a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доп программа по туризму для детей 5-6 лет " Рюкзачок".

Автор: Карязова Наталия Владимировна Опубликовано: 2019-11-07 19:47:21

Документы для скачивания

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования

по туризму  «Рюкзачок»

для детей 5 -6лет

 

 

 

 

 

                                                                                     

                                                                        Составитель:

                                                                        Инструктор по физической культуре I КК

                         Карязова Н.В.

 

 

Пгт. Анна 2019 г.

                                                            Содержание.

  1. Целевой раздел.

 

1.1.Пояснительная записка.

1.2. Цель и задачи программы.

1.3.Планируемые результаты.

  1. Содержательный раздел.

2.1. Содержание образовательной деятельности детей 5-6 лет.

2.2. Тематическое планирование.

  1. Организационный раздел.

3.1. Организация предметно- пространственной среды для реализации программы.

3.2. Материально- техническое и методическое обеспечение.

 3.3.Мониторинг.

3.4. Список используемой литературы.

 

  1. Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка

Дополнительная программа дошкольного рекреационного эколого-оздоровительного туризма  «Рюкзачок» предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 5до 6лет.

Срок реализации программы 1 год ( один раз в две недели), 18 часов в год.

Структура программы представлена двумя модулями: « Первые тропинки» ( на возраст 5-6 лет) и « Юные путешественники» ( на возраст детей 6-7 лет).

Программа включает следующие разделы:

  1. «Рюкзачок открывает мир».
  2. «Рюкзачок готовится в поход».
  3. «Здоровье и рюкзачок».
  4. « Веселый рюкзачок занимается физкультурой».

Актуальность.

    Туризм – вид социальной деятельности, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познания и общения. Туризм неотделим от краеведческой работы, т.е углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой родины.

                 Регулярные занятия туризмом и краеведением с детьми старшего дошкольного возраста, формируют духовный облик ребенка, его характер, жизненные ориентиры, отношения к другим людям, к Родине, природе, труду. Туризм  формирует у детей умение интересно и содержательно организовывать свой досуг и  включает в себя ряд компонентов: физкультурно – оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный, а так же является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. Программа "Рюкзачок" рассчитана на детей 5 -7 лет и предусматривает проведение игровых занятий познавательно-двигательного характера, физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей, а также активизацию их самостоятельной деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста используется простейший туризм и основы краеведения, пешие прогулки в природу как средства развития и приобщения детей к здоровому образу жизни, закладываются навыки патриотического воспитания. При реализации образовательной программы теоретические сведения воспитанников сообщаются в процессе игровых занятий. Занятия в объединении с дошкольниками строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира.

 Новизна: заключается в том, что дети в непринужденной обстановке, с помощью выходов в природу,  музейных и мультимедийных средств расширяется кругозор, дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков приобретенных в основной системе образования.

  • Цель и задачи программы.

Цель: целостное развитие личности ребенка средствами туризма, формирование патриотических качества к малой родине, освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья, физической культуры.

Задачи:

       оздоровительные:

 создавать условия для укрепления здоровья детей, закаливания организма, активного отдыха;

 расширять адаптационные и функциональные возможности детей;

 – образовательные:

  • способствовать формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, устойчивого интереса к природе родного края, к окружающему миру;
  • содействовать освоению знаний в области физической культуры, туризма, краеведения, необходимых для успешной социализации ребёнка;
  • развивать двигательные способности, психические познавательные процессы;
  • содействовать физическому развитию детей, овладению ими доступными приёмами туристской техники, освоению правил ориентирования на местности;
  • воспитывать ценностное отношение к миру природы, историко-культурному наследию, потребность в здоровом образе жизни;
  • формировать позитивное отношение к окружающему миру; способствовать установлению межличностных, в частности, дружеских отношений, формировать готовность ребёнка к совместной деятельности со сверстниками.
  • Планируемые результаты освоения программы .

Целевыми ориентирами на этапе завершения программы являются:

физическое здоровье:

 – ребёнок приобретает хорошую физическую форму; повышается индекс здоровья детей в ДОО;

психическое здоровье:

– ребёнок не испытывает тревожности по отношению к природе;

 – проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

 – способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, вступать в свободную коммуникацию со взрослыми и сверстниками;

 социальное здоровье:

– ребёнок находится в гармонии с собой и с другими людьми, обретает социальную уверенность;

 – овладевает нормативным поведением в разных формах туристской деятельности, подчиняется необходимым в туристическом походе правилам;

– следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения;

 – применяет знания, полученные в туристической деятельности, в разных культурных практиках;

 – обладает установкой на ценностное отношение к объектам историко-культурного наследия и природе родного края, элементарной экологической культурой.

Средства и методы реализации программы.

 На занятиях по туризму используются :

-схемы-маршруты, иллюстрации, направленные на закрепление туристских знаний и умений;

-тематические подвижные игры с элементами туристской техники «Переправа через болото», «Ловкий турист», «Уложи рюкзак» ;

- дидактические игры, развивающие упражнения, загадки, кроссворды, направленные на усвоение правил безопасного поведения на природе и во время движения на улице;

Формы контроля:

- Итоговые занятия;

- Тестирование;

- Устный опрос;

- Участие в спортивных соревнованиях.

 

  1. Содержательный раздел.

Содержание образовательной деятельности в группе детей 5–6 лет .

Раздел 2.1. Рюкзачок открывает мир.

 

Тема 1. Природа родного края.

Природа — наш друг, источник познания, эстетического наслаждения. Правила поведения на природе (Наш девиз: «После нас чище, чем до нас»). Составление Красной книги родного края (редко встречающиеся растения: купальница, ландыш, прострел, белая лилия). Внутреннее строение животных, их поведение и повадки. Что общего у животных и человека? Как животные приспосабливаются к среде обитания? Группы животных (травоядные, хищники, всеядные)

Тема 2. Мой край родной.

Город (посёлок), в котором мы живём; наш родной край, наша малая Родина, здесь мы родились. Возникновение и развитие города: первоначальные поселения, исторические здания, строительство современных микрорайонов, происхождение названия города (села, посёлка). Сведения о местных достопримечательностях.

Тема 3. Дорога к дому.

Мой дом, какой он .Моя семья, соседи, друзья. Мой домашний адрес. Дорога от дома до детского сада и обратноМоделирование разных маршрутов до дома, выбор наиболее удобного, короткого. Как самому спросить дорогу? Проезжая часть и пешеходные тротуары. Правила пешехода. Безопасность на дороге.

Тема 4. Вместе с папой, вместе с мамой.

Как семья проводит выходной день? Поход как вид семейного отдыха. Правила поведения на природе для всей семьи.

Раздел 2. Рюкзачок готовится в поход.

Тема 1. Здравствуй, Рюкзачок.

 «В поход иду и дом несу, в котором дома не живу». Палатка, её назначение. Знакомство с рюкзаком. Снаряжение туриста. Демонстрация укладки рюкзака, установка палатки. Основные узлы: прямой, простой проводник, схватывающий. Узнавание узлов по рисунку и по образцу. Правила передвижения (функции направляющего, замыкающего.Разные способы ориентирования: по деревьям, солнцу, по растениям. Ориентирование в разное время суток

Тема 2. О туризме и туристах.

Кто такой турист. Виды туризма и времена года. Истории о путешествиях и путешественниках, загадки о туризме, стихи, рассказы, произведения малого фольклорного жанра. Решение логических заданий: ребусы, кроссворды, викторины.

Тема 3. Путешествуем по карте.

 План маршрута. Кто разрабатывает и составляет карты. Дидактические игры с планом маршрута, планом комнаты.Игры с планом двора, детского сада, микрорайона Игры на ориентирование в ближайшем окружении.Топографическая карта, простейшие топографические знаки. Топографические знаки — азбука карты. Работа с топографической картой: как изображается хвойный, лиственный, смешанный лес, тропинка. Составление плана детского сада, улицы. Первое знакомство с компасом. Т

Тема 4. Где мы были, что мы видели.

 Объекты ближайшего окружения (здание детского сада, наша группа, наш участок.  Уголок ПДД. Правила безопасности в помещении и на территории детского сада. Здания и сооружения вокруг детского сада. Школа: здание, спортивная площадка, места отдыха школьников. Поликлиника, её назначение, врачи и посетителиСюжетно-ролевые игры с куклами и туристским снаряжением, работа в блокнотах с топографическими знаками. Ребусы, кроссворды, загадки. Разучивание песен, речёвок. Организация выставки детского рисунка и других продуктов детского творчества. Составление планов-схем улиц, микрорайонов. Музыкальные праздники, развлечения на тему путешествий.

 

Раздел 3. Здоровье в рюкзачке

Тема 1. Я и моё здоровье.

 Строение органов пищеварения, дыхания, кровообращения. Чем человек отличается от животных? Мышцы, кости и суставы, их прочность. Профилактика болезней, травматизма. Что такое здоровье? Какое состояние человека называют болезнью? Почему человек болеет? Вредные привычки. Закаливающие процедуры. Комплекс упражнений юного туриста, укрепляющих организм.

Тема 2. Охраняй здоровье в походе.

Выполнение туристятами норм и правил поведения на природе.Детёныши животных и птиц, их особенности, поведение на разных этапах взросления.Опасности, подстерегающие юного туриста в прогулках-походах. Почему нельзя пить из водоёмов, рвать и пробовать на вкус незнакомые грибы, ягоды, травы.

Тема 3. Скорая помощь юному путешественнику.

 Растения — верные друзья. Знакомство с отдельными лекарственными растениями. Оказание первой медицинской помощи (перевязки). Что такое походная медицинская аптечка.

Тема 4. Народная мудрость на здоровье нам дана.

 История народной медицины. Народные рецепты оказания первой помощи при различных болях и травмах. Разучивание пословиц, поговорок, загадок о здоровье и здоровом образе жизни Народные приметы в помощь туристу . Дневник юного туриста. Условные обозначения погодных явлений.

Раздел 4. Весёлый Рюкзачок занимается физкультурой

 Тема 1. Готовимся к дальним дорогам.

 Физическая подготовка юного туриста (общеразвивающие упражнения, подвижные игры, занятия тренировочного характера, спортивные игры с бегом и прыжками). Пешеходный туризм и его особенности. Специальная подготовка, подготовка личного снаряжения, формулирование правил поведения в походе, выбор места для лагеря, установка палатки, правила разведения костра. Ориентирование в пространстве по плану.

Тема 2. Игры Весёлого Рюкзачка.

 Дидактические игры на усвоение правил безопасного поведения на природе и во время движения Тематические подвижные игры с элементами туристской техники. Игры по спортивному ориентированию.

Тема 3. Занимательная физкультура .

Занимательные игры интеллектуально-спортивного характера ,разгадывание кроссвордов, ребусов на спортивные темы, игры-пантомимы, мастерская «Очумелые ручки».

Тема 4. Пора в путь-дорогу.

Прогулка-поход. В прогулках-походах сочетается краеведческое, оздоровительное и экологическое содержание. Экологическая прогулка по тропе природы (на участке детского сада).

2.2. Тематическое планирование образовательной деятельности

с детьми 5-6лет.

 

Тема ООД

Тема ООД

Тема ООД

Тема ООД

Как человек пишет Красную книгу.

Почему они дикие ? (беседа о поведении и повадках животных)

Дом, в котором я живу. Мой город, мое село. (Игра- путешествие)

Что я видел по дороге домой? Мы пешеходы.

. (Игра- путешествие)

Наш семейный выходной.

Беседа с включением игр и творческих заданий)

Личное снаряжение туриста. Мы готовимся в поход ( тренировка). Правила поведения в походе и на привале.

Кто такие туристы( интегрированное занятие)

Знакомство с планом. Зачем нужны карты. Путешествие по экологической тропе

(интегрированное занятие с элементами продуктивной деятельности)

Родные закоулочки.

Что мы привезли с собой из путешествия.

(интегрированное занятие с элементами продуктивной деятельности)

Я человек- как я устроен? Мои помощники. От микробов и болезней нам туризм всего полезней. (Сюжетное занятие творческого характера).

Зеленая аптека. Аптечка в рюкзаке. ( Беседа с включением игр и заданий)

Народные рецепты оказания первой помощи. Приметы в помощь туристу.( интегрированное занятие с элементами продуктивной деятельности).

В гости к веселому рюкзачку. ( физкультурное занятие тренировочного характера).

Покажем рюкзачку, что мы умеем (КВН)

В поисках клада.( Интеллектуальная игра с элементами туртехники).

Веселые соревнования.

Прогулка- поход.

Экологическая прогулка по тропе природы.

Весенние тропинки.

 

 

 

  1. Организационный раздел программы.

3.1. Развивающая среда группы наполняется следующими тематическими материалами, созданными педагогами совместно с родителями и детьми:

– Уголок Весёлого Рюкзачка (специальные знания о туризме):

- Дидактический материал:   схема-панно «Собери рюкзак», набор посуды туриста: котелок, тарелки мелкая и глубокая, посуда металлическая и пластиковая, ложки, стаканчики одноразовые, фляжка, термос, салфетки, бумажные полотенца. Бинокль, фотоаппарат, глобус, рюкзак, компас, коврик («пенка») туриста, аптечка туриста, предметы гигиены: мыло, полотенце. Очки солнцезащитные, верёвка, палатка, часы, лупа.

-Альбомы, посвящённые      географии  нашей         страны,      символике родного края, его городам, альбомы «Символы, спасающие жизнь» (о разрешающих и запрещающих знаках, устанавливаемых в общественных местах, знаках дорожной безопасности); «Правила безопасного поведения»; «Что нужно для здоровья»; «Весёлый турист», «Как избежать неприятностей?», «Эволюция обычных вещей», фотоальбом «Походные истории».

 - Макеты:  «Деревенька        моя», «Город»,   «Участок    детского     сада».      Видеоматериалы на      темы «Мой         город»,     «Моё село»;        «Моя          Родина —  Россия».

 - Карты     и       схемы:        настенное   панно-макет        «Карта       региона»,карта России, план-карта походов в лес, план-схемы «Наш детский сад», «Моя группа», «Наш участок».

- Дидактические  игры:          «Загадки    о       туризме». – Рюкзачок-спортсмен (физическое развитие

-Оборудование   для    организации        двигательной      деятельности при проведении прогулки-похода: мячи надувные, скакалки, мячи резиновые, футбольный мяч, бадминтон, игра «Городки», верёвки, обручи, флажки, кегли.     Дидактические   игры;

-Коллекции шишек, камней, ракушек;

- Гербарии « Цветы», « Листья»;

- Музыкальный центр с         записями    туристических     песен;

3.2.Материально- техническое обеспечение.

- Наглядные пособия;

- Схемы, планы;

- Перевязочный материал;

- Спортивное оборудование;

- Туристическое снаряжение.

Оборудование

- Рюкзак,

- Палатка,

- Котелок,

- Канаты,

- Компас.

                                      3.3.Мониторинг.

Насколько каждый воспитанник детского сада соответствует идеальной модели здорового и физически развитого дошкольника, позволяет судить система педагогического обследования, разработанная и апробированная в дошкольном образовательном учреждении.

Педагогическое обследование в дошкольном образовательном учреждении проводится с целью отслеживания эффективности реализации авторской программы «Мы туристы».

Проводимый мониторинг – это выявление знаний, простейших туристических умений и навыков, двигательных способностей детей и потребности к здоровому образу жизни.

Выделяются следующие области педагогического обследования:

  • Физическая подготовленность старших дошкольников.
  • Основы туристической подготовки дошкольников.
  • Основы безопасности жизнедеятельности.
  • Заболеваемость детей.
  • Участие родителей и детей в мероприятиях по воспитанию здорового ребёнка.

Методическое обеспечение педагогического обследования уровня программных требований по физической культуре, сформированности туристических навыков осуществляет инструктор по физической культуре.

Основными методами педагогического обследования является наблюдение, беседа, выполнение тестовых заданий, анкетирование.

Результаты обследования по проблеме: «Организация детского туризма» представляется в виде трёхуровневой шкалы: низкий, средний, высокий.

Низкий – представляет собой тот факт, когда ребёнок не всегда справляется с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью взрослого.

Средний – выполняет задание с небольшой помощью взрослого.

Высокий – ребёнок самостоятельно выполняет предложенное задание.

Мониторинг эффективности реализации авторской программы «Мы туристы» проводится 2 раза в год: на начало учебного года с целью выявления уровня знаний детей, простейших туристических умений и навыков, на конец учебного года, с целью сравнения полученного и желаемого результатов.

                           3.4. Используемая литература.

  1. АлиеваТ.И.,АрнаутоваЕ.П., Протасова.. Е.Ю. Безопасность на улице: Программно -методическое пособие.- М: Карапуз, 1999.
  2. АрнаутоваЕ.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз 2001.
  3. Бочарова.Н.И. Туристические прогулки в детском саду, - Москва, 2004.
  4. Департамент образования пермской области: Здоровейка в гостях у малышей. -Пермь 2005.
  5. Зайцев Г. Уроки Айболита. - Санкт - Петербург, 1999.
  6. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра.- Санкт - Петербург, 1994.
  7. 7-Крапивник В., Усвицкий. Будь сильным здороаым. - Москва, 1991.
  8. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика - Синтез, 2000.
  9. Поломис К. Дети на отдыхе. - Москва, 1995.
  10. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. - М.: Карапуз, 2001. 11. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. - Москва, 1986.
  11. Череменева А.А., Мельникова А.Ф., Волкова В.С. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста « Веселый рюкзачок».-М.: ООО « Русское слово- учебник»,2017.-80с.

                                 

 Приложение к программе.

 

 Кроссворды для юных туристов.

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

  • Как называется остановка для отдыха группы туристов (привал).
  • Как называются люди, которые любят путешествовать (турист). 18
  • В чём туристы готовят пищу в походе ( котелок).
  • Как называются туристы преодолеваемый ими путь (маршрут).

 

По вертикали:

  • В чём туристы носят свои вещи за спиной (рюкзак).
  • Как называется домик, в котором спят туристы (палатка).
  • На перевале туристы отдыхают, готовят пищу, разжигая… (костёр).

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

  • В лесу, на дереве туристам может встретиться…(белка).
  • В зимний поход для катания с гор можно взять с собой… (санки).
  • Плавает на корабле, носит тельняшку… (моряк).
  • Зимой туристы путешествуют на… (лыжах).
  • В траве у реки носит с собой домик… (улитка).

По вертикали:

  • Чтобы смотреть вдаль, нужен… (бинокль). 19
  • Живёт в море, имеет восемь рук…(осьминог).

 

 

 

 

 

<

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: