиях арт- студии « Семицветик » 1. «Прогулка»( При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук) . Пошли пальчики гулять, ( пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу) . А вторые – догонять, ( ритмичные движения по столу указательных пальцев) . Третьи пальчики – бегом, ( движение средних пальцев в быстром темпе) . А четвертые – пешком. ( медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола) . Пятый пальчик поскакал( ритмичное касание поверхности стола мизинцами) . И в конце пути упал. ( стук кулаками по поверхности стола) . 2. «Кошка и собаки» Вышла кошечка вперед, ( «кошка» правой рукой) . К нам идет, хвостом играет, ( левой ладонью машем у основания правой кисти) . Ей навстречу из ворот( «ворота») . Две собаки выбегают. ( «собаки» обеими руками) . 3. «Пес и лошадь» Бежала лошадь по дороге, ( «лошадь») . Ей пес дворовый прыгнул в ноги, ( «собака») . Залаял громко пес пугливый, ( «собака», «открывающая пасть») . А лошадь лишь тряхнула гривой! ( «лошадь», двигающая «головой») . 4. «В домике» Стол стоит на толстой ножке, ( «стол») . Рядом стульчик у окошка, ( «стул») . Два бочонка под столом. ( «бочонки» обеими руками) . Вот такой я видел дом. ( «дом») . 5. «Надеваем перчатки» Мы перчаточки возьмем, Ручки прежде разомнем, Каждый пальчик нарядим, На друг друга поглядим. ( Большим и указательным пальцами правой руки растир аем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. ) 6. « Молоточек » Кулачок сейчас сжимаем, Им мы гвоздики вбиваем. Нам не надо молотка, У нас крепкая рука. ( Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди) . 7. « Осьминожки » Осьминожка – много ног, По дну морскому сто дорог. ( Пальцы – щупальца. «Осьминожки» осторожно обследуют морское дно. ) 8. « Воробьи » Пять воробьев на заборе сидели, Один улетел, а другие запели И пели, пока не сморила усталость, Один улетел, а трое остались. Сидели втроем и немного устали, Один улетел, а двое остались. Сидели вдвоем и снова скучали, Один улетел, и остался один. Один посидел, да и взял, улетел. ( Показать пять пальцев, а затем загибать их по одному. )
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка» Принято: Утверждаю: На педсовете № 1 Заведующий МАДОУ Протокол №_ _ _ _ _ _ _ _ _ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейк а» о т «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2018 год_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ И. В. Щербинина «_ _ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2018 год Программа Д ОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей 5 – 6 лет «Семицветик» Составитель: Педагог Касумова Надежда Анатольевна г. Нижневартовск Содержание № Наименование Страницы 1 Содержание 2 2 Паспорт программы 3 3 Пояснительная записка 4 3. 1 Цели и задачи программы 5 3. 2 Планируемые результаты 5 3. 3 Объем образовательной нагрузки 6 4 Содержание программы «Семицветик» 7 5 Организационно – педагогические условия 24 5. 1 Учебный план 24 5. 2 Расписание занятий 27 5. 3 Календарный учебный график 27 5. 4 Программно – методическое обеспечение 28 5. 5 Материально – техническое обеспечение 29 6 Мониторинг 30 7 Список литературы 31 Паспорт программы Наименование программы Программа Д ОУ проведения занятий по развитию худож е ственных способностей у детей 6 – 7 лет «Семицветик» Основания для разработки Программы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29. 12. 2012 года; Постановление Правительства РФ от 15. 08. 2013 года №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20. 12. 2010 №164 «Об утверждении «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15. 05. 2013г. П рограмм а эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество», Т. С. Комаровой, А. В Анто новой, М. Б. Зацепиной. Заказчики Программы МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка», родители( законные представители) Составитель Программы Касумова Надежда Анатольевна Цель Программы Развитие у детей творческих способностей Задачи Программы Формирование у детей знаний о пр екрасном. Развивать способности наблюдения, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно- творческие способности. Развивать самостоятельность, активность, творчество. Формировать в процессе обучения нравственным и эстетическим представлениям о б окружающем мире. Развитие мел кой моторики, подготовка руки к письму. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности. Пояснительная записка Как научить ребенка рисовать? У детей дошкольного возраста еще не сформированы художественно- изобразительные цели рисования. Они еще не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом, кисточкой, краской. Рисование является важным средством познания мира и развития знаний эстетическо го восприятия, так как оно связано с са мостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе развития художественных способностей у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Каждый ребенок любит изображать, используя карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин, разнообразный природный материал. Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, является важной стороной, с помощью которой ре бенок познает мир. В процессе работы у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, развивается мелкая моторика. Изображать можно различными материалами, в процессе у ребенка развиваются определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование на листе, чувство цвета, воображение, волевые качества( усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца) . Кроме того занятия по изобразительной деятельности доставляет детям радость, создают положительный настрой. Для детей в среднем и старшем дошкольном возрасте( 5- 7 лет) большое значение имеет раз витие мелкой моторики рук. Дви жение пальцев тесно связаны с подготовкой руки к обучению письму. В старшем дошкольном возрасте у ребенка все еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение фаланг пальцев. При этом не рвная регуляция движений совер шенствуется, что ведет к более точному и быстрому темпу выполнения различных действи й. Одним из эффективных и инте ресных занятий по тренировке движений пальцев является работа с бумагой( скатывание в комочек полосок салфеток, рисо вание пластилином, нарывание бумаги для аппл икации. ) 3. 1 Цели и задачи Цель программы: р азвитие у детей творческих способностей. Задачи: Формирование у детей знаний о прекрасном. Развивать способности наблюдения, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно- творческие способности. Развивать самостоятельность, активность, творчество. Формировать в процессе обучения нравственным и эстетическим представлениям об окружающем мире. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности. Планируемые результаты: В ходе реализации программы ребенок научится: зна ть правила безопасности труда; ориентироваться на листе бумаги; самостоятельно подбирать цвет, тон; складывать и вырезать изделия из бумаги; составлять свои варианты композиции; использовать в практической работе навыки, проявлять самостоятельность. Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях. 3. 3 Объём образовательной нагрузки Сроки реализации рабочей программы – 1 год. Программа рассчитана на 72 академических часа из расчета 2 раза в неделю, продолжительность 1 занятия – 30 минут. Занятия проводится вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 10 человек. Возраст детей 6 – 7 лет. Формы организации деятельности детей на занятии: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Формы проведения занятий: беседа, выставки, конкурсы, творческая мастерс кая, игра- путешествие. Содержание программы Учебно- тематический план работы № Час Тема занятия Цель Материал 1- 3 3 Рисование «Осенние листья» Учить методом печати рисовать осенние листья. Осенние листья, гуашь, альбом, листы 4 – 6 3 Объемная аппликация «Осенний лес». Пальчиковая гимнастика «Надеваем перчатки» Учить складывать лист бумаги книжечкой, вырезать по шаблону, создавать единую композицию. Ножницы, цветная бумага, картон, клей, шаблоны, простые карандаши 7 1 Аппликация их осенних листьев «Зайцы на прогулке». Познакомить с новым материалом для изображения, учить аккуратно пользоваться, так как листья сухие, хрупкие. Осенние листья, клей, картон, ножницы 8- 10 3 Рисование по мокрому «Осенний пейзаж». Пальчиковая гимнастика «Воробьи» Учить делать бумагу немного влажной, использовать цвета теплой гаммы. Альбомные листы, кисти, палитра, гуашь, баночки с водой, салфетки 11- 13 3 Аппликация их осенних листьев «Лебедь». Пальчиковая гимнастика «Ветерок» Продолжать учить работать с осенними листьями, составлять предметные изображения. Воспитывать аккуратность в работе. Осенние листья, клей, картон, ножницы, салфетки 14- 19 5 Тема «В деревне»: дом, петух, курочка, хрюшка, цыпленок. Композиция из природного материала. Познакомить детей с объемной работой, материалом- яйцо. Учить аккуратно раскрашивать, наклеивать, создавая образ. Яйца, готовые заготовки из бумаги, пластилин, веточки, картон, ножницы, краски, кисти, фломастеры. 20- 22 3 Вышивка «Закладка». Пальчиковая гимнастика «Осьминожки» Познакомить с техникой рисования ниткой. Повторить правила техники безопасности работы с швейной иглой. Готовые заготовки, нитки, иглы, ножницы 23- 25 3 Рисование сыпучими предметами «Божья коровка». Пальчиковая гимнастика «Молоточек» Учить рисовать крупой, использовать клей, как основу для работы, воспитывать аккуратность. Листы, карандаши, пшено, горох, клей, краски 26 1 Оригами «Собачка» Учить складывать квадрат по схеме, дополнять готовое изделие прорисовыванием некоторых деталей. Бумага для оригами, фломастеры 27- 28 2 Лепка «Декоративная пластина». Пальчиковая гимнастика «Надеваем перчатки» Учить готовить основу для поделки( замазывать картон пластилином) , учить нанесению декоративного налепа. Картон, пластилин, стека, салфетки, дощечки 29- 31 3 Аппликация «Синички на рябине» Учить скатывать шарики из цветной бумаги и наклеивать их с помощью клея на контур. Цветная бумага, клей ПВА, шаблоны, салфетки, дощечки 32- 35 4 Рисование «Зимний пейзаж» Учить подбирать цветовую гамму, располагать предметы по всему листу. Альбомные листы, краски, кисти, салфетки, палитра 36 1 Оригами «кошка». Пальчиковая гимнастика «Прогулка» Продолжать учить складывать листы бумаги по схеме. Листы цветной бумаги для оригами, фломастеры 37- 40 4 Конструирование «Новогодние гирлянды, игрушки» Упражнять в складывании бумаги, воспитывать аккуратность, вызывать положительные эмоции Цветная бумага, клей, ножницы, нитки, фломастеры 41- 44 4 Рисуем нитками «Малый круг». Пальчиковая гимнастика «Осьминожки» Учить пользоваться трафаретом. Учить заполнять окружности по радиусу. Трафарет, цветные нитки, иглы, ножницы, карандаши 45- 47 3 Мозаика из мятой бумаги. Пальчиковая гимнастика «Пес и лошадь» Учить скатывать бумагу одинаковой формы, наносить клей по контуру и наклеивать бумагу. Мягкая бумага разного цвета, лист, картон, клей ПВА, кисти 48- 50 3 Поделка из гофрированной бумаги «Солнце», «Луна». Пальчиковая гимнастика «Молоточек» Учить составлять из нескольких одинаковых деталей, пользоваться гофрированной бумагой, воспитывать аккуратность. Цветная гофрированная бумага, клей, ножницы, фломастеры, шаблоны 51- 55 5 Аппликация «Защитники Отечества». Пальчиковая гимнастика «В домике» Провести беседу о родах войск. Упражнять в вырезании деталей с помощью шаблонов, соединять их в композицию, дополнять готовую работу дорисовыванием. Цветная бумага, фломастеры, картон, иллюстрации, клей, ножницы 56 1 Рисование сыпучими предметами «Заяц в зимнем лесу» Упражнять детей в прорисовывании деталей, наносить клей на рисунок, наклеивать крупу. Крупа манка, картон синего, голубого цвета, клей, простой карандаш 57- 58 2 Рисование «Подарок маме». Пальчиковая гимнастика «Кошка и собаки» Учить рисовать различные цветы. Воспитывать желание порадовать близких. Учить использовать все пространство листа. Альбомные листы, краски, кисти 59- 60 2 Объемная аппликация «Мимоза» Закреплять умение скатывать бумажные шарики, вырезать вазу. Учить аккуратно клеить детали. Цветная бумага, клей, фломастеры, шаблоны, ножницы 61 1 Поделка из бумаги «Утенок». Пальчиковая гимнастика «Осьминожки» Продолжать развивать умение складывать бумагу, вырезать по шаблону. Полоски бумаги, клей, фломастеры 62- 63 3 Рисование горохом «Ежик» Закреплять умение наносить клей по контуру, дополнять прорисовыванием отдельных деталей. Горох, клей ПВА, шаблоны, простой карандаш 64- 65 2 Пасхальные яйца, крашенки, раскрашивание яиц, сувенир «Петух». Пальчиковая гимнастика «Пес и лошадь» Учить аккуратно наносить узоры с помощью воска на скорлупу, раскрашивать, дополнять деталями, давая волю фантазии. Восковые свечи, яйца, гуашь, кисти, карандаши, салфетки, пластилин, цветная бумага 66 – 67 2 Рисование набрызгом Закреплять умение распределять изображение по листу. Учить новой технике- рисование набрызгом. Фартуки, зубные щетки, краски, трафареты, салфетки 68 1 Коллекция «Бабочки». Пальчиковая гимнастика «В домике» Закрепить умение владеть ножницами, учить составлять композицию. Ножницы, журнальная бумага, иголки 69- 70 3 Рисование ниткой «Корабль», «Ракета». Пальчиковая гимнастика «Кошка и собаки» Закрепить знания техники безопасности при работе с швейной иглой, учить вдевать нотку в иголку, делать узелок, держать иглу в руках, формировать умение доводить начатое дело до конца. Игла, нитка, картон, ножницы, цветная бумага 71- 72 2 Тестопластика. Поделки из соленого теста. Учить лепить поделки из соленого теста, рассказать о технологии приготовления теста, учить раскрашивать поделки. Готовое соленое тесто, дощечки, салфетки, гуашь, кисти Организационно – педагогические условия 5. 1 Учебный план № Направления работы Месяц Количество занятий 1. Обрывная аппликация- у чить детей нарывать бумагу одного размера- р азвивать моторику мелких мышц рук, глазомер; умение наклеивать мелкие детали на основу. Октябрь 4 2. Рисование тычком- у чить рисовать методом тычка зверей. - продол жать учить детей правильно дер жать кисть. 2 3. Пластилин- развивать мелкую моторику, подбирать цветовую гамму, умение размазывать пластилин по контуру. 2 Аппликация- познакомить детей с техникой создания объемного изображения. Ноябрь 4 Рисование животных- учить детей рисовать животных, используя схему последовательности рисования. 4 Рисование ладошками- учить детей правильно нанести краску на ладонь, оставлять аккуратно отпечаток на листе. Декабрь 3 Аппликация ладошками- учить детей создавать образы, используя ладошки, дополняя отдельными деталями. 3 Аппликация из салфеток- познакомить детей с одним из способов аппликации используя салфетки. 2 1. Обратная аппликация пластилином- познакомить детей с техникой обратная аппликация с помощью пластилина. Январь 3 Оригами- развивать умение складывать лист бумаги, превращая его в игрушку. 2 К лякса графия. Выдувание трубочками- учить из нанесенной кляксы на бумаге, с помощью трубочки создавать новое изображения. 2 Аппликация. Лошадки- учить детей вырезать предмет из бумаги по контуру, сложенной вдвое. Февраль 2 Рисование. Дымковская игрушка. - учить отражать в работе дымковские элементы, знакомить с прикладным искусством. 2 Аппликация- знакомить с симметричным вырезыванием. 2 Рисование- учить рисовать человека, соблюдать пропорции, подбирать цвета. 2 Рисование+ Аппликация. - учить детей подбирать материал, создавать композицию. Март 5 Аппликация из цветных кругов- закреплять умение красиво размещать изображения на листе. 2 Лепка- учить работать с пластилином скатывая его в палочки и маленькие горошинки. 1 Аппликация, торцевание. - учить наклеивать в техники торцевания венок из цветов. Апрель 2 Объемная аппликация- учить в складывании бумаги по показу педагога, по схемам. 6 Монотипия- познакомить детей с симметричными и не симметричными предметами. - учить изображать букеты в техники монотипии. Май 2 Рисование по замыслу- закреплять полученные ранее умения. 6 63 часа Расписание занятий № Наименование услуг Форма занятия Количество детей День недели Время проведения И сполнитель 1. Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей Групповая 10 Понедельник Четверг Группа 1 15. 30 – 16. 00 Воспитатель высшей квалификационной категории 5. 3 Календарный учебный график № Тема Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май 1. Рисования 2 3 1 2 1 1 1 2. Пластинография 2 1 1 1 1 1 3. Монотипия 1 4. Рисование тычком 1 2 1 5. Аппликация из салфеток 1 6. Обрывная аппликация 1 2 1 2 7. Рисования+ Аппликация 1 1 1 1 8. Аппликация 1 1 3 1 4 3 1 1 9. Аппликация из ладошек 1 2 10. Рисование ладошками 1 11. Аппликация из кругов 1 1 1 12. Поделка 1 1 1 13. Обратная аппликация пластилином 1 1 14. Оригами 1 1 15. Выдувание трубочками 1 1 16. Мозайка из обрывной бумаги 1 17. Торцевание 1 18. Объёмная аппликация 1 1 19. Рисование по замыслу 1 2 Итого занятий 8 8 8 7 8 8 8 8 72 занятия 40 недели 5. 4 Программно- методическое обеспечение Наименование услуги Наименование программы На основании какой программы разработана Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способност ей у детей 6 – 7 лет «Семицветик » Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество», Т. С. Комаровой, А. В Антоновой, М. Б. Зацепиной. 5. 5 М атериально- техническое обеспечение Организация занятий осуществляется в кабинете, расположенном на третьем этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка » Учебно- методиче ское обеспечение программы. 1. Учебные и методические пособия: - научная, специальная, методическая литература( см. список литературы) ; 2. Материалы из опыта работы: - образцы; - схемы; - шаблоны, - трафареты. 3. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми: - цветная бумага различной фактуры, - картон, - ватман, альбомы, - клей; - пластилин, - стеки, - простые и цветные карандаши, - фломастеры, - восковые мелки, - гуашь, - акварель, - кисти трех размеров, - тычки разных размеров, - пробки, - трубочки для коктейля. 6. Мониторинг Способы определения результативности программы дополнительного образования: Оценка умений проводится через контрольное посещения занятий по разви тию художественных способностей, в хо де которого выявляется уровень освоения курса детьми данного в озраста. Результат отслеживается через диагностирование деятельности детей, которое проводится в начале учебного года( сентябрь) и в конце( май) Инструментарий для проведения контрольн ых занятий по развитию художественных способностей № Ф. И. ребенка Изображает предметы, создает отчетливые формы, подбирает цвета, аккуратно закрашивает, использует различные материалы. Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в композицию. Использует разные приемы лепки. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой и диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей Итог Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г. К. г 1. 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты( низкий уровень) 2 балла – отдельные компоненты не развиты( средний уровень) 3 балла – соответствует возрасту( в ысокий) Результаты обследования: Начало учебного года Конец учебного года Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 7. Список литературы Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками. Сфера М. 2009. Е. Д. Закржевская, С. В. Марсаль «Веселое путешествие в страну мозайки. Феникс 2005 Т. Б. Сержантова «Оригами для всей семьи». М. 2008. И. Е. Аллаярова «Симфония красок». М. 2007. К. К. Утрубина, Г. Ф Утрубин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми». М. 2007. Г. П. Есафьева «Учимся рисовать». Академия развития 2005. А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду». Академия развития 2005. Т. С. Комаровой, А. В Антоновой, М. Б. Зацепиной. Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество». Приложение Пальчиковая гимнастика на занятиях арт- студии « Семицветик » 1. «Прогулка»( При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук) . Пошли пальчики гулять, ( пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу) . А вторые – догонять, ( ритмичные движения по столу указательных пальцев) . Третьи пальчики – бегом, ( движение средних пальцев в быстром темпе) . А четвертые – пешком. ( медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола) . Пятый пальчик поскакал( ритмичное касание поверхности стола мизинцами) . И в конце пути упал. ( стук кулаками по поверхности стола) . 2. «Кошка и собаки» Вышла кошечка вперед, ( «кошка» правой рукой) . К нам идет, хвостом играет, ( левой ладонью машем у основания правой кисти) . Ей навстречу из ворот( «ворота») . Две собаки выбегают. ( «собаки» обеими руками) . 3. «Пес и лошадь» Бежала лошадь по дороге, ( «лошадь») . Ей пес дворовый прыгнул в ноги, ( «собака») . Залаял громко пес пугливый, ( «собака», «открывающая пасть») . А лошадь лишь тряхнула гривой! ( «лошадь», двигающая «головой») . 4. «В домике» Стол стоит на толстой ножке, ( «стол») . Рядом стульчик у окошка, ( «стул») . Два бочонка под столом. ( «бочонки» обеими руками) . Вот такой я видел дом. ( «дом») . 5. «Надеваем перчатки» Мы перчаточки возьмем, Ручки прежде разомнем, Каждый пальчик нарядим, На друг друга поглядим. ( Большим и указательным пальцами правой руки растир аем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. ) 6. « Молоточек » Кулачок сейчас сжимаем, Им мы гвоздики вбиваем. Нам не надо молотка, У нас крепкая рука. ( Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди) . 7. « Осьминожки » Осьминожка – много ног, По дну морскому сто дорог. ( Пальцы – щупальца. «Осьминожки» осторожно обследуют морское дно. ) 8. « Воробьи » Пять воробьев на заборе сидели, Один улетел, а другие запели И пели, пока не сморила усталость, Один улетел, а трое остались. Сидели втроем и немного устали, Один улетел, а двое остались. Сидели вдвоем и снова скучали, Один улетел, и остался один. Один посидел, да и взял, улетел. ( Показать пять пальцев, а затем загибать их по одному. )