a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей «Логопедический массаж: делать или не делать?»

Автор: Автаева Ольга Анатольевна Опубликовано: 2019-11-04 21:37:58

Документы для скачивания

В настоящее время очень популярен логопедический массаж, многие родители о нем слышали, многие уже обращались за помощью, но необходимо определиться с тем кому, для чего и зачем нужен логопедический массаж.

Логопедический массаж, как и любой массаж это активный метод воздействия. Логопедический массаж применяют в тех случаях, когда имеет место нарушения тонуса (гипотонус или гипертонус) артикуляционных мышц. Под воздействием логопедического массажа происходит изменение состояния мышц речевого аппарата, что способствует улучшению произносительных навыков.

Логопедический массаж могут осуществлять такие специалисты как: логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, прошедшие специальную подготовку и обучение по данному направлению (курсы повышения квалификации).

Логопедический массаж выполняется в области мышц головы, лица, шеи, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание уделяется мышцам речевого аппарата (мышцы губ, языка, щек).

Логопедический массаж проводиться по рекомендации врача невропатолога, который проводит медицинскую диагностику. Медицинское заключение должно содержать указание на наличие неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре.

Логопедический массаж делится на активизирующий, чаще всего его проводят с детьми имеющими речевой диагноз (алалия, ЗРР) и расслабляющий (дизартрия, заикание, массаж может быть и дифференцированным, когда разным мышцам речевого аппарата необходимо как активизирующее, так и расслабляющее воздействие.

Особо нужно отметить наличие противопоказаний для проведения массажа:

  • Инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп);
  • Заболевания кожи, герпес на губах;
  • Стоматит, кариес зубов, другие инфекции полости рта;
  • Конъюктивит;
  • Носовые кровотечения и склонность к ним;
  • Увеличение лимфатических узлов;
  • Чрезмерная физическая или психическая усталость
  • С большой осторожностью следует применять массажу детей с эписиндромом (судорогами, особенно если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет»носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж проводится циклами по 10-15 сеансов с промежутками 1-2 месяца. Массаж делается ежедневно или через день. Длительность сеанса зависит от этапа работы, на начальном этапе логопедического работы сеансы могут длиться 1-2 минуты, а на конечном этапе полноценный сеанс массажа составляет не более 20 минут. Массаж проводиться не раньше, чем через 2 часа после еды (особенно у детей с повышенным глоточным рефлексом).

Во время сеанса логопедического массажа ребенок может находиться в положении лежа, сидя, а также на руках у мамы (первые сеансы массажа дети лучше воспринимают, именно, находясь рядом с родителем).

Логопедический массаж проводится также с применением специального инструментария (например, логопедические массажные зонды, а также зондо -заменители).

Эффективность логопедического массажа зависит напрямую и от психологического состояния ребенка, он должен быть максимально расслаблен, спокоен, массаж не должны вызывать неприятные ощущения у ребенка. Родители могут подготовить ребенка к занятиям с логомассажем. Для этого дома можно провести подготовительные упражнения (логопед может показать несколько массажных движений, которые родители продемонстрировать ребенку дома и положительно настроят его на дальнейшие занятия).

 

Основная польза.

Нетрадиционные методы (массаж) просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно ориентированный подход (индивидуальный подход) в работе с ребенком дает отличный эффект. Он способствует выбору наиболее оптимального и результативного метода применимому к данному ребенку.

Использование массажа улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости. Улучшает функцию общения, а так жеоздаравливает организм в целом.

При этом он заметно усиливает эффект работы логопеда. Массаж отлично сочетается в комплексной коррекции речи за счет того, что у ребенка в разы лучше усваивается материал, он быстрее схватывает, лучше запоминает.

Цель логопеда максимально развить методику массажа, направленную на коррекцию речевых нарушений, заключающуюся в общеукрепляющем воздействии на речевые и неречевые функциональные системы ребенка.

Опасности, и ошибки, которые тут могут быть.

Важно понимать, что при всех плюсах и желании сделать массаж ребенку, ни в коем случае не стоит делать его самостоятельно. Речь идет не о простом развивающем массаже, материалы котором можно найти практически везде, а именно о логопедическом, который нацелен на конкретную помощь ребенку.

Такой массаж должен делать только логопед, прослушавший или прошедший курс логопедического массажа.

Не зная, можно навредить довольно серьезно. Например, в зависимости от тонуса мышц ребенка выбирается та или иная методика. Неспециалисту весьма сложно правильно определить, какой тонус у ребенка. Последствия могут быть непоправимыми.

Сколько бы мы не прочитали литературы, мы все равно идем к зубному врачу за квалифицированной помощью, а не решаем проблему в домашних условиях подручными средствами.

 

Оставить комментарий: