Доклад "Театрализованные игры дошкольников"
Документы для скачивания
«Театрализованные игры дошкольников»
За последние годы интерес к игре и ее роли в педагогическом процессе значительно вырос. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Исследователи детской игры Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др. отмечают, что вся жизнь детей насыщена игрой. Среди многочисленных игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. А театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, способствующий развитию самовыражения и самореализации ребенка. Н.Ф. Губанова, приводя слова Л.С.Выготского, отмечает, что всякая драма связана с игрой, следовательно, во всякой игре существует возможность драматизации [4].
Исследованием развития и руководства театрализованными играми детей дошкольного возраста занимались Д.В.Менджерицкая, В.Ф.Ширяева, Н.В.Карпинская, Л.С.Фурмина, Т.Н.Караманенко, С.Л.Новоселова, Н.А.Ветлугина, Л.В. Артемова и др. Все они считают театрализованную игру (игру-драматизацию) предэстетической деятельностью, усматривая в ней источник художественного творчества. Как отмечает Л.С.Фурмина, изучение театрализованных игр свидетельствует о сложном характере деятельности детей в ней, а также считает, что творчество детей проявляется в создании драматургического материала, в исполнении своего или авторского замысла, в оформлении спектакля. Д.В.Менджерицкая видит переход игры-драматизации к искусству в том, что у детей 6 – 7 лет она часто становится спектаклем. Таким образом, в театрализованной игре деятельность детей предстает как художественно-эстетическая, носящая игровой характер. Театрально-игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью.
Значение театрализованных игр, их специфика
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает многие психические функции.
Авторы пособия «Театрализованные игры в детском саду» Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова отмечают, что театрализованная деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;
- раскрытием духовного и творческого потенциала ребенка, возможность адаптироваться ему в социальной среде [12].
Н.А.Реуцкая в пособии «Игра дошкольника» также пишет о том, что театрализованные игры рассматриваются как действенное средство всестороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка [5].
Театрализованная игра, по словам О.Акуловой является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре также осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Автор выделяет значение театрализованной игры и для речевого развития – совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи [1].
И.В.Штанько отмечает, что особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу, т.к. театрализованные игры являются мощным инструментом развития коммуникативных навыков, познавательных и психических процессов, учат управлять своим поведением, вниманием, восприятием. Дети учатся коллективно работать над замыслом будущего представления, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (изготовление декораций, работа над ролью и т.п.) и координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними [17].
Н.А.Реуцкая, Н.Ф.Губанова и др. отмечают тесную связь театрализованных игр с сюжетными играми, важное значение в возникновении первых имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями. Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но детей больше увлекает сам сюжет, чем выразительность исполняемых ролей. Именно сюжетно-ролевая игра является плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. Театрализованной игре также сопутствует режиссерская игра, которая отличается своим индивидуальным характером. Н.Ф.Губанова, анализируя исследования развития игры дошкольников, выделяет близость сюжетно-ролевой и театрализованной игры на основе их структурных компонентов, данные могут быть представлены в таблице 1 [4].
И.В.Штанько также отмечает, что театрализованная игра как вид игровой деятельности структурно представлена теми же компонентами, что и любой другой вид игровой деятельности: сюжет, роль, игровые действия, атрибуты и их игровое использование, отношения и взаимодействия между играющими. Но в театрализованной игре игровое действие или игровой атрибут (костюм, кукла) являются определяющими и помогают ребенку принять на себя роль. Игровое действие здесь носит разнообразный характер, так как ребенок может выступать в роли «драматического актера», «актера кукольного театра», исполняющего последовательно роль каждого персонажа, и в роли «режиссера», управляющего всем сюжетом. Также отличительной особенностью театрализованной игры является наличие зрителей – детей, воспитателей, родителей [17].
Анализируя исследования Д.Б.Эльконина, авторы книги «Художественное творчество и ребенок» отмечают, что отличительная черта театрализованных игр в том, что передавать характер персонажа можно с помощью средств образной выразительности (интонации, мимики, жеста, позы, походки и т.д.). Использование этих средств требует соответствующей подготовки, выработки умений пользоваться ими, находить соответствующее эмоциональное состояние персонажа [16].
Л.В.Артемова отличительной особенностью театрализованных игр, в частности игр-драматизаций, считает, что, участвуя в играх драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, это наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образец. В отличие, от сюжетно-ролевых, подчеркивает автор, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа, здесь готовый сюжет ведет за собой игру [2].
О.Акулова отмечает, что характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Здесь автор рассматривает ее как разновидность художественной деятельности [1].
И.В.Штанько пишет, что в театрализованных играх по мере подготовки к спектаклю дети проходят путь от рождения замысла до его творческой реализации. Эта деятельность позволяет ребенку побывать в роли драматурга, художника, музыканта, костюмера, кукловода, актера и даже режиссера, осмыслить значимость результата общего дела. Спектакль – это своего рода творческий проект, для реализации которого требуется:
- хорошее знание художественного произведения, взятого в основу спектакля;
- умение выделять в произведении композиционные части;
- создавать словесный портрет, используя образные выражения;
- образно описывать события, ведя рассказ от лица главного героя или от другого лица;
- подбирать музыкальные характеристики к персонажам и частям композиции будущего спектакля;
- показывать героя, используя мимику, жест, пластические движения тела;
- создавать эскизы (рисунки) на основные действия спектакля, используя цвет, движение, композицию, как средства выразительности;
- создавать декорации, художественные образы персонажей из различных персонажей из различных материалов (бумаги, пластилина, ткани, природного и бросового материала);
- владеть навыками кукловождения в настольном и кукольном театре;
- уметь работать в коллективе (планирование, согласованность действий, доброжелательность, взаимопомощь, активность, самостоятельность) [17].
Р.Сигуткина также, характеризуя театрализованные игры, отмечает их специфику, включает в них следующее:
- действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурками);
- непосредственные действия детей по ролям;
- литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, перемежаясь пояснениями от автора);
- изобразительную деятельность – носит характер пространственно-изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;
- музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д. [14].
Как пишет Н.Ф.Губанова, в настоящее время не существует единого взгляда на сущность понятий «театрализованная игра» и «игра-драматизация». Одни ученые полностью отождествляют театрализованную игру и игру-драматизацию, другие считают, что игра-драматизация является разновидностью театрализованных игр. В любом случае, в театрализованной игре и игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность театрализованных игр как творческой деятельности [4].
Таким образом, театрализованные игры способствуют художественному воспитанию, эстетическому развитию ребенка, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет их знания, полученные ранее, активизируют, развивают инициативу, речь, художественный вкус, в общем, оказывает всестороннее влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Виды театрализованных игр, их характеристика
Л.С.Фурмина в книге «Художественное творчество и ребенок» отмечает, что в детском саду театрально-игровая деятельность детей принимает две формы, И.В.Штанько также отмечает, что во многих исследованиях театрализованные игры классифицируются по способам реализации сюжета:
- предметные игры, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы, фигуры, куклы бибабо настольного и кукольного театра и т.д.), или режиссерские игры;
- непредметные игрыкогда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль, дети сами находятся в образе действующего лица – игры-драматизации [16], [17].
В свою очередь, Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко, один из видов театрализованных игр – кукольный театр характеризуют как синтетическое искусство, с целым комплексом художественных средств воздействия на детей. Авторы разделяют их на следующие виды:
1) театр картинок, представлен плоскостными изображениями:
- фланелеграф;
- картинки на картоне, представлены картонными декорациями, которые с помощью подставок передвигаются по столу;
2) театр игрушек с использованием обычных детских кукол и игрушек;
3) театр петрушек, где кукловод одевает на руку куклу-петрушку, управляет куклой, говорит за нее [7].
Таким образом, классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, Л.С.Фурмина в монографии «Художественное творчество и ребенок» под ред. Н.А. Ветлугиной предлагает следующую схему-классификацию [16]
Л.В.Артемова предлагает наиболее полную классификацию и разделяет театрализованные игры по средствам изображения, которыми пользуются участники игры, в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают тему, сюжет [2]:
- режиссерские игры; к ним относят настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе, где ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного, он действует за него, изображает его интонацией, мимикой; но пантомимика ребенка ограничена, так как он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой;
- игры-драматизации, основанные на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы, костюмы или их элементы ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.
В свою очередь, режиссерские игры Артемова Л.В. подразделяет на следующие:
1) Настольные театрализованные игры:
- Настольный театр игрушек. Здесь используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самодельные, из любого материала, важно, чтоб игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
- Настольный театр картинок. Здесь используются картинки – персонажи и декорации, обязательно двухсторонние, устойчивые.
Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены, состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего. Персонажи появляются по ходу действия.
2) Стендовые театрализованные игры:
- Стенд-книжка. Последовательность событий изображается при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.
- Фланелеграф. Картинки удерживаются на экране из фланели кусочками наждачной бумаги. Картинки и рисунки можно подобрать вместе с детьми из журналов, старых книг, нарисовать вместе с детьми.
- Теневой театр. Здесь используется экран из полупрозрачной бумаги, вырезанные из черной бумаги плоскостные фигуры персонажей и яркий источник света, благодаря которому отбрасываются на экран тени. Можно также использовать изображения при помощи пальцев рук.
Показ необходимо сопровождать текстом, соответствующим звучанием. Далее Артемова Л.В. приводит разновидности игр-драматизаций, где важное значение имеет атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства:
- Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого находится на его руке.
- Игры-драматизации с куклами бибабо. В данных играх на руку надевают куклу, движение ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти, рук.
- Импровизация. Это разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней подводят все предыдущие виды театра.
Итак, театрализованные игры являются играми-представлениями, где с помощью атрибутов (картинки, куклы, костюмы) и разнообразных выразительных средств (интонация, мимика, жест, походка, поза) разыгрывается определенное литературное произведение, воссоздаются конкретные образы, взятые из литературных, сказочных произведений.
Условия развития театрализованных игр. Особенности руководства во 2 младшей группе
В пособии «Игра дошкольника» Н.А.Реуцкая выделяет условия развития театрализованных игр в системе работы детского сада:
- наличие и развитие представлений и интереса к различным видам театра;
- разнообразие костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по литературным произведениям;
- овладение детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
- серьезное, искреннее, эмоционально-положительное отношение педагога к играм детей в театр [5].
Н.Ф.Кофман в пособии «Художественное творчество и ребенок» под ред. Н.А. Ветлугиной отмечает, что по инициативе детей театрализованные игры возникают редко, поэтому рекомендует постепенно вовлекать детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественной выразительности, развивая фантазию и воображение. В связи с этим, намечает следующие пути для решения задач приобщения детей к театрализованным играм:
- проводить все задания последовательно и систематично, включая работу в занятия по развитию речи и в совместную деятельность;
- познакомить детей с формами театрализованных игр (настольный театр, плоскостной театр, кукольный бибабо, драматизации) [15].
Н.Ф.Губанова рекомендует начинать работу по формированию театрализованной деятельности с накопления детьми эмоционально-чувственного опыта, развития интереса и эмоционально-положительного отношения к театрализованной деятельности. Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности автор отмечает ряд условий, необходимых для реализации задач:
1) Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных.
2) Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве. Здесь важным моментом является поддержка взрослых, заключающаяся в систематической работе с родителями, способствующей расширению форм сотрудничества детского сада и семьи.
3) Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций [4].
Л.С.Фурмина отмечает важность организации предметной среды как средства развития интереса детей к театрализованным играм. Создание условий для театрализованной деятельности детей предполагает следующее:
- оборудование определенного места определенной мебелью;
- оснащение его необходимыми пособиями и игровым материалом;
- учет возрастных особенностей и обусловленность содержанием воспитательно-образовательной работы в данной возрастной группе.
Автор отмечает, что театрализованная деятельность детей связана с развитием речи, ознакомлением с художественной литературой, поэтому особое место на книжных полках может принадлежать книгам, составляющим репертуар театрализованной деятельности детей. Так как театрализованные игры связаны со сценическим действием, это требует соответствующей организации места и оборудования: для настольного театра – любая горизонтальная плоскость; для театрально-игровой деятельности – ширмы, в зависимости от вида театра (теневого, кукольного, для оформления игр-драматизаций, где роли исполняют сами дети); а также наличие определенных кукол. Декорации и другие атрибуты для театрального действия могут быть изготовлены взрослыми, особенно в младших группах [18]. Л.Куцакова предлагает изготовление игрушек самими детьми, что имеет большую воспитательную ценность; игрушки, изготовленные старшими дошкольниками могут быть использованы в театрализованных играх как ими самими, так и детьми младших групп [9].
Большой интерес представляют опыт работы воспитателей по развитию театрализованной деятельности дошкольников. И.Мусетова предлагает использовать для создания определенного образа сценического персонажа одну характерную деталь, в данном случае, вязаные шапочки-маски, отвечающие таким требованиям, как практичность, универсальность, красочность, неповторимость, удобство и легкость применения, что позволяет использовать с детьми всех возрастных групп, особенно младших [11]. А.Брызгалова предлагает использовать настенные подвижные игрушки-забавы, которые прекрасно подходят как для малышей, так и для постановки спектаклей старшими детьми. М.Калиновская использует большие театральные напольные куклы, предназначенные для одного актера, которую может водить как взрослый, так и ребенок. Также интерес представляет опыт работы Р.Мироновой по организации игр с детьми, в частности режиссерских и драматизаций на участке детского сада: «театр на полянке», «театр на площадке», сооружения из камней, пней, чурбачков и др. [8], [10].
Также Н.Ф.Губанова отмечает, что в руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на:
- принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми);
- интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности);
- творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).
Также автор пишет о том, что общими методами руководства театрализованной игрой являются:
1 – прямые приемы руководства (воспитатель показывает способы действия);
2 – косвенные приемы руководства (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) [4].
О.Акулова выделяет основные направления развития театрализованных игр. С детьми младшего дошкольного возраста данная работа состоит в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3 – 5 сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации [1].
Н.А.Реуцкая отмечает особенности руководства театрализованной деятельностью в младшей группе. Здесь, пишет автор, воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, стихи, небольшие рассказы с помощью настольного театра, фланелеграфа. С детьми 3 – 4 года жизни воспитатель разыгрывает простейшие сюжеты знакомых сказок, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей, дети этого возраста охотно подключаются к драматизации сказки с помощью фланелеграфа, настольного и пальчикового театра, простых в управлении. Дети младшего дошкольного возраста разучивают потешки, небольшие сценки, где подчеркивается их ритмичность, музыкальность, так как выразительный текст помогает ребенку поставить себя на место изображаемого героя. Широко применяются в игре музыкальные инструменты: металлофоны, бубны, погремушки и др. [5].
Т.М.Орлова отмечает важность обучения детей младшей группы некоторым способам игровых действий по образцу. Автор предлагает использовать подвижные игры, где дети показывают характерные движения животных («Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата»). Работа над совершенствованием двигательных навыков, в младшей группе используются такие приемы, как показ движений, упражнение с одним ребенком или целой группой. Воспитатель является активным участником таких игр, он показывает, какими разнообразными могут быть интонация, мимика, жесты, походка, поза, движения. Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, беседуя о характерах героев, а также обыгрывание сюжетов сказок, рассказов («Курочка ряба», «Мой мишка» З.Александровой, «Маша обедает» С.Капутикян и др.) с помощью образных игрушек, настольного театра игрушек [13].
Как пишет О.Акулова, важным аспектом деятельности воспитателя во 2-ой младшей группе является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации, последовательное усложнение игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Далее автор выделяет ступени работы:
- игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека;
- игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя;
- игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей;
- игра-импровизация под музыку;
- однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель;
- игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель;
- ролевой диалог героев сказок;
- инсценирование фрагментов сказок о животных;
- однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам [1].
Н.Ф.Губанова также отмечает, что для детей II младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Детям этого возраста очень интересны спектакли, показанные воспитателями, а для накопления театральных впечатлений, создания у малышей мотивации к театрализованной деятельности следует приглашать старших детей выступать перед ними с постановками [4].
Итак, с младшего возраста дети начинают приобщаться к миру театра. Во II младшей группе, прежде всего, формируется интерес к театрализованным играм. Через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. В театрализованных играх детей отражается и закрепляется литературно-художественный материал, с которым ребенок знакомится в повседневной жизни. Яркие художественные образы, созданные взрослыми в театрализованных постановках, способствуют углубленному восприятию, надолго остаются в памяти детей, переходят в самостоятельные игры, обогащая их. Систематическая работа по развитию театрализованных игр во II младшей группе поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных спектаклях и является средством повышения эмоционального тонуса малышей, развитие их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.
Для определения эффективности проделанной с детьми работы, можно использовать карту наблюдения за театрально-игровой деятельностью детей, в которой отражены критерии овладения детьми игровыми навыками, использование их в самостоятельной деятельности, эмоциональное состояние детей, а также инициативу детей в совместной со взрослым деятельности (принимает или не принимает инициативу взрослого).
О.Акуловой предложено три группы игровых умений детей [1]:
- Первая группа уменийсвязана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
- Вторая группа уменийобеспечивает становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жест, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
III. Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
Автор-составитель «Играют взрослые и дети» Т.Н.Доронова предлагает готовую форму ведения дневника наблюдения, где отмечается эмоциональное состояние ребенка [6]:
- равнодушное:игрушки, действия с ними, театрализованные представления не вызывают эмоционального отклика, мимика не выразительно, игровые действия небрежны и ленивы(соответствует +);
- спокойное:эмоции ребенка выражены неярко (слабые улыбки, спокойная поза), темп игр – неспешный (соответствует + +);
- оживленное:ребенок играет с удовольствием, радостно улыбается, оживленно вокализирует, не отвлекается, его действия энергичны (соответствует + + +).
Также здесь предлагается оценивать самостоятельную игру ребенка:
- используют сказочные сюжеты, сюжеты знакомых литературных произведений;
- осуществляют перенос пантомимических, звукоподражательных, коммуникативных действий в игру;
- используют в игре разнообразные виды театров (театры игрушек, кукол, настольный, элементы костюмов, шапочки-маски).
Отношение ребенка к инициативе взрослого, т.е. отношение к совместной игре со взрослым:
- принимает;
- не принимает.
При подготовке и проведении занятий особое внимание необходимо уделять развитию у детей положительного эмоционального настроя, воспитанию эмоционально-образного восприятие содержания сказки. В этом помогает определенный литературный материал, музыкальное сопровождение, игрушки, элементы костюмов (шапочки-маски), простейшая перестановка мебели в групповой комнате, сооружение ширм давали желаемый результат, вызывали у детей интерес к предстоящей игровой деятельности. Интерес у детей вызывает просмотр кукольных театрализованных постановок, особенно театр игрушек, особый интерес у детей вызвает пальчиковый театр, игры с пальчиками. При подготовке к театрализованным играм детям ненавязчиво предлагаетсяь поиграть в «сказку», иногда детям предлагается самим выбрать какое-либо литературное произведение. Работа проводится индивидуально (работа над определенными движениями, дикцией), небольшой группой и фронтально.
Как отмечает О.Акулова [1], у детей 2 младшей группы отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного, плоскостного, театра на фланелеграфе, пальчикового театра.
Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, потешек, чистоговорок, что оказывает положительное влияние на развитие театрализованной игры дошкольников. Деятельность воспитателя направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Кроме того, организация и оформление места для театрализованной деятельности детей является важным условием для сохранения у них постоянного интереса к ней, для стимулирования их театрально-игровых творческих проявлений, а также для эстетического развития детей средствами театрального искусства. Постепенное вовлечение детей в театрализованную деятельность, обучение их способам художественно-образной выразительности, систематичность работы способствует активизации детей, развитию интереса к театрализованным играм, а также развивает у детей чувство уверенности в себе.
В результате наблюдений за играми детей было выявлено, что целенаправленная и систематическая работа по развитию театрально-игровых умений детей, включающая в себя ознакомление с различными видами театра, занятия с детьми, влияет на развитие детского игрового творчества, формирует у детей положительные эмоции, обогащает их впечатлениями, а также обеспечивает развитие разносторонних представлений о театрализованной деятельности.
Литература
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24 – 32.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
- Бодраченко И. Театр детских рук // Обруч. – 2006. – № 3. – С. 18 – 20.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 128 с.
- Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
- Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / Сост. Т.Н.Доронова. – М.: Линка-Пресс, 2006. – 208 с.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
- Кирилова Р., Калиновская М., Брызгалова А. Новому времени – новые куклы // Обруч. – 2004. – № 2. – С. 25 – 27.
- Куцакова Л. Изготовление детьми игрушек для кукольных театров // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 1 – 2. – С. 42 – 46, 33 – 46.
- Миронова Р. Театр начинается с участка // Обруч. – 2004. – № 2. – С. 28 – 31.
- Мусетова И. Шапочки-маски для детских праздников // Обруч. – 2004. – № 1. – С. 16.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2004. – 128 с.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
- Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 8. – С. 55 – 58.
- Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. – 288 с.
- Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974. – 176 с.
- Штанько И. Театрализованные игры дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 6. – С. 71 – 75.
- Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: просвещение, 1978. – 207 с.