Программа работы музея боевой и трудовой славы «Память»
Наименование Программы |
Программа деятельности музея Боевой и Трудовой Славы «Память» вМуниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №9 «Малахитовая шкатулка» |
Основание для разработки |
· Закон РФ от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; · Закон РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» · от 26. 05. 1996г. №54- ФЗ. · Закон ХМАО-Югры от 29.02.2008г. №17-оз «О регулировании отдельных вопросов в сфере музейного дела в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре»; · Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; · Приказ заведующего МБДОУ ДС №9«Малахитовая шкатулка» о разработке программы «Деятельность музея боевой и трудовой славы на 2018 -2021 годы»; |
Исполнитель программы |
Педагогический коллектив МБДОУ ДС №9 «Малахитовая шкатулка» |
Целевая группа |
· воспитанники · педагоги · родительская общественность |
Наименование учреждения |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Малахитовая шкатулка» |
Адрес |
Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, Северная, 66 а, Телефон: (3466) 26-55-29, 26-87-07 Факс: (3466) 26-65-22, эл. почта |
Цель программы |
Использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны |
Задачи Программы |
· Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада. · Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности музея. · Активно использовать современные технические средства и информационные технологии, повышающие эффективность культурно-образовательной деятельности. · Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения |
Срок реализации программы |
2018-2021 годы |
Краткое содержание программы |
Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативувоспитанников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы. Музей является инновационной формой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. В программе раскрываются механизмы реализации целей и задач музея боевой и трудовой славы, формы и методы музейной работы, предполагаемые социальные и воспитательные результаты. |
Ожидаемые конечные результаты |
- Увеличится количество воспитанников, желающих участвовать в поисковой деятельности; - Появится интерес к истории своей семьи, отечества и родного края; - У воспитанников появится уважительное отношение к ветеранам войн и труда, к старшему поколению; Укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни; - Воспитанники будут иметь представления по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения со сверстниками, навыки работы с историческими экспонатами; Воспитанники получат основы поисковой, исследовательской деятельности исторической направленности |
- Пояснительная записка
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком — гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие русского народа. В мировой и отечественной истории есть события, имеющие непреходящее значение. Время с возрастающей силой подчеркивает их величие, выдающуюся роль в развитии цивилизации. К таким значимым событиям относится Победа в Великой Отечественной войне. Чтобы приблизить маленьких детей к истории своего народа, в нашем детском саду «Малахитовая шкатулка» был создан музей боевой и трудовой славы «Память сердца». Торжественное открытие музея боевой и трудовой славы защитников Родины состоялось 19 января2016года. Задолго до этого велась работа по сбору экспонатов и материалов для музея. В музее Боевой Славы представлены такие экспонаты, как фронтовые газеты, документы, боевые награды и фотографии павших земляков, оружие и обмундирование времен Великой Отечественной войны.
В январе 2016 года для обеспечения музейной работы в учреждении были утверждены организационные документы:
- программа деятельности музея боевой и трудовой славы (Приказ заведующего МБДОУ ДС «Малахитовая шкатулка» №314 от 18 января 2016 года),
- положение о музее (Приказ заведующего МБДОУ ДС «Малахитовая шкатулка» №314 от 18 января 2016 года),
- положение о Совете музея (Приказ заведующего МБДОУ ДС «Малахитовая шкатулка» №314 от 18 декабря 2016 года),
- приказы по организации музейной работы в учреждении.
Для реализации программы музей обладает достаточными ресурсами. Для экспонирования музейной коллекции выделен кабинет. Изготовлены столы, стенды и прочие атрибуты. В центре музея, на стене, георгиевская лента с орденом «Отечественная война», чаша с имитированным Вечным огнем, стеновые экспозиции. Многогранная деятельность музея является важной составляющей историко-патриотической, нравственно-воспитательной работы, проводимой в ДОУ. В его создании участвуют ветераны ВОВ и их родственники, сотрудники детского сада, а также родители воспитанников. Фонды музея постоянно пополняются документами из личных архивов ветеранов, фотографиями и другими материалами, рассказывающими о далеком героическом времени, о судьбах наших земляков — участников Великой Отечественной войны, тружениках тыла.
Патриотическое воспитание средствами музея Боевой славы является новой формой познания окружающей действительности, которое образно можно выразить словами: «подойди, потрогай, постарайся «войти» в ту историческую эпоху и понять, какими они были, люди, жившие в то время, о чем думали, о чем мечтали…».
Немаловажным средством патриотического воспитания служит непосредственная деятельность детей, где каждый ребенок — активный участник. Главное условие — дошкольники должны видеть необходимость и важность своих усилий. Позиция ребенка в музейно-образовательной деятельности не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь. Поэтому дети принимают активное участие в оформлении музея, участвуют в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. Все это, зажигает в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи. Особую значимость при решении задач патриотического воспитания приобретает тесный контакт с семьей. Родители — наши помощники и равноправные участники. С их помощью оформлены стенды, макеты. Большой интерес вызывает экспозиция «Память храня….». Ее основу составили различные предметы: боевые награды ветеранов, письма с фронта, г настоящая каска и многое другое. Особенно ценно, что примером высокого героизма для детей служат их прадеды, деды и отцы, которые достойно прошли через испытания и сражения локальных войн. Очень важно, чтобы детям было дорого все, что создано их дедами и отцами. Им предстоит сохранить и приумножить это. И хотя многие впечатления еще не осознаны глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Полученные знания, сформированные навыки помогают детям легко адаптироваться в школьной жизни. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда.
Деятельность музея ведется по направлениям:
- Организационная работа;
- Научно-исследовательская работа;
- Выставочная деятельность;
- Просветительская работа;
- Издательская деятельность;
- Сотрудничество;
- Участие в конкурсах.
В настоящее время основной фонд музея боевой и трудовой славы «Память сердца» представляет собой небольшое собрание музейных предметов, соответствующее профилю музея, а именно: подлинные памятники истории и культуры, вещественные и документальные памятники, переданные поисковым отрядом «Самотлор» центра «Патриот», с которыми нас связывает дружба и сотрудничество по разным направлениям работы. Среди представленных в музее коллекций можно увидеть ценные экспонаты:
- личные вещи бойцов рабоче-крестьянской Красной армии,
- фрагменты вооружения советских и немецких солдат времен Великой Отечественной Войны.
Фонд научно-вспомогательного материала составляют копии, макеты, модели, муляжи, диорамы, схемы, репродукции, другие материалы экспозиционной и пропагандистской работы, а также творческие семейные работы воспитанников учреждения.
Важное направление деятельности музея – просветительская работа и его популяризация. Посетителями музея являются воспитанники и родители дошкольного учреждения, ветераны Великой Отечественной войны и локальных конфликтов.
В настоящее время в музее функционируют зал и экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне, локальным войнам, достижениям ДОУ и т др.
Для каждой экспозиции разработаны тематические тексты экскурсий.
В музее «Память сердца» ведется постоянная, углубленная и систематическая историко-краеведческая работа. Такой работой занимается Совет музея. Он состоит из числа сотрудников учреждения. Согласно утвержденному плану работы, члены Совета принимают участие в комплектовании, учете и хранении экспонатов, в создании экспозиций, оформлении зала и функционировании музея, в показе и пропаганде собранных материалов, в поисково-собирательной работе, встречаются с интересными людьми, осуществляют краеведческую деятельность, занимаются изучением традиционной культуры.
В рамках данной Программы, программы нравственно-патриотического воспитания ДОУ, учреждение принимает участие в различных мероприятиях городского, окружного и всероссийского уровней:
- Городские семинары по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся;
- Городской смотр музеев и уголков Боевой и Трудовой славы среди образовательных учреждений;
- Городской конкурс творческих работ «Мы на севере живем»
- Городской конкурс на лучшее оформление здания учреждения к дню Победы.
Таким образом, Музей является средством творческой самореализации, инициирует личностно-ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
2.Обоснование и актуальность Программы
Главной задачей патриотического воспитания детей, является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
Основой патриотического воспитания являются примеры мужества и героизма советского народа во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Каждый гражданин должен знать историю своего Отечества. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, показывая, что и прежде были подобные бедствия, бывали еще ужаснее, но государство Российское не разрушилось, а, преодолевая все невзгоды, крепло и развивалось. Эти знания располагают человека к справедливости, которая является основой согласия в обществе. Исторический подход формирует систему ценностных ориентаций на примерах героического прошлого страны, способствует осознанию детей места своей семьи как части общества в истории Отечества, уважительному отношению к ветеранам Великой Отечественной войны, к труженикам тыла, созидающим и сохраняющим историю.
Как показывают опросы общественного мнения героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию детей с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций развития общества. Эти тенденции связаны с его консолидацией, подъемом патриотизма, переносом основных усилий по воспитанию от центра в регионы и на местный уровень, а также широким внедрением в нашей стране информационно-коммуникационных технологий. В этих условиях образовательные учреждения остаются основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания..
Деятельность музеев занимает большое место в образовании и воспитании подрастающего поколения. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Формирование личности ребенка, определенной духовно-нравственной позиции – это сложный педагогический процесс. В основе данного процесса лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности. Чувство, как эмоциональное отношение к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет моральное убеждение человека, его внутренний мир. Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей эмоционального отношения к окружающему. Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогает воспринимать действительность и реагировать на нее. Ребенок лучше усваивает материал, если создаются условия, в которых он через осязание, действия с незнакомыми ранее предметами обогащает свой опыт. Подобная работа стимулирует интерес детей к прошлому родного края, страны, побуждает задавать вопросы, рассуждать, сравнивать, исследовать, а иногда самостоятельно находить объяснения.
Таким образом, музейная образовательная среда формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность обучающихся, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы.
В системе патриотического воспитания значение имеет воспитание культуры личности, полноценность которой определяется уровнем ее духовной связи с родным Отечеством. Однако многие явления современной культурной жизни получили негативную окраску, в том числе через театр, музыку, кино, живопись, скульптуру и другие виды искусства. Снижение уровня культуры, выхолащивание ее духовности, усиление функции ее негативного воздействия прежде всего на детей все более тотально и агрессивно проявляется в СМИ, Интернете, художественной литературе, современной моде. В этой связи посещение музея также оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус.
Участие музея в образовательном процессе способствует духовно-нравственному, патриотическому, художественно-эстетическому воспитанию и исследовательской деятельности воспитанников учреждения. Оно дает возможность обучающимся изучить историю родного края, страны, творчество учреждения, позволяет разнообразить культурный досуг детей, способствует знакомству ребят с интересными людьми.
4.Основной социальный эффект
Используя разнообразные формы и методы работы с музейным фондом, музей будет содействовать развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
5.Цель деятельности музея:
- использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны
- Задачи программы
Свою работу музей осуществляет в соответствии с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей воспитательной работой, проводимой дошкольным учреждением согласно основной образовательной программе.
Основные задачи музея:
- Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада.
- Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности музея.
- Активно использовать современные технические средства и информационные технологии, повышающие эффективность культурно-образовательной деятельности.
- Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
- сбор материалов (музейных экспонатов), имеющих научно-познавательное и воспитательное значение;
- комплектование фондов и обеспечение их сохранности;
- использование экспонатов на учебных занятиях по реализуемым в учреждении образовательным программам;
- организация тематических и обменных выставок;
- участие в проектно-исследовательской работе;
- организация работы с ветеранами войны и труда;
- организация просветительской работы.
Решение указанных задач предполагается осуществлять путем реализации мероприятий Программы.
6.содержание программы
1.Организационная работа
- Сбор материалов (музейных экспонатов), имеющих научно-познавательное и воспитательное значение:
Пополнение фондов в результате спонсорских пожертвований, работа с жителями города, Нижневартовского района, округа.
- Комплектование фондов и их сохранность:
Прием и оформление новых поступлений; ведение книг учета книга поступлений основного и вспомогательного фондов (книга учета экспонатов, книга списания экспонатов, акты приема-выдачи на постоянное и временное хранение, акты внутримузейной и внешней передачи, инструкция по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций); научное описание вещественных, документальных, видео-аудио и фотоматериалов; контроль над соблюдением режима хранения материалов (экспонатов), своевременная их консервация и реставрация; осуществление профилактических мероприятий, обеспечивающих сохранность фондов;
2.Проектно-исследовательская работа
- Проекты (социальные, научно-исследовательские):
Согласование с педагогами тем проектов, научно-исследовательских работ воспитанников, связанных с экспонатами и экспозициями музея боевой и трудовой славы; участие в городской научно-практической конференции, участие в городских, окружных, всероссийских конкурсах; подготовка материалов для сборника проектов и научно-исследовательских работ обучающихся; подготовка публикаций и статей.
- Выставочная деятельность
- Подготовка музейных предметов к экспонированию:
Подбор экспонатов для экспозиции и выставок; аннотация музейных предметов, предназначенных для экспозиции и выставок.
- Разработка тематико-экспозиционных планов экспозиций и выставок и их реализация:
Разработка научных концепций экспозиций и выставок; подготовка дизайнерского проекта экспозиций и выставок; размещение в экспозиции и на выставках необходимых музейных предметов (экспонатов).
- Просветительская работа
- Организация и проведение экскурсий (обзорных, тематических, интерактивных):
Экскурсии «Сталинградская битва – коренной перелом в войне», «История оружия», «Мой край родной», «Родина моя - Югория», «Быт и обычаи коренных народов Севера», «Игры и игрушки детей ханты», «Авиатехника периода Великой Отечественной войны», «Вечная им память!», «История Государства Российского в наградах и знаках», «История Нижневартовска», «История военного обмундирования», «Жить, чтобы помнить» и др. для воспитанников и родителей дошкольного учреждения.
- Учебно-воспитательная работа
- Реализация образовательных программ «История в лицах»
Экскурсии, занятия Мужества, тематические часы; демонстрация музейных материалов во время воспитательной беседы педагога; подготовка докладов и сообщений на основе материалов музея; представление музейного предмета.
- Работа с ветеранами
Организация встреч, круглых столов с ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и тружениками тыла, ветеранами боевых действий в Афганистане и Чеченской республике.
- сотрудничество
С Центром «Патриот» по ведению музейной работы, Центральной детской библиотекой.
- Издательская деятельность
Выпуск и распространение информационных буклетов, методических рекомендаций о деятельности музея; издательство сборника проектов и научно-исследовательских работ обучающихся и т.п.
- Участие в конкурсах
- Городской смотр-конкурс музеев и уголков боевой и трудовой славы
Заведующий МБДОУ ДС №9 «Малахитовая шкатулка» |
Организационная структура деятельности музея
РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЕЯ |
СОВЕТ МУЗЕЯ (педагоги,) |
ПОЛОЖЕНИЕ, концепция развития МУЗЕЯ |
ПРОГРАММА «Организация работы музея боевой и трудовой славы «Память сердца» на 2016-2018г.г. годы» |
Организационная работа
|
Проектно-исследовательская работа
|
Выставочная деятельность
|
Просветительская работа
|
Учебно-воспитательная работа
|
Сотрудничество
|
Издательская деятельность
|
Участие в конкурсах
|
- Тематическая структура экспозиций музея
Тематическая структура выставочных зала и экспозиций, оформление музея соответствуют цели и задачам деятельности музея.
- Зал «Великая Отечественная война»
В зале представлены исторические экспонаты времён Великой Отечественной войны:
- Личные вещи солдат Советской Армии (ложки, мундштук, зажигалки и др.);
- Каска солдата советской армии периода Великой Отечественной войны;
- Личные вещи и предметы вооружения солдат немецкой армии;
- Предметы быта довоенного и послевоенного времени;
- Фотогалерея «Герои Советского Союза»; «Расстрелянное детство»
- Стендовые материалы о жителях города Нижневартовска, участвовавших в Великой Отечественной войне;
- Форменная одежда;
- Фрагменты снарядов, гранат, оружия, найденных участниками межрегиональной экспедиции «Вахта памяти» при раскопках;
- Советские знамена;
- Фотогалерея «Вахта Памяти»
На столах зала располагаются находки поискового отряда «Самотлор», переданные нам в дар: осколки мин и снарядов, личные вещи военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны, фрагменты оружия советских солдат, саперные лопаты
- Выставочная экспозиция «Солдат войну не выбирает»
В зале собраны материалы участников войны в Афганистане и локальных конфликтов: форменная одежда воинов-интернационалистов, личные вещи, документы, письма, фотографии, награды. На постоянном хранении в музее боевой и трудовой славы находятся фотоальбомы и материалы погибших солдатах, переданные их родственниками.
- Фонд музея
Использование материалов фондов в выставочной, просветительской, образовательной деятельности является главным в работе музея боевой и трудовой славы «Память сердца». Поэтому формирование фондов музея должно носить системный и целенаправленный характер. Основными документами учета музейных фондов являются:
- книга поступлений основного и вспомогательного фондов;
- книга учета экспонатов;
- книга списания экспонатов;
- акты приема-выдачи на постоянное и временное хранение;
- акты внутримузейной и внешней передачи;
- инструкция по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций.
Листы документов пронумеровываются, прошнуровываются, скрепляются печатью учреждения и подписываются заведующим ДОУ.Запись ведется от руки. После регистрации в книге поступлений экспонат определяется в зал музея. Поступивший экспонат заносится в книгу под определенным порядковым номером, который является одновременно его инвентарным номером. Научное описание музейного предмета включает в себя правильное наименование экспоната, легенду и характеристику, исключающую его подмену. Во время выездных, обменных, совместных выставок заполняется карточка выдачи экспонатов под роспись обеих сторон, с указанием срока продолжительности выставки.
Основной фонд музея представляет собой собрание музейных предметов, соответствующее профилю музея, а именно: подлинные памятники истории и культуры, вещественные и документальные памятники, переданные поисковым отрядом «Самотлор», жителями города и самими участниками боевых действий.
Фонд научно-вспомогательного материала составляют копии, макеты, модели, муляжи, диорамы, схемы, репродукции, другие материалы экспозиционной и пропагандистской работы.
Фонд музея боевой и трудовой славы «Память сердца»:
- Подлинные экспонаты и копии предметов времен Великой Отечественной войны
- Документы, письма, дневники времен Великой Отечественной войны;
- Карты, схемы периода Великой Отечественной войны;
- Военная форма одежды разных родов войск;
- Личные вещи советских солдат, участников войны в Афганистане;
- Письма, фотоальбомы участников локальных конфликтов;
- Предметы быта времен Великой Отечественной войны;
- Стендовые материалы: «Все для фронта, все для Победы», «Песни фронтовые, награды боевые», «Память храня…», «Герои войны», «Расстрелянное детство », «Непокоренные города», «Крепость – герой», «Мужество города-героя», «Афганская хроника», «Военные будни», «И верю я, что только так и стоит жить на земле», «И подвигу теперь одна цена. Жизнь, отданная без остатка», «Солдат войну не выбирает»;
- Иллюстрированная литература по материалам Великой Отечественной войны;
- Фотогалерея «Хроника Победы»;
- Сборники стихов, книги, музыкальные диски участников войны в Афганистане и локальных конфликтов;
- Поделки обучающихся, отражающие быт и традиции коренных народов Севера.
Условия реализации программы
Для успешной реализации Программы должны быть выполнены следующие условия:
- формирование нормативно-правовой базы для обеспечения реализации целей и задач музейной деятельности;
- пропаганда поисковой деятельности;
- оформление экспозиций музея.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Постоянный анализ музейной работы является важнейшим условием эффективности Программы.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных критериев и показателей, включающих целенаправленность музейной работы и учебно-воспитательного процесса, их системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Тезаурус
Музей (от греч. museion – дом муз) – учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализированных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.
Экскурсовод – человек, на профессиональном уровне осуществляющий экскурсионную деятельность.
Коллекция (от лат. collectio - собрание) - систематизированное собрание каких-либо предметов.
Коллекция музейная – совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес.
Музейно-педагогическая программа – научно и педагогически выверенная последовательность педагогических действий, учитывающих специфику музея и возрастные особенности аудитории. Музейно-педагогические программы имеют комплексный характер и могут включать в себя блоки учебных курсов, обеспечивающих поэтапное и последовательное развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами.
Педагогика музейная – отрасль педагогической науки и построенная на ее основе педагогическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.
Педагогика художественного музея – направление музейной педагогики, формирующееся на пересечении музееведения, педагогики, психологии, искусствоведение как междисциплинарное научное знание и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.
Образовательная деятельность музея – специфическая форма музейной активности, характеризующаяся педагогической направленностью на развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами.
Музейный педагог – специалист, осуществляющий педагогическую (образовательную) деятельность в музее. Он организовывает музейно-педагогический процесс и, на основе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, обеспечивает в рамках заданной этим процессом программы непосредственное общение зрителя с музейным памятником.
Аудитория музейная – группа людей, объединенных познавательным интересом к музею, характеризующаяся по следующим основным признакам: возраст, образовательный уровень, профессиональная принадлежность и место жительства.
Выставка – отбор, оформление, размещение разного рода предметов, в том числе художественных произведений, с целью показа, просмотра, обсуждения.
Коммуникация музейная – процесс общения посетителя с музейными памятниками, условиями успешности которого являются: 1) его способность понимать «язык» музейных предметов; 2) способностью музейных сотрудников создать условия для этого понимания.
Памятник– материальный объект или художественное произведение, созданное человеком в прошлом и не утратившее своей ценности, сохранившееся в памяти.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Музейные экспонаты – вещественные, документальные, видео- и фотоматериалы, рукописи, дарственные предметы и т.д.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9
«Малахитовая шкатулка»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
музея «Память сердца»
МБДОУ ДС №9
на 2018-2021уч. год
г. Нижневартовск
План работы музея «Память» МБДОУДС № 9
«Малахитовая шкатулка»
на 2018-19уч. год
№ п/п |
Сроки проведения |
Содержание работы |
Формы работы |
Ответственный |
|
|
1. |
Сентябрь |
1.«Мы пришли в музей». 2. «Что такое музей, какие бывают музеи». |
Обзорная экскурсия по музею Рассказ педагога |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
|
2. |
Октябрь |
1. Символы России
2. Символы ХМАО-Югра, города Нижневартовска.
|
Обзорная экскурсия Рассказ педагога
Рассказ педагога о назначении, символике цветов и их взаиморасположении Презентация «Символы России» «Символы родного края» |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
|
3. |
Ноябрь |
1.Вставай, страна огромная! (просмотр фильма, плакат – родина мать…)
2. Неизвестный герой Вечная слава павшим… |
Тематическое занятие Фотогалерея «Хроника Победы» Рассматривание экспозиции, иллюстраций
|
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
|
4. |
Декабрь |
1.«Они защищали Родину» 2.«Города – герои» |
Презентация«Города – герои» Чтение стихов о Москве |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
|
5. |
Январь |
1. Непокоренный Ленинград: блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) Немецкими войсками во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня |
Рассказ педагога
Беседа с детьми Рассматривание экспозиции ознакомление с выставочными экспонатами музея Рассматривание карт сражений |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
|
6. |
Февраль |
1.« Воины-интернационалисты» 15 февраля 1988 день начало вывода советских войск из Афганистана
2.«Есть такая профессия – Родину защищать!» 23 февраля - день Защитника Отечества |
Встреча с ветераном Рассматривание экспозиции Чтение рассказов о войне. А.В.Митяев «Шестой -неполный», «Землянка «Куриная слепота», «Треугольное письмо». |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
|
7. |
Март |
1.«Награды и звания Великой отечественной войны»
2. «За что даются награды».
|
Презентация «Награды»;
Тематическое занятие Лепка «Наградной орден»;
|
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
|
8. |
Апрель |
1."История военной техники времен Великой Отечественной войны",
2. Конкурс рисунков к празднованию Дня Победы |
Мультимедийная презентация
Рассматривание экспонатов музея, иллюстраций. |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
|
9. |
Май |
1."Этот День Победы" Встреча с ветеранами «Поклонимся великим тем годам» - концерт для ветеранов войны, тружеников тыла, детей войны
2.Операция «С Днем Победы, ветеран!» (поздравление с праздником ветеранов ВОВ);
3.Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов |
Беседы о подвигах воинов в годы войны
Изготовление праздничных открыток. Чтение произведений о войне, подвигах
Заучивание стихов, песен на военную тематикуМультимедийные презентации «День Победы» |
Экскурсовод музыкальный руководитель воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
План работы музея «Память сердца» МБДОУДС № 9
«Малахитовая шкатулка»
на 2019-20уч. год
№ п/п |
Сроки проведения |
Содержание работы |
Формы работы |
Ответственный |
Возрастные группы |
1. |
Сентябрь |
1.Почему вещи попадают в музей
|
Обзорная экскурсия по музею Рассказ педагога |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
2. |
Октябрь |
1.«Государственный флаг, герб, гимн РФ».
2."Москва — столица нашей Родины" Страшное слово «Война»,«Что такое война?» начало Великой Отечественной войны. Запись голоса Левитана об объявлении войны |
Обзорная экскурсия Рассказ педагога о назначении, символике цветов и их взаиморасположении Занятие Просмотр документального фильма о войне |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
3. |
Ноябрь |
1.«Письмо в прошлое»
2.«Детство, опаленное войной»
|
Тематическое занятие Изготовление треугольников со словами благодарности защитникам Родины Рассматривание экспозиции, иллюстраций Рассказ педагога Чтение рассказов о детях войны |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
4. |
Декабрь |
1. 5 декабря – «Битва под Москвой» 2. "Оборона Москвы",
|
Чтение стихов о Москве Рассматривание карт-сражений |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
5. |
Январь |
1.Труженики тыла во время ВОВ
|
Рассказ педагога Беседа с детьми Рассматривание экспозиции |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
6. |
Февраль |
1.«России верные сыны» (встреча с работниками военкомата, ветеранами войны, воинами – «афганцами»)
2.23 февраля - день Защитника Отечества Спортивный праздник |
Встреча с ветераном Рассматривание экспозиции Чтение рассказов о войне. Л.Кассиль «Твои защитники»; А.Твардовский «Рассказ танкиста», Чтение стихов о войне; |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
7. |
Март |
1.«Как они защищали Родину»
2.За что даются награды
|
Презентация «Награды»;
Тематическое занятие
|
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
8. |
Апрель |
1.«Рода войск 2.«Форма военных лет» |
Мультимедийная презентация Рассматривание экспонатов музея, иллюстраций |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
9. |
Май |
"Этот День Победы" Встреча с ветеранами концерт для ветеранов войны, тружеников тыла
Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов
Спасибо прадеду за Победу Участие в параде |
Беседы о подвигах воинов в годы войны Изготовление праздничных открыток. Чтение произведений о войне, подвигах Заучивание стихов, песен на военную тематикуМультимедийные презентации «День Победы» |
Экскурсовод музыкальный руководитель воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
План работы музея «Память» МБДОУДС № 9
«Малахитовая шкатулка»
на 2020-21 уч. год
№ п/п |
Сроки проведения |
Содержание работы |
Формы работы |
Ответственный |
Возрастные группы |
1. |
Сентябрь |
1.Подлинники и копии, их место в жизни и музее. |
Рассматривание экспонатов музея; Рассказ педагога. |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
2. |
Октябрь |
1.Боевые знамена Великой Отечественной войны
2.Грамзаписи песен о войне «Катюша», «В землянке», «День Победы», «Три танкиста», «Прадедушка» |
Информационный стенд Рассказ педагога о истории возникновения знамени; Слушание песен о войне.
|
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
3. |
Ноябрь |
1.«Дети – герои войны» 2.Герой нашей семьи. Презентации и семейные рассказы о родственниках - участниках войны. |
Тематическое занятие Фотогалерея «Хроника Победы»; Рассматривание экспозиции, иллюстраций Рассказ педагога; Чтение рассказов о детях войны. |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
4. |
Декабрь |
1.«Они защищали Родину» 2. «Никто не забыт, ни что не забыто» |
|
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
5. |
Январь |
1. «Все для фронта, все для победы!» Труженики тыла во время ВОВ
2.«Женщины войны» |
Рассказ педагога Беседа с детьми Рассматривание экспозиции. |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
6. |
Февраль |
1.2 февраля - Сталинградская битва
2.23 февраля - день Защитника Отечества Спортивный праздник |
Рассматривание экспозиции, карт сражений; Чтение стихов о войне; Конкурс чтецов. |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
7. |
Март |
1.Дело для настоящих мужчин»; «О людях военной профессии (танкист, летчик, пограничник)»
2. История одного солдата |
Тематическое занятие.
|
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
8. |
Апрель |
1.«Великие русские полководцы» Знакомство с русскими полководцами - Александром Невским, Суворовым, Кутузовым 2.Конкурс рисунков к празднованию Дня Победы. Изготовление подарка для ветеранов. |
конкурс «Лучший макет военной техники» фотогазета «Защитники Отечества» создание коллажа «День Победы» Рассматривание экспонатов музея, иллюстраций |
Экскурсовод воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |
9. |
Май |
1.«Мой главный праздник – день Победы» (беседы). «Мы в мире и дружбе будем жить»
2.«Салют тебе, Победа!» (рисование, лепка) Встреча с ветеранами – Концерт, посвященный празднованию 73-летия ВОВ Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов Участие в параде . «Над нашим городом салют» |
Беседы о подвигах воинов в годы войны Изготовление праздничных открыток. Чтение произведений о войне, подвигах Заучивание стихов, песен на военную тематику.Мультимедийные презентации «День Победы». Музыкально-литературная композицияЗанятие по рисованию. |
Экскурсовод музыкальный руководитель воспитатели |
Средняя, старшая и подготовительная группы |