рабочая программа- доп. образование
Документы для скачивания
Рецензия
на программу дополнительного образования
«Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование)
Программа дополнительного образования «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) относится к образовательной области «Познавательное развитие», соответствует ФГОС ДО и имеет техническую направленность. Данная программа не дублирует основную общеобразовательную программу, а представляет собой методику работы с различными конструкторами: Lego Duplo: наборами «Проектирование», «Юный инженер», «Корбо», «Зоопарк», «Космос», «Город», «Деревенский дворик» и другие.
Программа «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование)
предназначена для детей 5-7лет, рассчитана на 2 года прохождения курса в режиме дополнительных занятий во второй половине дня (с учетом двух кружковых занятий в неделю).
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, согласованы цели, задачи и способы их достижения.
Программа соответствует специфике дополнительного образования детей и способствует:
- развитию технических навыков;
- стимулированию, развитию познавательных и творческих способностей;
- развитию коммуникативных навыков;
- развитию конструкторских умений и навыков;
Методика работы по программе «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) строится так, чтобы в процессе деятельности у детей формировалась инициативность, самостоятельность, наблюдательность, и умение работать в коллективе.
Использование ЛЕГО-конструкторования в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Пояснительная записка включает в себя цель, задачи, принципы, информацию о продолжительности каждого занятия.
Тематический план учитывает ФГОС ДО к организации учебно-воспитательного процесса. Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики и психологии детей дошкольного возраста, позволяет развивать конструкторские способности детей с помощью различных конструкторов, стимулирует развитие мелкой моторики рук. Выделены основные направления содержания, необходимые для создания условий, соответствующих раскрытию и развитию конструктивных задатков (кабинет, конструкторы, столы, дополнительные атрибуты для сюжетно-ролевых игр с постройками).
В приложении к программе предложены способы тестирования и диагностики результативности образовательного процесса, схемы конструирования.
Заключение:
Программа «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) пригодна для дошкольного учреждения, соответствует современным требованиям, рекомендована для реализации в рамках дополнительного образования.
Рецензент
методист МУ ДПО
«Информационно-методический центр» ______________ Василенко М.Ю.
______________ (дата)
Содержание.
- 1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….3
1.1. Актуальность программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) …………………………………………………………………………………3
1.2. Новизна программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) …………………………………………………………………………………4
1.3. Педагогическая целесообразность программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) ………………………………………………………………….5
1.4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) …………………………………………..6
1.5. Отличительная особенность дополнительной образовательной программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) ……………………………...6
1.6. Возраст обучающихся………………………………………………………………………6
1.7. Срок реализации программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) …………………………………………………………………………………6
1.8. Формы и режим занятий……………………………………………………………………6
1.9.Ожидаемые результаты на конец учебного года и способы определения результативности………………………………………………………………………………...8
- Учебный план программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) …………………………………………………………………………….....9
- Содержание дополнительной образовательной программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование)………………………………………..13
3.1. Календарно-тематический план 1 год обучения……… …………………………….......15
3.2. Календарно-тематический план 2 год обучения…………………………………………21
4. Методическое обеспечение программы дополнительного образования «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование)…………………….........28
- Условия реализации программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование)………………………………………………………………. 29
- 6. Критерии оценки достижений детей……………………………………………………..29
- Список используемой литературы………………………………………………………30
1. Пояснительная записка.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Кроме того, актуальность Лего-технологии значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей ;
-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
1.1 Актуальность программы.
Актуальность Лего-технологии значима в свете внедрения ФГОС, так как: - является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре). На сегодняшний день, LEGO- конструкторы активно используются воспитанниками в игровой деятельности. Идея сделать LEGO конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения легла в основу данной программы. Данная программа еще актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельного подхода в обучении. Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
1.2. Новизна дополнительной образовательной программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) .
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
1.3. Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Принципы построения программы на занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
1.4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
«Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование)
Цель программы: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через совершенствование его конструкторских способностей.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
развивающие:
1) учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
2) развивать умение видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать ее основные части;
3) развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
4) формировать умение осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
5) воспитывать личностные и волевые качества (самостоятельность, инициативность, усидчивость, терпение, самоконтроль);
воспитательные:
1) развивать коммуникативные способности и навыки межличностного общения;
2) формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой группе;
3) формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих людей, необходимых при конструировании робототехнических моделей;
4) воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
образовательные:
1) познакомить с основными деталями LEGO-конструктора, видами конструкций;
2) учить создавать различные конструкции по образцу, схеме, рисунку, условиям, словесной инструкции;
3) формировать первичные представления о конструкциях;
4) учить основным приемам сборки и программирования LEGO средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных.
Программа основывается на следующих принципах:
1) обогащение (амплификация) детского развития;
2) систематичность и последовательность («от простого, к сложному»);
3) наглядность (иллюстративное изображение изучаемых объектов и понятий);
4)доступность (поэтапное изучение материала, преподнесение его последовательными блоками и частями, соответственно возрастным и индивидуальным особенностям);
5) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (НОД и совместная деятельность);
6) поддержка инициативы детей в практико-ориентированной деятельности;
7)формирование у детей познавательных интересов и действий в практико-ориентированной деятельности;
8) возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9) материальное осуществление творческого замысла.
1.5. Отличительная особенность дополнительной образовательной программы
«Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование).
Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в
коллективе посредствам работы в группе. Одной из отличительных особенностей данной программы является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, массив различных моделей и практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний. Данная программа разработана для дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС Д О.
1.6. Возраст обучающихся.
Дополнительная образовательная программа «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) рассчитана на детей старших и подготовительных групп (5-7 лет).
1.7. Срок реализации программы.
Дополнительная образовательная программа «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) рассчитана на 2 года обучения в режиме дополнительного образования во второй половине дня 2 раза в неделю.
1.8. Формы и режим занятий.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:
- Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель, дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительных материалов. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
- 3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме -актуализация и закрепление знаний и умений.
Режим занятий
Возраст |
Продолжительность занятия |
Количество в неделю |
Количество в год |
5 – 6 лет |
25 минут |
2 |
72 |
6 – 7 лет |
30 минут |
2 |
72 |
1.9. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В конце курса программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) ребёнок:
- имеет представление о деталях конструктора и способах их соединения;
- делает простейший анализ сооруженных построек (виды конструкций, форма, цвет, величина);
- выполняет простейшие конструкции в соответствии с заданными условиями
- поддерживает замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности;
- используют полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу
2. Учебный план дополнительной образовательной программы «Мир открытий»
(конструирование и техническое моделирование) для детей 5-6 лет.
№ п/п |
Перечень тем |
Количество занятий |
||
Дети 5 – 6 лет |
||||
теоретические |
практические |
всего |
||
1. |
История «Лего». Техника безопасности при работе с конструктором. Классификация кубиков «Лего». Виды деталей |
1 |
2. |
3. |
2. |
Конструирование дома, многоэтажного дома. Дом лесника, Разные домики |
1 |
4 |
5 |
3. |
Мосты и их значение. Мостик через речку. |
- |
2 |
2 |
4. |
Корабли и дальние плавания. Модели. |
1 |
1 |
2 |
5. |
Пиратский корабль. Плывут корабли |
- |
3 |
3 |
6. |
Конструирование по замыслу |
- |
1 |
1 |
7. |
Мебель для комнаты. Мебель для кухни. Печка. |
1 |
2 |
3 |
8. |
Детская площадка. Горка для ребят. |
1 |
2 |
3 |
9. |
Конструирование по замыслу |
1 |
1 |
|
10. |
Зоопарк. Животные в зоопарке. Слон. Верблюд. Крокодил. Утята в озере |
1 |
7 |
8 |
11. |
Конструирование по замыслу |
- |
1 |
1 |
12. |
Домашние животные .Дом фермера. Дети. Загон для коров. Мельница. |
1 |
7 |
8 |
13. |
Грузовой автомобиль. Машина с прицепом |
1 |
2 |
|
14. |
Пожарная часть. Пожарная машина. |
1 |
1 |
2 |
15. |
Воздушный транспорт. Самолет. Поезд мчится. |
- |
3 |
3 |
16. |
Конструирование по замыслу |
- |
1 |
1 |
17. |
Беседка. |
- |
1 |
1 |
18. |
Пастбище |
- |
1 |
1 |
19. |
Здравствуй лес! |
- |
1 |
1 |
20. |
Мы в лесу построим дом. |
- |
1 |
1 |
21. |
Персонажи детских книг. Моделирование без инструкции. |
- |
2 |
2 |
22. |
Постройка пирамид. Устойчивость лего-моделей. |
- |
1 |
1 |
23. |
Конструирование по замыслу. |
- |
1 |
1 |
24. |
Ракета, космонавты. Луноход. |
1 |
2 |
3 |
25. |
Безопасность на улице. Модель перекресток. Светофор, регулировщик. |
1 |
2 |
3 |
26. |
Робот |
- |
1 |
1 |
27. |
Конструирование по замыслу |
- |
1 |
1 |
28. |
Волшебные рыбки. Аквариум. |
- |
2 |
2 |
29. |
Симметрия. Симметричность лего моделей. Моделирование бабочка на цветке. |
1 |
2 |
3 |
30. |
Лабиринт.
|
- |
1 |
1 |
31. |
Волшебные узоры. |
- |
1 |
1 |
32. |
Создание собственных моделей. |
- |
1 |
1 |
33. |
Итого:
|
12 |
60 |
72 |
Учебный план дополнительной образовательной программы
«Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) для детей 6-7 лет
№ п/п |
Перечень тем |
Количество занятий
|
||
Дети 6 – 7 лет |
||||
теоретические |
практические |
всего |
||
1. |
В гостях у Лего. Конструирование по замыслу. |
1 |
1. |
2. |
2. |
А у нас во дворе |
2 |
2 |
|
3. |
Красивый мост |
1 |
1 |
|
4. |
Лего-мозаика Мы в лесу построим красивый теремок |
2 |
2 |
|
5. |
Разные домики. Избушка Бабы Яги |
- |
2 |
2 |
6. |
Городской транспорт. Грузовик везет кирпичи |
- |
2 |
2 |
7. |
Водный транспорт. Корабль |
2 |
2 |
|
8. |
Аэропорт. Самолет. |
2 |
2 |
|
9. |
Конструирование подвижных моделей. |
1 |
1 |
|
10. |
Конструирование по замыслу |
1 |
1 |
|
11. |
Моя улица. Многоэтажные дома. Магазины. Детский сад. |
- |
4 |
4 |
12. |
Собственные модели. Конструирование по замыслу. |
- |
2 |
2 |
13. |
Дом фермера. Животные на ферме. |
- |
2 |
2 |
14. |
Елка Новогодняя. Дед Мороз и Снегурочка спешат к нам в гости |
- |
2 |
2. |
15. |
Домашние животные |
2 |
2. |
|
16. |
Что нас окружает. Конструирование по замыслу |
- |
1 1 |
1 1 |
17. |
Машины будущего. Робототехника. |
- |
2 |
2 |
18. |
Конструирование «Азбука безопасности» |
- |
2 |
2 |
19. |
Качели. Карусели. Беседка для ребят. Горка. |
- |
4 |
4 |
20. |
Самостоятельная работа. |
- |
2 |
2 |
21. |
Лего-мозаика. Танк в подарок папе |
- |
1 |
1 |
22. |
Робот помощник |
- |
1 |
1 |
23. |
Полицейский вертолет |
- |
1 |
1 |
24. |
Светофор.Знакомство с дорожными знаками. |
1 |
1 |
2 |
25. |
Конструирование по замыслу |
- |
1 |
1 |
26. |
Цветок для мамы |
- |
1 |
1 |
27. |
Бабочка |
- |
1 |
1 |
28. |
Играем в зоопарк. Слон. Верблюд. Жираф.. |
1 |
4 |
5 |
29. |
Доисторические животные . Модель Динозавр. |
- |
2 |
2 |
30. |
Конструирование по замыслу |
- |
1 |
1 |
31. |
Наша вселенная.Луноход. Ракета, космонавты. Космическая ракета к взлету готова. |
1 |
4 |
5 |
32. |
Конструирование по замыслу |
- |
2 |
2 |
33. |
Моделирование фигур людей |
- |
1 |
1 |
34. |
Станция. Паровоз везет товары. |
- |
2 |
2 |
35.
36. |
Дома на нашей улице. Самостоятельная работа |
- |
2 |
2 |
37. |
Лабиринт |
1 |
1 |
|
38. |
Постройка пирамид. Устойчивость |
2 |
2 |
|
39
|
Создание собственных моделей |
1 |
1 |
|
Итого: |
4 |
68 |
72 |
3. Содержание дополнительной образовательной программы «Мир открытий»
(конструирование и техническое моделирование).
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
- «Познавательное развитие». Программа способствует расширению кругозора в процессе познавательной деятельности (наблюдения, беседы, игровая деятельность).
- «Социально-коммуникативное развитие». Программа помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей воспитанников за счет активного взаимодействия детей в ходе конструктивно-модельной деятельности.
- «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова, малого фольклора (загадок, примет, пословиц о природе). Общение в устной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами.
- «Физическое развитие». Использование на занятиях подвижных игр, динамических пауз.
Программа содержит три цикла занятий:
Введение и знакомство и конструктором (напоминание) (2 часа) каждый год.
Правила техники безопасности и поведения в кабинете и при работе с конструктором.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
После проведения занятий данного цикла воспитанники должны:
Знать: Правила поведения при работе с конструктором ЛЕГО.
Уметь: Правильно вести себя на занятиях .
Конструирование из комплекта заданий.(68 часов)каждый год.
Конструирование из комплекта заданий различной тематики согласно тематическому планированию.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
После проведения занятий данного цикла воспитанники должны:
Знать: Способы конструирования из данного комплекта заданий.
Уметь: Уметь конструировать из данного комплекта заданий.
Самостоятельная деятельность.(2 часа) каждый год.
Конструирование по замыслу. Диагностические задания.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
После проведения занятий данного цикла воспитанники должны:
Знать: Способы конструирования из данного комплекта заданий.
Уметь: Уметь конструировать из данного комплекта заданий самостоятельно
3.1. Календарно-тематический план 1 год обучения.
Месяц |
Количество занятий. Тема. |
Содержание |
сентябрь |
1.История Лего. Кубики Лего. Техника безопасности при работе с конструктором.
2-3Класификация кубиков Лего и их группировка. Виды деталей Лего и способы их соединения. |
Познакомить с историей появления кубиков Лего и их особенностями. Просмотр Фрагмента передачи «Галилео» о конструкторе Лего. Развивать познавательный интерес. Ребята узнают что нельзя брать детали в рот, засовывать в нос,кидать.Активизировать внимание. Рассмотреть основные виды кубиков Лего. Дети научатся с правилами сортировки, делить кубики по признаку ,по цвету. Дети научатся придумывать названия для разных кубиков и способы их обозначения. Сборка столбиков и лесенок из стандартных кубиков. Работаем по схеме. Устраиваем соревнование. |
4.Как построить дом. Из чего он состоит. 5-6. Конструирование городского многоэтажного дома по замыслу (работа в парах) 7.Разные домики 8.Дом лесника. Выставка работ. |
Изучаем конструкцию домов – сооружений и осваиваем счет. Можно построить дома, но обязательно в них должны быть элементы, которые мы хотим выучить. Познакомить с основными частями дома и собрать простой плоский дом (фасад). Формировать практические умения работы с конструктором. Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу. Дать детям знания о названиях деталей и способы крепления (кирпичик, пластина, горка, кронштейн, куполообразный кирпичик). Активизировать внимание, память. Рассматривание картины с разными домами. Графическое задании: «Нарисуй деталь». Учить строить домики разной величины и длины. Учить строить большой дом для лесника. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. |
|
октябрь |
9-10.Мосты и их значение. Мостик через речку.
11-12.Корабли и дальние плавания. Модель
13.«Пиратский корабль»
14-15.Плывут корабли.
16.Конструирование по замыслу. Выставка работ.
|
Изучаем предлоги ( под, на, за, из, через, вокруг и т.д.) через ролевую игру с конструктором. Познакомить с основными видами мостов и собрать модель моста по образцу. Закреплять умение детей конструировать по заданной тематике с использованием опорных схем. Активизировать внимание, мышление . Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить начатое дело до конца. Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук .Закреплять умение детей конструировать по схеме. Воспитывать интерес к сооружению. Игра «Один-много». Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора ,набор предметных картинок. Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования. Учить выделять в постройке её функциональные части. Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обобщающими понятиями : «водный, речной, морской транспорт». Игра с мелкими игрушками. Вспоминаем правила безопасности во время игры. Закреплять навыки конструирования. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность, логическое мышление, сенсомоторику. |
ноябрь |
17.Мебель для комнаты
18. Мебель для кухни. |
Рассматриваем мебель в группе. строим рассказ о мебели в квартире. Рассматриваем картины с мебелью. Строим мебель по образцу. Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. Воспитывать целеустремленность. Закреплять умение строить мебель. Запоминать название предметов мебели. Узнаем на какие геометрические фигуры похожи детали мебели. |
19.Печка |
Познакомить с русской печкой. Смотр отрывка из сказки «Емеля». Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора. |
|
20-2.1Детская площадка
23.Горка для ребят |
Предварительные игры на участке детского сада Построить детскую площадку, песочницу, лесенки. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Воспитывать желание помогать друг другу. Продолжаем знакомить детей с постройкой детской площадки. Развиваем память и наблюдательность. |
|
24.Конструирование по замыслу Выставка работ. |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Свободная игровая деятельность детей, в процессе игры называются детали конструктора, предположения, где их можно применить. Д/и «Найди такую же деталь, как на картинке» - закрепление знаний о ЛЕГО деталях. Пальчиковая гимнастика «ДОЖДИК» |
|
декабрь |
25.Животные в зоопарке
26.Зоопарк |
Рассказать о зоопарке. Раздать детям игрушечных зверей. Дети делят зверей на хищников и травоядных. Учить строить животных. Настольная игра «Зоопарк». Чтение стихотворений о животных. Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы. |
27.Слон |
Учить строить слона. Развивать творческие навыки, терпение. По окончании работы ребята рассказывают о своих поделках. Узнают новое слово «стадо». |
|
28.Верблюд
29.Крокодил. 30.Утята в озере. |
Учить строить верблюда. Моделировать по рисунку. Продолжать знакомить с зоопарком. Учить строить крокодила. Строить из конструктора утят. Учить внимательно слушать педагога. Отгадывание загадок по теме. |
|
31-32.Конструирование по замыслу. Выставка работ. |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
январь |
33.Домашние животные |
Прослушивание стихотворения. Рассматривание картин с животными. Закрепляем части тела у животных. Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования |
34-35.Дети |
Учить строить мальчика и девочку. Изучаем схему, образец. Учить рассказывать о постройке. Каждый ребенок имеет возможность высказывать свое мнение о содержании данной темы. Сюж.рол.игра «Моя семья» Рассмотреть иллюстрации с изображением людей, уточнить какие основные части тела есть у человека (голова, туловище, руки, ноги) Показ педагога по изготовлению фигуры человека |
|
36.Дом фермера
37.Построим загон для коров. 38.Мельница |
Игра «Почтальон Печкин». Выбор деталей для постройки дома, называем основные части(Стены, пол, окна, двери, фундамент)Учить находить материал для постройки Закреплять понятия «высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение. Развивать познавательную активность детей: воображение, фантазия, творческая инициатива. Рассматривание картины.Рассказать о мельнице. Отгадывание загадок. Развивать фантазию Организовать занятие в виде веселого представления.. |
|
39-40Конструирование по замыслу. Мой любимый герой. Выставка. |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
февраль |
41-42.Грузовой автомобиль Машина с прицепом. |
Отгадывание загадки. Рассматривание картин. Учить создавать сложную постройку грузовой машины. При постройке пользоваться фото-схемами. Учить правильно соединять детали. Закреплять умение конструировать с использованием опорных схем. Развивать навыки конструирования. |
43-44.Пожарная часть Пожарная машина |
Рассказать о профессии пожарного. Игра «Пожарники» Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части. Закреплять умение конструировать с использованием технических карт. |
|
45-46.Воздушный транспорт. Самолёт 47. Поезд мчится |
Игра «Летчики». Закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме. Изучаем понятия «выше», «ниже» Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу. |
|
48.Конструирование по замыслу. Выставка работ. |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Различать виды конструкций плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей; |
|
март |
||
49.Беседка |
Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях. Учить строить беседку. |
|
50.Пастбище
51.Здравствуй лес! 52.Мы в лесу построим дом
53-54.Персонажи детских книг. Моделирование без инструкции. 55.Устойчивость лего-моделей. Постройка пирамид внутри и снаружи. |
Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека. Подбираем глаголы обозначающие характерные действия животных. Воспитывать любознательность. Учить строить загоны для домашних животных разными способами. Чтение стихотворений. Прослушивание, как лес шумит (аудиозапись) Познакомить с некоторыми видами деревьев, научить различать. Продолжать учить детей строить простейшие постройки, обыгрывать их. Развивать фантазию. Закреплять полученные навыки. Конструировать парами. Дети учатся рассказывать о том, что делают, сочинять сюжеты и целые истории используя терминологию и специфику интересного жанра литературы. Знакомство с новыми деталями .Развивать творческое воображение. |
|
56.Конструирование по замыслу. Выставка. |
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
апрель |
57-58.Ракета, космонавты 59.Луноход
60-61..Безопасность на улице Модель перекресток. |
Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету по схеме.Дети узнают интересные факты о людях, исследующих космос., о летательных аппаратах , скафандрах и проблемах, возникающих в безвоздушном пространстве. Знакомятся с новыми деталями Лего. Учить строить из деталей конструктора луноход. Рассказать о безопасности на улице. Продолжаем учить детей заранее обдумывать характер будущей постройки, называть ее, определять особенности. |
62.Светофор, регулировщик |
Закреплять знания о светофоре. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали.. Воспитывать желание помочь друг другу. |
|
63.Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
64. Робот. Выставка. |
Рассказать детям как ученые делают роботы. Пусть дети побудут учеными и каждый придумает свой робот из конструктора. Показать игрушку робот. Учить строить робота. Побуждать детей к самостоятельной работе. |
|
май |
65.Волшебные рыбки. 66.Аквариум
67.Изучение темы «Симметрия»
68-69..Симметричность лего моделей. Моделирование «Бабочка на цветке» |
Рассказать о рыбах. Учить строить рыб. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. Воспитывать навыки коллективной работы. Поощрять дружеские взаимоотношения. Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум. Раскрыть понятие «Симметрия» через проблемно-поисковую, конструкторскую деятельность. Закрепить понятия «симметрия» в процессе моделирования и конструирования. Развивать навыки работы в группе. |
70.Лабиринт |
Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук. |
|
71.Волшебные узоры. |
Продолжаем работать с плоскостным конструированием. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Игры на составление из деталей различных симметричных узоров. Учить составлять узоры, развивать логическое мышление. |
|
72.Конструирование по замыслу. Создание собственных моделей. Итоговая выставка, диагностика, открытое занятие для родителей. |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
3.2. Календарно-тематический план 2 год обучения .
Месяц |
Тема |
Цели |
сентябрь |
1-2.В гостях у Лего
Конструирование по замыслу. |
Повторение правил поведения в легокабинете. Техника безопасности; -Закрепление названий деталей, -Д/и «Разложи детали по местам» закреплять название деталей конструктора LEGO; -Д/и «Таинственный мешочек»
Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь. Закреплять полученные навыки в старшей группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
3-4.«А у нас во дворе»
Красивый мост |
-Закреплять полученные навыки; -Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки; - Учить работать в парах создавая единый проект; - Развивать творческую инициативность Закреплять навыки, полученные в старшей группе. Учить строить мост по карточке. |
|
5-6.«ЛЕГО – мозайка»
Мы в лесу построим теремок |
- Познакомить с пластинами-основаниями, с плоскими LEGO-деталями, разделителем LEGO- деталей, - Закреплять умение работать по схеме, - Закреплять состав числа, - Развивать мелкую моторику, - Развивать образное внимание, умение концентрировать внимание. Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей. Учить строить теремок. |
|
7-8. Разные домики. Избушка Бабы Яги Выставка работ. |
-Познакомить с архитектурой домов в разные годы, - Обсудить строительные материалы для постройки домов, - Познакомить с различными видами крепежа стен, кладка крыши, - Учить строить домики разной величины и длины, - Развивать способность анализировать, делать выводы. Закреплять умение строить по карточке. Учить строить сказочную избушку Бабы Яги. |
|
октябрь |
9-10. Городской транспорт. Грузовик везёт кирпичи. |
Закреплять знания о транспорте. Учить строить по схеме. Находить в схемах сходство и различия. Учить рассказывать о проделанной работе. Активизировать внимание. Воспитывать желание помочь друг другу. Дети могут придумывать необычные модели машин |
11-12. «Водный транспорт» Корабль |
Закреплять знания о водном транспорте - Учить выделять в постройке ее функциональные части(борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы), - Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части, - Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт). Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету. Устанавливать пространственное расположение построек. СРИ «Отправляемся в плавание» |
|
13-14.Аэропорт. Самолет. |
Учить строить разные самолёты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования. Закреплять знания о воздушном транспорте, - Познакомить с профессией летчика, - Учить строить самолет по схеме из конструктора LEGO. |
|
15 Конструирование подвижных моделей. 16.Конструирование по замыслу. Выставка. |
Учить строить подвижные модели из конструктора LEGO по образцу. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему. Давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
ноябрь |
17.Моя улица. 18.Многоэтажные дома |
Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек; - Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора; - Закрепить навык скрепления. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщённые представления о домах. Изучаем конструкцию домов и осваиваем счет. |
19.Магазины |
Закреплять названия магазинов, их виды. Учить детей конструировать по условиям. Воспитывать интерес к постройке. |
|
20.Детский сад |
Учить строить детский сад. Развивать память. Внимание. Рассмотреть фото детского сада, для определения моделируемых построек. Выбрать детали для моделирования. Пальчиковая гимнастика «Моя группа» |
|
21-22.Собственные модели .Конструирование по замыслу. Выставка. 23-24. Дом фермера Животные на ферме |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Закреплять навыки строить по схемам. Учить строить двухэтажный дом фермера. Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность, навыки конструирования. Вызвать положительные эмоции от прослушивания стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Барашек», - |
|
декабрь |
25.Елка новогодняя 26.Дед Мороз и Снегурочка спешат к нам в гости. |
Познакомить с традициями празднования Нового года в России, - Закрепить знание о хвойных деревьях, - Познакомить с разными способами сборки LEGO –ёлки из конструктора LEGO – «Duplo». Создать праздничное предновогоднее - п настроение. Пальчиковая гимнастика «Новый Год»
Индивидуальная работа детей (помощь педагога) Организация мини-выставки. |
27-28Домашние животные» (собака, кошка, овца). |
Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В.Степанова : «Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять знания о домашних животных. Учить строить животных. Закреплять знания о домашних животных об их пользе для людей, - Учить конструировать животных по образцу и схеме, - Учить работать парами. |
|
29. Что нас окружает. |
Закреплять полученные навыки конструирования. |
|
30.Конструирование по замыслу
31-32.Машины будущего. Робототехника |
Закреплять навыки, полученные на прошлых занятиях. Учить строить по замыслу. Развивать творчество, навыки конструирования. Развивать фантазию. Закреплять навыки конструирования |
|
январь |
33-34. Конструирование по замыслу « Азбука безопасности» Выставка работ. 35.Качели |
повторить правила дорожного движения; - закрепить умение строить разные виды городского транспорта; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание; - развивать творческую инициативу и самостоятельность Учить строить сложную постройку. |
36.Карусели |
Продолжать строить сложную постройку. |
|
37.Беседка для ребят |
Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти. Развивать память, навыки конструирования. |
|
38.Горка
39-40.Конструирование по замыслу. Самостоятельная работа. Выставка работ
|
Учить определять особенности формы деталей конструктора, размера и расположения. Закреплять полученные навыки, - Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативность и самостоятельность. |
|
февраль |
41. Лего-мозаика «Танк в подарок папе»
42. Робот-помощник.
43. Полицейский вертолет
|
Познакомить с историей возникновения праздника 23 февраля, - Рассказать о защитниках нашего Отечества - Воспитывать патриотизм и любовь к Родине, - Закреплять умение быстро и без ошибок переносить конструкцию со схемы на пластину Учить строить робота по схеме. Рассказать детям как ученые делают роботы. Пусть дети побудут учеными и каждый придумает свой робот из конструктора. Показать игрушку робот. Учить строить робота. Побуждать детей к самостоятельной работе.
Рассказать о работе полицейского. Учить создавать сложную постройку. |
44.Светофор |
Закреплять знания о светофоре. |
|
45..Знакомство с дорожными знаками |
Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате. |
|
46.Конструирование по замыслу Выставка работ. 47. «Цветок для мамы»
48.Бабочка |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. Познакомить с историей возникновения Международного женского дня, Закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей. Беседа « 8 Марта- Мамин праздник» Загадка про цветы Рассмотреть схемы и образец модели цветка. Выбор деталей. Пальчиковая гимнастика «Цветок»
- Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, - Учить конструировать по условиям. Закрепить знания о насекомых, - Рассказать, что у бабочки на крыльях симметричный рисунок, - Учить конструировать симметричный рисунок.
|
|
март |
49-50.Играем в зоопарк |
Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях. |
51.Слон |
Учить строить слона с большим хоботом |
|
52.Верблюд 53.Жираф |
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить одно и двугорбых верблюдов, с длинной шеей жирафа. |
|
54-55..Доисторические животные Модель»Динозавр»
56.Конструирование по замыслу. Выставка работ
|
Знакомим с древней историей. Учимся строить сложную постройку из конструктора. Развивать творческие способности.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. |
|
апрель |
57-58.Ракета, космонавты |
Закреплять знания о первом космонавте Ю.Гагарине. Чтение книги о космонавтах. Рассматривание иллюстраций.Учить строить ракеты.. |
59.Космическая ракета к взлету готова» |
Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль..Знакомить с понятием равновесие, расширять словарный запас. Выработать умение работать по схеме. |
|
60.Луноход 61. Наша вселенная. |
Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из деталей конструктора. Организовать занятие в виде игры. Конструирование из полученных навыков. |
|
62-63.Конструирование по замыслу. Выставка работ. 64.Моделирование фигур людей |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. Обучить анализу образца, выделению основных частей человеческой фигуры; Ознакомить с конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры. Моделируем совместно с воспитателем. |
|
май |
65.Паровоз везёт товары |
Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение Смотрим мультфильм «Крокодил Гена». Закрепляем цвета и форму. |
66.Станция |
Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков. Игра для речевого развития «Собираем чемодан» |
|
67.Дома на нашей улице |
Закреплять умение строить домики. Закрепляем понятия « Высоко, низко». Рассматриваем ближайшие дома во время прогулки. |
|
68.Конструирование по замыслу 69.Лабиринт 70-71.Устойчивость лего-моделей. Постройка пирамид. 72.Создание собственных моделей. Итоговая выставка, диагностика, открытое занятие для родителей. |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность. Продолжаем знакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.
Закрепить умение строить объёмные конструкции.Учить строить по схеме к конструктору; -Закрепить желание работать в коллективе Обучение созданию авторских моделей из лего- кубиков. |
Методическое обеспечение программы дополнительного образования «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование)
Для реализации Программы используются следующие материалы:
-учебно-тематический план;
-календарно-тематический план;
-ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления конструкций;
-схемы пошагового конструирования;
- комплекты заданий;
- таблицы для фиксирования результатов ;
-тематические альбомы: «Транспорт», «Зоопарк», «Город», «Детская площадка», «Космос», «Игрушки» и др.;
-методическая литература для педагогов по организации конструирования.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- деревянные;
- металлические;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- Лего стол;
- магнитофон;
- фотоаппарат;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации обра-зовательного процесса с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для поддержания познавательной активности детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
- Условия реализации программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование).
Основная форма проведения занятий – практикум.
Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.
- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
- работа по образцу, - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;
- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;
- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
6. Критерии оценки достижений детей.
Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:
- формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых конструкторских способностей ;
- целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.
Диагностика проходит в два этапа: входная (январь), итоговая (май). Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований.
Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктивной деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к конструированию..
- Уровень развития умений и навыков.
- Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.
Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.
Низкий (--): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь
Нулевой (0): Полное отсутствие навыка
- Умение проектировать по образцу
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.
Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения
- Умение конструировать по пошаговой схеме
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.
Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--): Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения.
- Список используемой литературы
- ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с
2.Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
3. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
- Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation сложные задания, связанные с физикой.
5.Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.
- Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.
- Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / Л. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
8. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
9. Кузьмина Т. Наш LEGO ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
10. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO . – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.