НОД "Моя первая энциклопедия"
Документы для скачивания
Задачи. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать события в определенной последовательности.
Познакомить детей с энциклопедией как видом книжного издания, ее назначением.
Рассказать о многообразии энциклопедий, их отличиях от других книг.
Развивать интерес к справочной литературе, любознательность, желание учиться читать самостоятельно.
Учить бережному отношению к книге.
Материалы, инструменты, оборудование. Картинки-слайды, на которых изображена последовательность изготовления бумаги. Детские книжки с иллюстрациями (сказки, стихи, рассказы про животных). Детские иллюстрированные энциклопедии разного типа.
Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, из чего делают бумагу. Варианты ответов.
Рассказ воспитателя о том, что бумагу, на которой мы рисуем, пишем, из которой сделаны книжки, делают из дерева. Чтобы получилась бумага, на фабриках измельчают древесину, добавляют целлюлозу (особое вещество, которое тоже получают из древесины), смешивают с водой, соединяют с разными отбеливателями или красителями, с клеем и раскатывают получившуюся кашицу в длинное полотно. После высушивания полотно превращается в бумагу, которую можно резать на куски любого размера.
После рассказа воспитатель внимательно рассматривает с детьми картинки и обсуждает, что на них нарисовано, как разложить картинки правильно.
Воспитатель рассматривает вместе с детьми бумагу разных видов, предлагая детям описать, какая это бумага, - толстая или тонкая, плотная или рыхлая, цветная или нет.
Дети называют, что делают из бумаги (альбомы, открытки, журналы, коробки, книги). Рассматривает разные виды книг, обсуждает, какими бывают книги (толстыми, тонкими, красочными, с картинками и без),
Для чего у книг обложки. Что на ней изображено, почему, соответствует ли теме.
Вспоминают какие сказки читали на занятиях, что изображено на обложках.
Физкультминутка
“Буратино”, “Аист”
Воспитатель предлагает ребятам задать друг другу интересный вопросы. Что бы вы хотели узнать?
Откуда же мы узнаем различную информацию? Варианты ответов.
Компьютер, телевизор, журналы, друг от друга.
Педагог демонстрирует энциклопедии, читая их названия. Предлагает рассмотреть их. Раздает книги на каждую группу из трех-четырех детей.
-Что интересного вы заметили у этих книг?
«Вы правильно заметили, что эти книги гораздо больше других по размеру, в них много цветных картинок и пояснений к ним. Эти книги не похожи на сказки, стихи, рассказы, которые мы читаем каждый день. Они необычны тем, что из них можно узнать много интересного о разных вещах. Называются такие книги – энциклопедиями. Их цель – помочь людям получить ответы на вопросы. В отличие от книг со сказками, стихами, рассказами, эти книги не читаются сразу от начала до конца, используются время от времени, чтобы получить ответ на вопрос или узнать что-то новое. Для этого отыскивается нужная страница, которая может находиться в разных местах книги.
После беседы воспитатель задает вопросы о правилах обращениях с книгой.
Примерные правила обращения с книгой
- Книги нужно смотреть и читать бережно, аккуратно: в книгах нельзя рисовать, нельзя рвать, загибать страницы.
- Чужие книги, которые мы берем почитать, например, у друзей или соседей, нужно одевать обложки, чтобы они не испачкались.
- Книги нельзя читать в грязных или мокрых местах, брать грязными руками.
- Чтобы узнать, на чем мы остановились при чтении книги, следует использовать закладки.
Итог занятия.
–Что нового вы узнали? О каких книгах мы сегодня говорили?