Практикум для родителей с детьми
Документы для скачивания
Практикум для родителей с детьми группы общеразвивающей направленности
от 4-х до 5-и лет №11 «Белочка»
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Цель: познакомить родителей дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних условиях, их развивающими задачами, способами подачи детям. Показать роль игры в развитии в т.ч. умственных способностей детей. Способствовать развитию детско-родительских отношений.
I часть. Теоретическая (только для родителей).
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. В том, чтобы любознательность ребенка удовлетворялась, развивался его познавательный интерес и познавательная активность, заинтересован каждый родитель.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие умственных способностей, формирование таких умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое и следовательно успешно учиться в школе.
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у него кругозора, запаса конкретных знаний.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Дошкольное детство - первая ступень в подготовке ребенка к участию в жизни общества и является подготовительным этапом для следующей ступени – школьного обучения. В дошкольном детстве основной вид деятельности - игра. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.
Играя даже в простые игры, у ребенка развивается не только мышление, внимание, память, но и повышается уровень интеллектуальных возможностей.
Сегодня наша встреча посвящена развивающим играм, которые помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. С помощью этих игр дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Использование игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Если в дошкольном детстве не будут сформированы способность к наглядному моделированию, развитое воображение, то наверстать это потом будет чрезвычайно трудно. К
Как уже отмечалось, игра – не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников.
Давайте сегодня, познакомимся и поиграем в некоторые игры, которые способствуют развитию интеллекта ребенка.
II часть. Практическая (для родителей с детьми)
Цель: обучить родителей практическим навыкам интеллектуального развития ребёнка с помощью развивающих дидактических игр.
Оборудование: дидактическая игра «Собери бусы», «Четвёртый лишний», «Найди отличия» «Подбери картинку», «Собери квадрат», «Чья тень», ИКТ, карандаши, тарелки для раздаточного материала, набор геометрических фигур.
Ход практикума:
Воспитатель: Сейчас мы хотим вам предложить поиграть вместе со своими детьми. Обращаем ваше внимание, что ваша задача дать ребенку возможность самому найти решение проблемы, помогая ему наводящим вопросом или, обратив внимание на какую-то деталь. Итак, первая игра.
1 задание: «Собери квадрат».
У каждой пары по 3 квадрата разного цвета, разрезанных на 3 части. Это задание как раз для детей 4-х лет. Ваша задача собрать квадраты (задание выполняется за столами). Комментарии (чем старше ребенок, тем на большее количество частей разрезается квадрат. Разрезанным может быть и круг. В эту игру вы можете играть и дома, постепенно усложняя ее содержание).
Оборудование: по 3 квадрата разного цвета на пару (родитель + ребенок).
2 задание: Найди отличия
Перед вами 2 картинки. Они почти одинаковые, но есть небольшие отличия. Рассмотрите внимательно картинки и найдите на картинке 5 отличий. Комментарии (такие задания часто встречаются в детских журналах, они полезны для развития зрительного внимания, мышления, помогают развивать речь, если просить детей отвечать полным предложением) (задание выполняется за столами, ребенок находит отличия, родитель проверяет правильность)
3 задание: Построй по порядку
На рабочей полосе нужно разложить в ряд 5 картинок, располагая их сначала от большого объекта к маленькому (или от низкого к высокому) (слева направо). Старайтесь не помогать, а только контролировать правильность расположения картинок. Потом картинки перепутайте и попросите разложить картинки от маленького объекта до большому (или от низкого к высокому).
Задание выполняется за столами, у участников по 2 набора на пару.
4 задание: Дидактическая игра «Чья тень?»
У каждого из родителей по 2 карточки с нарисованным предметом. На других столах лежат карточки с тенью этих предметов. Ребенку нужно очень внимательно рассмотреть предмет и подобрать к нему тень. Родители, прошу вас давать ребенку по одной картинке. После проверки правильности, эту картинку вы оставляете на столе, а ребенку даете следующую картинку (дети ищут тень предмета, передвигаясь по группе).
5 задание: Дорисуй бусы (задание выполняется за столами)
Перед вами карточка с нарисованными бусами из геометрических фигур. Вам нужно заметить порядок расположения бусин и повторить узор, используя геометрические фигуры.
6 задание: Подбери картинку (задание выполняется за столами)
Перед вами 2 карточки. В верхней части карточки обозначена закономерность расположения, например, по способу питания или месту проживания. Вместе с ребенком обсудите эту закономерность и проследите, какой предмет ребенок выберет на пустое место с нижней части карточки. После того, как ребенок справится с этим заданием, попробуйте предложить ему вторую карточку для самостоятельного выполнения. Свой выбор ребенок должен объяснить полным предложением. Родители могут меняться с другими участниками практикума карточками, т.к. у всех разные изображения.
7 задание: Четвёртый лишний
Перед вами карточка с 4 предметами. Один из этих предметов лишний. В каждом ряду нужно найти эту лишнюю картинку. Указание родителям: не спешите подсказывать детям правильный ответ. Обратите внимание на поиск и анализ мелких деталей (ушей, гривы, хвостов, пятен окраса и др. Поясните ребенку, как проводить анализ. В каждом ряду обведите карандашом выбранный ребенком вариант).
8 задание: классификация с использованием ИКТ
Сейчас на экране мы будем показывать по 4 предмета. Нужно назвать эти предметы одним словом (обобщающим словом «овощи», «фрукты», «птицы», «мебель» и др.)
Уважаемые родители, играйте с детьми в игры, и это поможет научить вашего ребенка логически рассуждать и нестандартно мыслить.
Используемая литература:
- Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи и ума», М., 1998 г.;
- Анищенко, О.А. Развиваем в игре: Пособие для педагогов и практич. Психологов дошк. учреждений / О.А. Анищенко, Л.А. Вяткина, М.В. Мащенко. – Минск: «Асар», 2000. – 112 с.
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада / А.К Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 169с.
- Глушкова, Г. Игра или упражнение [Текст] /Г. Глушкова// Дошкольное воспитание. - 2008. - №12. - С.29 - 34.
- Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду. Просвещение,1982
- Б.П.Никитин. Развивающие игры Москва, "Педагогика" , 1981 год