Чем занять детей дома: 50 идей развивающих игр и занятий
Документы для скачивания
Идеи развивающих игр и занятий для детей 2 — 3 лет
В возрасте от года и до трех — четырех лет основным видом деятельности ребенка является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир. Поэтому любое развивающее занятие с ребенком 2-3 лет стоит организовывать именно в виде игры.
Игры, направленные на физическое развитие и выплеск детской энергии
Некоторые из игр можно проводить дома, а некоторые отлично подойдут и для детской прогулки.
- Ходьба по кривой дорожке, бревнышку, горке или кочкам;
- Бег — догонялки, салочки, бег с препятствиями или по заданному маршруту;
- Игры с мячом для детей;
- Прыжки через скакалку, препятствия, воображаемый ручеек или в классики;
- Лазанье через импровизированные тоннели, по дивану или по спортивной стенке;
- Хороводы и танцы;
- Игра в прятки или жмурки;
- Зарядка игровая или со стихами;
- Катание на велосипеде, самокате или беговеле;
Игры на развитие мелкой моторики
У нас на блоге уже есть отдельная статья — 25 идей игр для развития мелкой моторики, поэтому здесь приведем всего несколько основных и самых простых вариантов игр.
Все эти игры необходимо проводить под контролем взрослых!
- Трогаем и перебираем различные предметы — пуговицы, застежки, камушки, ракушки, природные материалы. Очень нравятся деткам игра с сенсорными коробочками.
- Учимся застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, кнопки, петельки;
- Играем с различными вкладышами и сортерами;
- Что-то рвем. Можно пробовать рвать цветную бумагу, а затем из кусочков сделать аппликацию;
- Играем с фасолинами, макаронами, крупами. Их можно сыпать, пересыпать руками или ложкой, а также с использованием воронок рассыпать по баночкам, делать поделки;
- Играем с кинетическим песком. Он же может стать неплохой основной для сенсорных коробочек;
- Готовим вместе различные блюда — выпечка, салаты, бутербродики, чай;
- Играем с лего, кубиками, блоками, мозаикой;
- Играем в пальчиковые игры — способствуют и развитию моторики, и развитию речи.
Творческие занятия с детьми от года до трех
- Рисуем — красками акварельными, гуашью, пальчиковыми красками, восковыми мелками;
- Лепим из пластилина или теста;
- Делаем различные аппликации — из вырезанных картинок и фигур, рваных кусочков, круп и макарон;
- Учимся держать в руках и рисовать фломастерами, карандашами, ручками;
- Учимся держать в руках детские ножницы и резать бумагу по прямой, по плавным дугам, по сложным фигурам;
- Собираем и делаем поделки из природных материалов;
- Учимся обводить различные предметы и формы;
- Делаем «поделки» из подручных материалов — домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше.
Учим детей играть в простые сюжетно-ролевые игры
- Дочки-матери — покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить. Объектами игры могут быть куклы, мягкие игрушки, а для мальчиков и машинки;
- Играем в магазин;
- Играем в парикмахерскую;
- Играем во врача;
- Играем с машинками и другими видами транспорта — гонки, перевозка пассажиров, перевозка грузов и т.п.
Тренируем память и логику, учим цвета, формы, объем
- Игры с карточками и предметами: что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики;
- Составляем последовательности из кубиков, бусин, карточек;
- Играем в домино и лото;
- Собираем пазлы и разрезные картинки;
- Учимся сопоставлять по разным признакам. Ищем в доме предметы похожие на определенные фигуры или определенного цвета.
Читаем, считаем и развиваем речь
- Учим цифры, буквы, слоги. Пробуем писать их на листе бумаги или доске;
- Считаем предметы, сопоставляем цифры с количеством;
- Читаем и учим детские стихи;
- Читаем рассказы с ошибками и наводящими вопроса стимулируем ребенка продолжать рассказ;
- Загадываем и отгадываем загадки. Для самых маленьких это может быть просьба найти в комнате какой то предмет, подходящий под описание;
- Рассматриваем книги с картинками, читаем рассказы и стихи, слушаем аудиосказки, смотрим диафильмы.
Изучаем с малышами окружающий мир
- Изучаем семью — кто есть кто, кто кому кем приходится, рассматриваем фотографии, рассказываем о членах семьи, общаемся по телефону или видео-звонком на компьютере;
- Изучаем животных какие животные есть, как называются детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки);
- Смотрим Календарь, изучаем время, обсуждаем погоду и погодные явления, времена года, дни недели, праздники;
- Выращивать растения в саду или на подоконнике дома;
- Ходим гулять и кормить птиц;
- Изучаем свет и тени, можно попробовать устроить дома театр теней;
- Устраиваем кукольный театр, настольный театр по сказкам;
- Вместе моем посуду, пол, подметаем или пылесосим, протираем пыль;
- Изучаем различные предметы и их назначение в доме и на улице;
- Изучаем свойства предметов: съедобное -не съедобное, тяжелое-легкое, большое-маленькое, твердое-мягкое и т.д.;
- Изучаем противоположности: мокрый-сухой, холодный-горячий, длинный-короткий;
- Проводим простые домашние эксперименты: превращаем воду в лед, наблюдаем как лед тает в воде, как соль и сахар растворяются в воде, лед в воде, сахар в воде, что происходит при смешивании различных цветов красок;
- Изучаем карты, разговариваем про другие города, страны, про планеты и космос;
- Проводим вместе различные измерения: высота, длина, вес, объем.
Мы собрали более 50 игр и занятий, которые помогут развивать ребенка в 7 различных направлениях. Если выбирать и организовывать хотя бы по 1 занятию в день из каждого направления на 10-20 минут, то ваш день с ребенком станет значительно разнообразнее и веселее. А еще вы удивитесь, когда начнете открывать что-то новое и для себя