a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Познавательный проект "Я живу в Назарово"

Автор: Рудова Светлана Васильевна Опубликовано: 2019-10-22 08:46:03

Документы для скачивания

Проект: среднесрочный, групповой, познавательный.

Участники проекта: проект предусматривает активное участие родителей, детей старшей группы  и воспитателей группы, старшего воспитателя.

Пояснительная записка:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка,  как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.  Для этого необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть   красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории. И мы серьёзно задумываемся, как воспитать у детей патриотические чувств, которые будут выражаться в соответствующих поступках и поведении.

Актуальность проекта:

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

 

Цель: Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.

Задачи:

  1. Познакомить детей с родным городом Назарово, его географическим расположением.
  2. Знакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями.
  3. Воспитывать чувство восхищения родной природы, заботливое отношение к ней.
  4. Воспитывать положительное отношение к труженикам города, бережное отношение к результатам их труда, чувство гордости за своих земляков.

 

Принципы реализации проекта:

Принцип историзма – реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давно) и настоящее( в наши дни).

Принцип гуманизации – видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать точку зрения ребенка, не игнорировать чувства и эмоции ребенка, ориентироваться на высшее общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной, познавательной сферы.

Принцип интегративности – реализуется в тесном сотрудничестве с семьей, социумом. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности детской деятельности.

Обеспечение проекта: Уголок по краеведению в группе, макеты, картины, альбомы, иллюстрации, дидактические игры (разработаны и созданы педагогом), карты, фотографии, методическая, краеведческая, художественная литература, наборы открыток.  

Предполагаемые результаты:

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Назарово, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение

Дети: 

  • имеют представления об истории родного города;
  • могут рассказать о достопримечательностях своей малой родины;
  • заботятся о природных и культурных ценностях города;
  • уважают традиции города

Родители: 

  • повышен интерес к работе ДОУ,
  • активно участвуют в конкурсах, выставках, осуществляют помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Риски: 

  1.   Отсутствие методических материалов для воспитателей.
  2.  Низкая мотивация работы с детьми по данному проекту, недостаточный уровень развития творческих способностей, позволяющих реализовать проект.
  3. Недостаток материальных средств на приобретение материалов и оборудования.
  4.   Непонимание со стороны родителей.


Форма проведения:
- образовательная ситуация;
- дидактические игры;
- беседы;
- рассматривание иллюстрация;
- чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен

 

Этапы и сроки реализации проекта

Подготовительный (1 неделя ноября)

Определение проблемы, цели, задач, содержания, участников проекта. Разработка перспективного планирования по работе с детьми, составление плана взаимодействия с родителями. Изучение знаний родителей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.

Основной (ноябрь - декабрь)

Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.

Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей.

Заключительный (4 неделя декабря)

- викторина  "Я живу в Назарово";

- выставка детского творчества.

Оформление материалов по проекту, подведение итогов. Представление результатов деятельности родителям.

 

 

Перспективное планирование

 

Образовательная область

Формы работы

Познавательное развитие

-НОД: «История возникновения родного горда», «Улицы нашего города».

-Презентация «Памятники родного города».

-Знакомство с флагом, гербом города.

Дидактические игры:

Лото «Наш город».

«Выложи герб из фрагментов».

«Где находится памятник?».

«Путешествие по городу».

Социально – коммуникативное развитие

-Встреча с интересными людьми.

-Беседы «Мой город», «Природа родного края», «Мой адрес», «Улица, на которой находится наш детский сад».

-Викторина «Что. Где. Когда?».

-Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу».

Построим улицу города.

Строительство нового дома.

Поход в Берёзовую рощу "Мы идём смотреть родину"

Художественное – эстетическое развитие

Рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад», «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?», «Что мы видели в музее?».

Лепка "Птицы родного края"

Изготовление макетов домов города.

Составление коллажа «Улицы нашего города».

Конструирование "Наша улица"

Аппликация "Новые дома на нашей улице"

-Выставка рисунков «Мой любимый город».

Аппликация «Наш город».

 -Рисование «Флаг города Назарово», «Животные, которые живут рядом со мной».

Речевое развитие

-Составление творческих рассказов «За что я люблю свой город».

-Чтение художественной литературы о городе.
В.Степанов «Что мы родиной зовем».
Н.Забила «Путями-дорогами».
В.Степанов «Наш дом».
В. Болдинов «Земля любимая моя….»

Физическое развитие

-Физкультминутка: «Мы по улице идём».

-Подвижное упражнение «Люблю по улицам гулять».

-Подвижная игра «Машины на нашей  улице».

Развивающая ППС

Создание центра «Это всё мой край родной"

Фотоальбом «Достопримечательности нашего города».

Альбом «Наш любимый детский сад».

Панно «Герб города» (при участии родителей).

Карта - схема «Дорога в детский сад».

Фотографии «Мой дом и улица, на которой я живу».

Альбом детских рисунков «Моя малая Родина».

 

Работа с родителями

-Оформление стенда «Назарово вчера и сегодня».

-Экскурсии  по родному городу.

-Изготовление макета города.

-Создание газеты: «Я люблю свой город».
-Игра – викторина «Знатоки родного города» (совместно с родителями).

- консультация «Знакомим детей с родным городом»;

- изготовление макетов зданий;

- совместный поход в музей.

 

Продукт проекта:

- фотоальбом «Достопримечательности нашего города»;

- фотоальбом "Наша улица";

- презентация похода "Мы идём смотреть Родину";

- альбом "Символика нашего города";

- карта улиц нашего города";

- гербарий растений территории детского сада;

- коллекции открыток "Птицы нашего края", "Открытки наших бабушек".

Литература

  1. Алешина Н.В.Знакомим дошкольников с родным городом. –М.:ТЦ Сфера, 1999.
  2. Суслова Э.Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников. Детский сад о А до Я.№3.2003г
  3. Шаламова Т.П. Как помочь ребенку полюбить родной город. Детский сад от А до Я.№3 .20003г.
  4. Трифонова Г.Е. Проектная деятельность воспитании у детей любви к родному городу. Управление ДОУ,2009г №1.
  5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. Дошкольное воспитание 2003г№6.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Контрольные задания для определения уровня сформированности  знаний о  родном городе

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название   своего города, района, домашнего адреса, называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

 

Задание 2. «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе   родного города.  

Материалы:   Герб и флаг города    Назарово.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание   герба и флага города.

Оценка результатов.

 Высокий уровень (3 балла).

 Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику  герба.  Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге . Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

 

Задание 3. «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях народа ханты и манси.

Предварительная работа:  Беседы, занятия

Условия: Краеведческий мини-музей в ДОУ «Люблю тебя, мой город». Д\игра « Ёлочныё игрушки»

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в краеведческом музее «В гостях у « Ёлочки»» рассмотреть этапы создания ёлочной игрушки.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

 

Задание 4.  «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего края; о историко-географическом расположении родного города.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Оби»

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

 

Задание 5. «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить   отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?

- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

 

Фамилия имя ребёнка

Контрольные задания

Родной

город

Символика

родного

города

История

народной

культуры и

традиций

Историко-

географический

и природный

компоненты

родного края

Личностное

отношение к родному городу

           
           

 

Уровни сформированности    знаний о  родном городе

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Когалым, может объяснить символику  герба; называет народные праздники,  предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает название   города, свой домашний  адрес; флаг, герб города  затрудняется назвать достопримечательности,   улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта.  Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (5-7 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия   города, не может объяснить символику родного города . Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ГЕРБ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

   

Описание герба

«В червленом поле над включенной лазоревой волнистой оконечностью - золотое пламенеющее солнце (без изображения лица), диск которого имеет внутреннюю кайму в цвет поля».

 

Герб города Назарово в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, Глава VIII, п.п. 45-46), утвержденными Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28.06.2006 года может воспроизводиться со статусной короной установленного образца для города.

 

Обоснование символики герба города Назарово.

В основу герба города Назарово взята символика, ставшего историческим, герба города Назарово, утвержденного 19 марта 1986 года Постановлением №107 исполнительного комитета Назаровского городского Совета народных депутатов.

Солнце с пламенными лучами аллегорически показывает основные сферы деятельность города - энергетику и угледобычу: Назаровский каменно-угольный разрез и Назаровскую ГРЭС, работающую на буром угле. Солнце - символ жизни, энергии, тепла и самых светлых, добрых стремлений жителей города.

Красное поле (червленое) - символизирует красоту, величие, силу города Назарово, а та же показывает на то, что город в составе Красноярского края.

Синяя (лазоревая) волнистая оконечность символизирует реку Чулым, на берегах которой расположен город.

Красный цвет - символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника.

Лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.

Золото - символ высшей ценности, величия, богатства и стабильности

Авторская группа:

идея герба 1986 года: Евгений Мендюк (Назарово);

реконструкция герба: Владимир Дюков (Красноярск), Константин Моченов (Химки), Сергей Сетов (Назарово), Галина Куликова (Назарово);

художник и компьютерный дизайн: Ольга Салова (Москва).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

История города Назарово


Город Назарово вырос из старинного села,  основанного , согласно историческим документам, в 1700 году. В церковной книге записано, что первым его жителем был Назарий Патюков. Сведений об этом человеке сохранилось немного. Известно, что Назарий пришел из Тобольска, где имелась целая улица Патюковых, что пробирался он через Енисейск и Ачинск, пока не обосновался на берегу Чулыма. Назарий  построил свое жилье близ устья речки Ададымки. Когда рядом стали строить дома другие люди, поселение стали называть по имени его основателя Назарово.

К 1744 году у Назария было уже три сына и внуки. Много позже выяснилось, что в Красноярске живет семья Романовых – Патюковых – прямых потомков Назария Патюкова.

В 1820 году построен первый храм Святой Троицы, один из красивейших в Енисейской губернии.

В книге «Список населенных мест Российского государства» 1864г. отмечалось, что село Назарово имело 214 дворов, церковь,  дом для  престарелых и инвалидов, почтовую станцию, трактовую тюрьму, паром на канате и ярмарку, в нем проживало 775 мужчин и 648 женщин.  В первой половине  19 века через Назарово прошел Ачинско- Минусинский тракт, село стало центром большой волости.  Первые магазины в Назарово принадлежали местным купцам В. Е. Чернышову и О. П. Копылову. Им принадлежали  редкие в 19 веке кирпичные здания ( дом Чернышова и магазин Копылова), стоявшие по ул.Верхняя. Первое двухклассное училище в селе открыто в 1861г. В 1926г. открыта начальная школа.

История Назарово тесно связана с именами известных людей. В августе 1839г. после окончания срока каторжных работ сюда прибыл на вечное поселение участник восстания декабристов Антон Петрович Арбузов. Он умер в Назарово в 1843 году. Одна из центральных улиц города носит его имя.

В начале 20 века в волостном селе Назаровском было две улицы, Верхняя и Нижняя, и несколько переулков. В 1914г. началось строительство железной дороги Ачинск- Абакан, через два года было открыто движение от станции Ачинск-1 до станции Ададым (Назарово).Следует заметить, что, несмотря на удаленность от центра этого сибирского села, оно не было диким и глухим. С установлением советской власти активную работу  по преобразованию села вели комсомольцы.  Их стараниями заброшенное здание бывшей богадельни было превращено в  Народный дом. Со сцены народного дома начался творческий путь в искусство народной артистки СССР Марины Алексеевны Ладыниной.

В 1924г. образован Назаровский район, Назарово становится районным центром.

В 1937 г. на северо-западной окраине села Назарово начинает строиться  первое крупное предприятие- Назаровский молочно – консервный завод начавший работу в 1944 году. В районе завода возникает рабочий поселок. Со временем в нем появился магазин, клуб, столовая. Позже улица Заводская сливается с Назарово. 

22 июня 1941г. началась Великая Отечественная война.

Мирная жизнь села оборвалась. На фронтах ВОВ героически сражались воины – сибиряки, их память увековечена в названии улиц города: ул. Черняховского, ул. Матросова, ул. Абрамова, ул. Донских, ул. Мурашова, ул. Гусарова, ул. Борисенко.

Особенно бурно развивалось Назарово в послевоенные годы.  Вслед за молочно- консервным заводом начинают вступать в строй и другие предприятия. Быстро росло население, велось большое жилищное строительство. 

В 1946 г. село Назарово было преобразовано в рабочий поселок.

В мае 1948г. начинаются работы по сооружению угольного разреза.

В 1955г.  началось строительство Назаровской ГРЭС.

К середине 50-х годов в поселке активно разворачивается стройка. В 1957г. построен Дом культуры «Угольщик». Сюда постепенно съезжались на стройку молодые комсомольцы со всех уголков СССР.

В декабре 1961 года поселок Назарово был преобразован в город краевого подчинения. В 70-х годах бурно развивается промышленность.  

Назаровская ГРЭС и разрез «Назаровский» становятся флагманами молодого города. Стройка не затихает ни на минуту. В это время были построены здания городского телеграфа и универмага, гостиница «Заря». На центральной площади расположилось новое здание городской и районной администрации выполненные в современном стиле.  В 1960-80-е годы в Назарово было 12 средних школ, одна восьмилетняя, 2 школы рабочей молодежи.

Назаровский строительный техникум образован в1967г. Датой основания НЭСТа является 15 июня 1956г.

В 1965г. открыто медицинское училище.

Строительство завода «Сельмаш» началось 16 февраля 1972 года. Первая продукция выпущена в 1975г.

Строительство ЗМК началось в 1970г. Первые мощности введены в 1973г..

Первый девятиэтажный дом сдан в эксплуатацию в декабре 1980г.

 Строительство завод «ТИИК» началось в 1980г. Первая продукция выпущена в 1990г.

В декабре 1988г. было получено разрешение на строительство  храма.  25 ноября 1990г. он был освящен в честь праздника Покрова Божьей Матери. С уверенностью можно сказать, что в Назарово ехали лучшие люди со всего Советского Союза. Молодые строители, шахтеры, энергетики, доктора и  учителя стремились сюда – в молодой перспективный город. Именно они , эти молодые назаровцы, создали наш город таким, какой он есть сейчас. 

Имена этих людей навсегда вписаны в городскую летопись Назарово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Поэты города Назарово

 

СЕРГЕЙ СТАВЕР, руководитель литературного объединения "Эхо Арги"

Светлой памяти Романа Солнцева

Жизнь, увы, засвеченная лента,
Кромка льда… и наст, и ананас…
Как — то так, нежданно и нелепо,
Умирают лучшие из нас.

Им бы жить и петь под красным солнцем,
Целовать желанную красу…
Горько мне… почил надежный Солнцев,
Лег лицом в холодную росу.

Лег звездой на глиняные комья
Мастер — свет, что сказку сотворил!
Упорхнули розовые кони,
Из тоски истраченных чернил.

Все сказали огненные строфы,
Только вот, застыли на весу,
На пороге вечной катастрофы,
Наши души струйками в лесу.

Серебром, а может быть, приветом
Нам от всех, ушедших на покой…
Что бы там, во тьме, взрываясь светом,
На земле отметиться строкой.

Все мы к Богу движемся по трассе…
Долгий путь нам, небо, напророчь!
Больно мне… что солнце тоже гаснет,
Днем ложась в сиреневую ночь.

Николаю и Яне Устинович

Преображение

Когда меня не обезличишь
И назовешь своим, родным.
Я вознесусь в наряде птичьем,
Над станом вызревших рябин.

Крылом серебряным, рукою,
Вбирая неба синеву,
Я очи юности открою
И синей птицей поплыву.

И в этой вечности нетленной,
Где бесконечна бирюза…
Ты распахнешь перед вселенной
Свои прекрасные глаза

Мы сможем перевоплотиться…
— Душа бессмертье обрела… —
Ты тоже станешь синей птицей,
Как раньше женщиной была.

ВАЛЕНТИНА ДМИТРИЕВА

Памяти Романа Солнцева

По — детски, тихо плачет дождик,
Без перерыва третий день…
Увозит душу перевозчик
На берег тот, где вечно темь.

Судьба срывает двери с петель,
Путь открывая в мир иной…
Задул свечу холодный ветер
И погасил огонь святой

Огонь души неукротимый,
Что должен быть неугасим!
Любовью к людям одержимый,
Сгорел. Во тьме, светя другим.

И боль утраты бесконечна! —
Где силы взять, чтоб превозмочь?..
— Пусть будет памятником вечным
«День» Солнечный и в звездах «Ночь».

**

АЛЕКСАНДР ВЛАСОВ                                                                                            

Густой волной всплывает звон
В полночный час Пасхальный,
И в темном небе длиться он,
Уходит к звездам дальним.

А здесь, на горестной земле,
Он в сердце остается.
Потом не раз еще во мгле
Из сердца чисто льется.

 

 

Оставить комментарий: