a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на ХII Всероссийской научно-практической конференции «Поликультурное образование: опыт и перспективы»

Автор: Маколова Светлана Сергеевна Опубликовано: 2019-12-04 21:56:23

Документы для скачивания

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут»

Э.К. Суслова. 

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре становится актуальным, так как каждый народ не просто хранит традиции и обычаи, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.

Возрождение культурного наследия начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

 Основной задачей работы по этнокультурному компоненту - это формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется нам возможным только через выражение себя в различных видах деятельности.                                                                  

Наиболее оптимальные методы и приемы, сочетающие в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками - это беседы, дидактические игры, подвижные и народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяют интегрировать самые различные виды детской деятельности.

В своей работе использую региональный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» под редакцией О.В. Бурляевой, методические рекомендации по программе «Валдоня» для дошкольных образовательных учреждений, рабочую программу «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных учреждениях Республики Мордовия» под редакцией А. И. Исайкиной. [1], [2], [3]

Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе планирую беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу использую, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.

Использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий использую дидактические игры. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. («Выложи орнамент», «Укрась платье», «Найди пару», «Магазин игрушек» и др.) Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаю игру «Для чего нужны предметы?». На прогулках индивидуально с детьми провожу словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева листок» и другие. Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии. [6]

Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания является народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.

С большим интересом дети играют в различные игры, которые развивают физические качества (силу, ловкость, быстроту, меткость). Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания по приобщению детей к национальной культуре. [5]

Расширяя кругозор детей при ознакомлении с произведениями мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства, даются знания об изделиях, изготовленных на территории Мордовии, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.

Знакомя детей с мордовской игрушкой необходимо показать образцы, которые изображают не только птиц, но и животных, человека, отличая многообразие данного вида прикладного искусства.

Народную игрушку можно использовать не только как экспонат в уголке национальной культуры, но и на занятиях по лепке, где учитывается пластика формы, характерные особенности, способы исполнения. Игрушки рассматриваются и в свободное от занятий время обследуются, сравниваются. При этом отмечается сходство и различия в росписи, украшении. [8]

На занятиях продуктивной деятельности, в частности – аппликация дети овладевают умением вырезать более сложные элементы узора по готовой разметке, которая готовится предварительно на каждого ребенка. 

Знакомя с частями национальной одежды мордовского народа, учу детей произносить их на мордовском языке. [3], [4]

Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять тем самым словарный запас ребенка.

Мордовские сказки, рассказы, стихотворения открывают ребенку мир человеческих отношений, дают прекрасные образцы литературного языка: сказки раскрывают образность и выразительность зыка, юмор и животность родной речи. В сказках детей знакомлю с мифологическими персонажами, где героями являются Вирява, Ведява, Варма. [7]                                        

Работа по приобщению детей к культуре народов Поволжья в дошкольном возрасте идет во многих детских садах, но тем не менее она остается важной и актуальной до сих пор. Культура любого народа- богатство, плодотворная почва для развития детей.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

 

Литература:

  1. Региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живём»/авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина, Е.Н. Коркина, и др. –Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск: 2015 (рекомендовано Республиканским экспертным советом при Министерстве образования РМ, 2011г.)
  2. «Валдоня» Программа и методические рекомендации: Для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия.
  3. Исайкина А.И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия / А.И. Исайкина. – Мордовский республиканский институт образования, 2007. – 64с.
  4. 4. Мосин М. В. Мордовские языки: настоящее и будущее: сб. ст. и док. / М.В. Мосин.-Саранск,2010.-336с.
  5. Брыжинский, В.С. Мордовские народные игры/ В.С. Брыжинский. - Саранск: мордов.кн.изд-во, 2009. - 272с.
  6. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Хрестоматия к примерному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём»: пособие для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия / [сост. Киркина Е. Н.]. - Саранск : Мордовское книжное изд-во, 2013. - 215 с.
  8. Традиционная одежда. Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство, Саранск, Мордовское книжное издательство, 1968 г.

Оставить комментарий: