a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация на тему:"Психологическая подготовленность ребенка к школе".

Автор: Опубликовано: 2019-10-07 18:14:41

 

           Переход ребёнка из детского сада в школу — всегда важное событие в жизни семьи.

Что понимается под «готовностью ребёнка к школе»?

Под готовностью к школе понимается школьная социальная зрелость ребенка. Школьная зрелость, определяется физической готовностью ребенка к школе, социальная - психологической  готовностью к школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы.

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

- физическая готовность;

- интеллектуальная готовность;

- коммуникативная готовность;

- эмоциональная готовность;

- мотивационная готовность;

- готовность в сфере самосознания.

          Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

          Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.

          Помимо мышления, немаловажное значение для подготовки детей к школе имеет степень развития восприятия, памяти, внимания, воображения.

           Коммуникативная готовность к школе. По данным разных исследователей, от 15 до 40% учащихся начальных классов находятся в состоянии дезадаптации. Одной из причин такого состояния называют личностную неподготовленность ребёнка к школе, где обучение подразумевает коллективный характер деятельности.

         В дошкольном возрасте последовательно изменятся содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает чувством собственного достоинства, осознаёт на доступном уровне свои права. Он может проявлять достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий.

          Готовность в сфере самосознания. Под самосознанием подразумевается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. Представления о себе включают когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. Когнитивный компонент представлен процессами самопознания, в результате которых рождается знание о себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляет эмоциональные переживания. Оно может протекать в виде непосредственных эмоциональных реакций и в виде оценочных суждений. Самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка. Она включает знания не только о себе, но и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков.

          Эмоциональная готовность к школе  – это  способность ребенка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.

          Препятствием для формирования положительного отношения ребёнка к школе является повышенная тревожность. Тревожные состояния приводят к снижению эффективности деятельности, к плохой сосредоточенности, концентрации внимания в процессе деятельности. Высокая тревожность также может служить основой появления трудностей в общении у ребенка. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

            Компоненты мотивационной готовности: правильные представления об учении в школе, желание идти в школу, познавательный интерес к окружающему.

           В первые классы школы должны приниматься дети шести- или семилетнего возраста по усмотрению родителей. Обязательным условием для приёма детей в школу является достижение ими к 1 сентября возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Рекомендации для родителей будущего первоклассника

  • Развивайте мелкую моторику руки и графические навыки,  используя занятия с пластилином, мозаикой, рисованием на листе бумаги, в развивающих тетрадях, срисовыванием картинок, вырезанием фигурок ножницами и т.п.
  • Учите ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
  • Расширяйте кругозор через совместное чтение  книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание рисунков, формирование познавательного интереса к окружающему, развитие интереса к исследованиям природных явлений и  т. п.
  • Формирование правильного представления о школе, желания идти в школу.
  • Развитие умения сотрудничать со сверстниками (разыгрывание ситуаций, посещение различных кружков, спортивных секций), осознание своих эмоций и эмоций других людей чрез рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.
  • Формирование самосознания. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.
  • Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете.
  • Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте конфликтные ситуации, искренне интересуйтесь его мнением.
  •  Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае познавательный интерес не иссякнет. Приучайте искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.
  • Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант.

Памятка для родителей

В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

Правило 1.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

 

 

 

Оставить комментарий: