a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на родительском собрании

Автор: Лёвочкина Елена Геннадьевна Опубликовано: 2019-11-01 09:51:25

Документы для скачивания

 

  1. Вступительное слово.

   Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье дороже богатства» -  Этьен Рей. “Здоровье – не все, но без здоровье – ничто”, – говорил Сократ.

   Что такое здоровье? Обратимся к “Словарю русского языка” Е.И.Ожегова: “Правильная, нормальная деятельность организма”. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

   В современном обществе, в XXI веке, пр6едъявляются  новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям . Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые.

   Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. По данным российской статистики, только 5–7% детей рождаются  здоровыми.

    2–3% имеют первую группу здоровья; 60% детей в возрасте 6–7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

   Поэтому забота о воспитании здорового ребенка должна стать приоритетной в работе дошкольного учреждения и, естественно, в семейном воспитании. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды,  устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются  черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

  От чего же зависит здоровье человека?

  Примерно половина факторов (50–55 %, определяющих состояние здоровья современного человека, относится к образу жизни. К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся:

- экология (влияние внешней среды) – 20–25 %;

- наследственность – 20 %;

- здравоохранение – 10 %.

   Самое большое значение имеет формирование здоровья. Забота о здоровье человека начинается с доэмбрионального периода и выражается в профилактике и общем оздоровлении будущих родителей. Сегодня нам, взрослым, важно формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.

   Как вы видите, наибольшее влияние на здоровье оказывает наш образ жизни. Давайте  подумаем вместе, каким же  должен быть наш образ жизни, чтобы мы были здоровы, и что помогает нам укрепить здоровье?

   Проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Поэтому в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания, во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит немалую часть своего активного времени.

   И в нашем детском саду проводится  физкультурно-оздоровительная работа. – приоритетное направление. Познакомьтесь, пожалуйста, как она организуется.

         ЗАКАЛИВАНИЕ

    Важным компонентом здорового образа жизни является закаливание. Закаливание способствует правильному развитию ребёнка, укреплению его здоровья и повышению сопротивляемости организма вредным влиянием окружающей среды. Под воздействием различных раздражений, получаемым ребёнком из внешнего мира, в его организме вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить изменяющиеся условия жизни. Закалённый организм быстро приспосабливается к колебаниям внешней температуры (к жаре, холоду, ветру, дождю), к физической нагрузке и т.п.

   У здоровых, закалённых детей всегда цветущий вид, хороший аппетит, спокойный сон. Они хорошо переносят обтирание и обливание прохладной водой. Такие дети редко болеют катаром верхних дыхательных путей, гриппом, воспалением лёгких. Кроме того, они реже, чем незакалённые дети, заражаются инфекционными болезнями (корью, скарлатиной, коклюшем, дифтерией), а если и болеют, то переносят болезни легче и почти без осложнений.

   Лучшие средства закаливания – воздух, солнечные лучи и вода. Изменения температуры – очень сильный раздражитель. Они ведут к образованию соответствующих условных рефлексов, при помощи которых организм ребёнка приспосабливается к воздействиям внешней среды.

   Положительный эффект закаливания детей может быть достигнут только при строгом соблюдении основных принципов закаливания: индивидуального подхода при выборе процедур, постепенности, а также при систематичности и постоянстве закаливания. Не менее важен учёт эмоционального состояния ребёнка в момент проведения процедуры.

   Выбирая закаливающие процедуры для ребёнка, следует учитывать его индивидуальные особенности: состояние здоровья, физическое и психическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия.

   Здоровые, правильно развивающиеся дети закаляются быстрее и эффективнее. Детей часто болеющих, ослабленных надо закалять очень осторожно: внимательно наблюдать за характером ответных реакций ребёнка, постоянно консультироваться с врачом. Но ни в коем случае нельзя лишать ослабленного ребёнка закаливания, так как именно ему оно необходимо для оздоровления.

   Закаливающие процедуры не только повышают сопротивляемость к холоду, но и способствуют улучшению регулирующей функции коры головного мозга.

   Закаливание принесёт положительный результат лишь в том случае, если силу действия закаливающего фактора (воздуха, воды, солнечной радиации) увеличивать постепенно. Повторять процедуры следует систематически в одно и то же время суток. Закаливающие процедуры нельзя отменять даже при лёгких заболеваниях детей, не сопровождающихся значительным ухудшением их общего состояния. В таких случаях надо применять слабодействующие процедуры, менее сильные раздражители: обливание заменять обтиранием, используя воду на 2-3º теплее той, какую применяли, когда ребёнок был здоров. После выздоровления ребёнка температуру вновь постепенно следует снизить.

   По мере изменения условий, связанных с характером погоды, закаливающие процедуры надо не отменять, а несколько изменять. Например, общую воздушную ванну, применявшуюся в жаркие дни, при похолодании заменить прогулкой с частичным обнажением только рук и ног.

   Совершенно необходим постоянный контроль врача за здоровьем детей при воздействии на них воздуха, солнца и воды. Только врач при систематическом наблюдении сможет определить характерные особенности организма ребёнка и установить для каждого из них дозировку всех видов закаливания.

    Мероприятия по закаливанию состоят из традиционных и нетрадиционных способов закаливания

Традиционные способы закаливания.

  1. Воздушные ванны – могут быть холодные(+14 и ниже) и теплые(+20 и выше). Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя способами: постепенным снижением температуры воздуха или увеличением длительности процедуры при одной и той же температуре.
  2. Сон на воздухе.
  3. Прогулки на свежем воздухе в любую погоду. При этом важно правильно одеть и обуть ребенка соответственно сезону погоды, чтобы обеспечить ему свободу движения и необходимый тепловой комфорт.
  4. Солнечные ванны.
  5. Водные процедуры: 
    а) обтирание – проводят мокрым полотенцем, рукавичкой из фланели или просто рукой (32–25 С). Обтирают ребенка по частям: сначала руки, потом грудь, затем спину. Вытирают насухо и растирают. Вся процедура продолжается не более 5минут; 
    б) обливание – может быть местным (ножные ванны, обливание ног с использованием контрастных температур) или общим (обливание всего тела, душ, купание в открытых водоемах).

Нетрадиционные способы закаливания.

  1. Испарительное закаливание – обтирание горячей водой, высыхание не вытираясь.
  2. Босохождение – хорошо сочетать с рефлексотерапией стоп: ходьбе по массажным коврикам, растирание на массажных тренажерах.
  3. Полоскание горла – начинают с температуры 22–23 С и постепенно снижают ее до 10–12 С. Можно добавлять в воду травы, раствор морской соли.
  4. Игровой массаж А.Уманской (выполнение комплекса), К.Динейки (закаливающее дыхание, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, закаливающий массаж подошв). “Морские прогулки” – основан на раздражении рецепторов Кохи стоп прохладной морской водой. На дно большой ванны насыпают мелкие камешки, ванну наполняют 1–2% раствором соли, так, чтобы вода перекрывала лодыжки ребенка. После ванны с солевой водой дети встают в таз с простой водой: температура воды соответствует температуре в первой ванне.
  5. Ходьба по мокрым дорожкам – одна дорожка намачивается йодо-солевым раствором, вторая остается сухой. Дети топают несколько секунд по мокрой дорожке. Затем по сухой и тщательно вытирают ноги.

 

РЕЖИМ И СОН

   Режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна в течение суток. Он удовлетворяет потребности детей в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. Одним из существенных компонентов режима дня является прогулка. Это наиболее эффективный вид отдыха хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа. Летом – неограниченно. Немаловажной частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтоб ребенок засыпал в одно и тоже время. Продолжительность ночного сна ребенка должна составлять не менее 8 часов. Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.

 

ЧИСТОТА, ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ

   Все привычки, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста объединяют в две большие группы.

 Привычки личной гигиены:

- пользоваться только личными предметами туалета

- следить за состоянием и чистотой одежды, обуви

- любить чистоту

- мыть руки перед приемом пищи

- каждое утро делать гимнастику

- выполнять закаливающие процедуры

- правильно ухаживать за зубами

- уметь пользоваться туалетной бумагой и т.п.

    Привычки вежливого поведения:

- не кричать, а вежливо просить

- благодарить взрослых (ровесников) за выполненную просьбу

- не мешать детям и взрослым за столом, на занятиях, на прогулке, в спальной комнате,  за раздеванием

- входя в помещение с улицы вытирать ноги

- ставить на место игрушки, книжки после действий с этими предметами

- здороваться и прощаться

- уступать место взрослым, мальчики должны уступать место девочкам и не обижать их

- проявлять заботу о младших, выполнять просьбы старших и т.п.

 

  ДВИЖЕНИЕ

   Как часто мы повторяем: “Движение – это жизнь”. Но движение – это и огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности человека в движении, от познания окружающего мира, от сознания, что тело подчинено разуму и воле. Дети  осваивают ведущие элементы азбуки движений: они свободно ходят, держась прямо, не опуская головы; непринужденно бегают в разном темпе; чувствуют ритм. Они овладевают техникой всех основных движений: в прыжках, в лазании, в метании, в равновесии.

   Движения детей носят произвольный и направленный характер. Они самостоятельно различают виды движений, умеют выделять их отдельные элементы, пытаются обсуждать результаты своих действий. У многих проявляется интерес к результатам выполнения заданий, они прилагают волевые усилия для преодоления трудностей. Совершенствование двигательных умений и навыков обусловлено развитием таких физических качеств, как быстрота, ловкость, координация, выносливость. Отличительной особенностью детей является их познавательная активность, стремление действовать. Они проявляют инициативу в выборе игр, упражнений, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе двигательной деятельности. Чаще всего во время игр соревновательного характера дети выражают свои эмоции криком, смехом, различными движениями.

   Двигательная активность – это естественная потребность ребенка, такая же важная, как сон, еда. Для нормальной жизнедеятельности детского организма необходимо обеспечить ему от 6 до 13 тысяч движений в день. В детском саду организации двигательного режима уделяется большое внимание. Этому служат: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, динамические паузы на занятиях, чередование статических и динамических видов занятий, подвижные игры на прогулке, самостоятельная активность детей в течение дня. Важным условием укрепления здоровья является выполнение единого двигательного режима в детском саду и дома. Уважаемые родители, как вы проводите выходные дни, какое место отводите спорту, активному отдыху? (ответы родителей). У нас в детском саду   созданы центры физического развития при вашем активном участии, за что вам огромное спасибо, которые включают направления по двигательной активности и ЗОЖ (атрибуты, игры по валеологии и способов действия с некоторыми из них).

 

   ПИТАНИЕ

1) Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями(кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей готовят их натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Ежедневно включают в рацион каши и творог. Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.
2) Профилактическая работа: витаминизация, фиточаи, прививки, кислородные коктейли.
3) Здоровая гигиеническая среда: уборка помещения, проветривание.

 

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕМЬИ И

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ.

   Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните: стоит нам улыбнуться – сразу становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть. Нахмурились – начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись – помогли другому гормону – эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. А наше раздражение механически переходит на ребенка. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относится к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу.

   Забота о развитии ребенка начинается в семье с решения вести здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни семьи – это

- благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеские взаимоотношения между родителями и детьми

- ответственное отношение родителей к здоровью ребенка, культура здоровья

- благоприятные условия для физического и психического развития  ребенка

- правильно организованная рациональная пища

- соблюдение дома режима дня для ребенка

- отрицательное отношение взрослых к алкоголю,  курению

- достаточная трудовая активность, привлечение ребенка к посильной  работе

-соблюдение санитарно – гигиенических норм

- умеренные требования к ребенку, общие игры, проведение досуга (отдых вместе, прогулки в лес, на реку, общее чтение, рисование)

Очень важно быть доброжелательным и вежливым человеком и учить быть таковыми своих детей.

Здоровый образ жизни в семье предусматривает:

- воспитание у детей желания заниматься физкультурой, спортом, закаляться, забтиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму (очень важен личный пример родителей)

- формирование основных двигательных привычек, связанных с ходьбой, бегом, лазанием, прыжками

- развитие двигательных качеств: скорость, ловкость, гибкость, сила (играйте с детьми в подвижные игры дома и на улице)

- желание сохранять красивую ровную осанку

- обеспечение профилактики нарушения зрения, слуха (умеренное использование компьютера, телевизора)

- своевременное предупреждение возникновения неадекватного поведения ребенка, невроза.

    Положительного результата в вопросах оздоровления детей детский сад может добиться только совместными усилиями.

 

Оставить комментарий: