Конспект комплексного занятия "Зима. Зимний лес"
Комплексное занятие
«Зима. Зимний лес»
(рисование отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой, губкой)
для старшего дошкольного возраста
Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования, сформировать у детей обобщённое представление о зиме как времени года.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, продуктивная.
Задачи:
- Обучающая:
-Учить прижимать капустный лист к тонированной (голубой) бумаге и наносить оттиск на бумагу;
-Познакомить с приемом - отпечаток (оттиск) капустным листом, рисование ватной палочкой, губкой.
-Учить находить слова для описания красоты природы, время действия.
- Развивающая:
-Развивать творческую индивидуальность, память.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.
- Воспитательная:
-Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
-Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Оборудование: мольберт, султанчики, иллюстрации с изображением зимы, ноутбук, гуашь белого и синего цвета; листы тонированной бумаги голубого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, губка, капустные листы, снежный ком с сюрпризом внутри, мячик-снежок.
Обогащение и активизация словаря:
Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей;
Картинная галерея
Ход занятия:
Воспитатель встречает детей, знакомится с ними.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
А хотите совершить путешествие в царство зимней природы?
Но для начала, нужно встать в круг.
Крепче за руки возьмёмся ,
И друг другу улыбнёмся ,
Повернёмся , шире круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Воспитатель: Ребята, я хочу начать наше с вами путешествие со стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Воспитатель: Скажите, какое время года описано в стихотворении? (Зима).
Да, я бы хотела, чтобы мы сегодня поговорили об этом замечательном времени года.
Воспитатель показывает картинки на зимнюю тематику.
Воспитатель: У каждого времени года есть свои 3 месяца. А вы знаете зимние месяца? Назовите их, пожалуйста.
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, дни стоят хмурыми и бессолнечными.
А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, и именно в это время выпадает больше всего снега.
А в какие игры зимой больше всего любят играть дети?
Игра: « Снежок»
Я предлагаю вам сыграть в снежки, я буду кидать вам снежный ком,(мячик), а вы должны дать характеристику зимы одним словом. Например: «Какая зима? – снежная, холодная…» и кинуть снежный ком обратно.
Скажите, пожалуйста, какая же у нас зима?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
Воспитатель: Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме. Поэты – в словах (стихи, рассказы), композиторы – в звуках (музыка), художники – в красках (картинах).
Воспитатель: Композиторы в своих произведениях передают характер, настроение зимы в музыке. Я предлагаю станцевать вам импровизированный танец под музыку Свиридова «Метель. Вальс» и создать образы, где мальчики будут зимние деревья, а девочки снег.
(Детям раздают султанчики и мишура, дети исполняют импровизированный танец под музыку Г. Свиридова «Метель. Вальс». По окончании музыки дети садятся на стульчики и убирают атрибуты).
Воспитатель: Молодцы ребята вы замечательно танцуете.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, а вы знаете, что такое картинная галерея?
Кто-нибудь из вас там был? А хотите побывать?
Приглашаю вас в картинную галерею имени Ивана Шишкина, великого русского художника.
Воспитатель вместе с детьми проходят в импровизированную картинную галерею.
Воспитатель: Давайте полюбуемся картинами. Какое время года изображено на картинах?
Из чего нам понятно, что изображена зима?
Что изобразил художник?
Какого цвета краски использовал художник?
Кстати, ребята, 25 января у Ивана Ивановича Шишкина день рождения. Давайте сами попробуем нарисовать картины на зимнюю тему и подарим их галерее.
Воспитатель: Для это предлагаю вам пройти в изостудию.
(Дети проходят за столы)
Посмотрите, что необычного лежит у вас на столах? (капустный лист и ватные палочки, губка)
Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с необычной техникой рисования. Техника рисования, с которой я вас сегодня познакомлю, называется отпечаток (оттиск) капустным листом, рисование ватной палочкой, губкой. Посмотрите, как выполняется работа по этой технике.
Сначала нужно выбрать более рельефную, выпуклую сторону капустного листа. С помощью кисти наносим белую краску на капустный лист.
Отпечатываем. Дерево почти готово! Потом прорисуем ствол и веточки чуть по- ярче и выразительнее. Можно взять несколько холодных оттенков, мы решили взять синий и тоже нанести его на капустный лист, получается очень интересно.
В конце можно нарисовать запорошенную снегом землю-сугробы(губкой)
И используя ватную палочку, рисуем снежок. Сначала окунаем ватную палочку в воду, затем в краску. Рисуем снежинки.
Но сначала подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика
Закрутились, завертелись белые снежинки.
(фонарики)
Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки.
(руки вверх-вниз, шевеля пальцами)
Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду.
(руки вниз)
Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду.
(пальцы в щепотку, разжать)
Воспитатель: Ребята, с чего мы начнём? (закрепляется последовательность выполнения работы)
Молодцы! Давайте начнем работать!
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям свободу в творчестве, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия воспитатель предлагает поместить работы ребят в картинную галерею. Дети устанавливают свои «картины» и выбирают понравившуюся. Воспитатель хвалит каждого, отмечая его успехи.
Воспитатель: Все потрудились на славу! Вы настоящие художники!
Давайте поместим ваши картины в галерею и сфотографируемся на память!
Воспитатель: Я хочу, чтобы частичка нашего занятия осталась в вашем сердце, и чтобы вот этот необычный волшебный, снежный комочек вас порадовал. (дети самостоятельно разбивают снежный ком и достают конфеты)
Ну, а мне пора в свой детский сад, до свидания ребята!