a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рекомендации для родителей при общении с имплантированным ребенком

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна Опубликовано: 2020-01-14 09:26:46

Документы для скачивания

 

На начальном этапе слухоречевой реабилитации требуется следовать определенным правилам при общении с имплантированным ребенком.

  1. Разговаривайте с ребенком как можно больше. Комментируйте то,

что его интересует в данный момент и то, на что вы хотите

обратить внимание малыша.

  1. Говорите с ним как с нормально слышащим, но немного

медленнее и  короткими  фразами, отдельные слова повторяйте.

  1. Говорите естественно, ни в коем случае не говорите громче

обычного, не кричите.

  1. Намного чаще, чем с нормально слышащими детьми повторяйте

то, что вы сказали.

  1. Старайтесь, чтобы ваше лицо, особенно глаза, выражали эмоции.

Чаще улыбайтесь.

  1. Разнообразьте интонации, вводите в речь специально интонированные междометия («Ого!», «Ах!», «Ну и ну!», «Да?!» и т.п.), говорите выразительно, то понижая, то повышая голос.
  2. Когда вы говорите, ваше лицо должно чаще всего находиться в метре от уха ребенка, а ваша голова - на одном уровне с головой ребенка. Маленького ребенка при общении можно держать на коленях, на руках, сажать на детский стульчик. Можно общаться и на полу. Иногда – держать малыша прямо, чтобы он был к вам спиной.
  3. Хорошо рассказывать детские стишки, петь малышу песни. Песенки могут быть первыми образцами звучаний, на которые малыш начнет реагировать. Делайте большие четкие движения во время пения. Пойте с движениями, например: «Мишка косолапый по лесу идет», «Маленькие ножки идут по дорожке», «Жили у бабуси два веселых гуся» придумывайте сами простенькие песенки.
  4. Сократите фоновый шум до минимума, играйте в тихой комнате. Помните: сначала должна следовать речь, а потом действие.

Вот примеры некоторых первых игровых занятий с малышом.

САМОЛЕТ ЛЕТИТ,

Медленно двигайте самолет, показывая, как тот летит. Говорите при этом: «Вот самолет. Он летит. Вввв__». Смотри, как: «Вввв_». Летит вверх, вверх! «Ввв__». Летит вниз. Вниз летит. «Ввв__». Удерживайте внимание ребенка, проделывая недолго забавные движения с игрушкой. Потом дайте игрушку малышу. Говорите об игрушке, пока он с ней играет. Например: «Вот твой самолет. Самолет. У него есть крылья. Вот крыло, вот еще крыло. Самолет летает: «Ввв_».

СЛУШАЕМ, КТО ПРИШЕЛ.

Заранее договоритесь с родными, чтобы они несколько раз позвонили в дверь, когда придут к вам. (Или несколько раз постучали). Ожидая прихода с минуту на минуту, ходите с ребенком по дому, подходите к двери, прислушивайтесь на его глазах. «Там нет никого. Скоро бабушка придет она позвонит. Слушай! (раздается звонок) Звонок! Слушай! Опять звонок. Кто там? Это бабушка! Бабушка пришла!».

Обязательно проводить упражнения по развитию слухового восприятия на основе заданий из пособия «Занимаемся с Ушариком»

Выработка условнорефлекторной двигательной реакции на звук

Упражнение № 1 Слушай, нажимай.

Взрослый перед сидящим за столом малышом стучит по барабану и побуждает ребенка после этого нажать на кнопку игрушки или надеть кольцо на стержень пирамидки (аналогичные упражнения проводятся со звучанием гармошки, дудки, свистка).

Упражнение 2 Лягушка прыгает.

Перед сидящим за столом ребенком – игрушечная лягушка. Рядом - несколько вырезанных из бумаги листьев. Взрослый производит какое-нибудь действие, извлекающее звук и учит ребенка переместить лягушку на один из листьев. Обучение сопровождается примерно такими словами: «Слушай! Ква-ква прыгает: Оп!»

Упражнение 3 «Яблоко упало».

Взрослый учит малыша после каждого услышанного звука снимать с вырезанной из картона яблоньки яблочко (оно было вставлено в прорезь в кроне дерева) и «уронить» его. При этом произносятся слова: «Слушай! Бух

Упражнение 4 Дождь.

У ребенка синий фломастер и лист бумаги, лежащий на столе. На листе нарисована тучка в небе, трава. Взрослый произносит «Кап», и после каждого произнесения малыш рисует каплю-черточку. Речевой материал: «Слушай: «Кап». Это упражнение проводится после того, как выработана реакция на звучание голоса. Сначала взрослый произносит «кап» слухозрительно, потом – только на слух. Расстояние постепенно увеличивается.

Упражнение 5 Змейки.

Перед ребенком на листе несколько пластилиновых кружков. Рядом с листом – вырезанные из бумаги или вылепленные из пластилина разноцветные змейки. После каждого произнесенного взрослым «Шшш» - малыш берет одну из змеек и прикрепляет ее к пластилиновой основе.

Упражнение 6 Цыплята вылупились.

Перед ребенком четыре или пять пластмассовых яичек из-под «Киндер-сюрприза». В каждом из них находится маленький игрушечный цыпленок. Взрослый произносит: «Ц-ц-ц», ребенок в ответ на услышанное раскрывает одно из яиц. Речевой материал: «Слушай. «Ц-ц-ц». Что там? Цыпленок!». Если найти нужные игрушки трудно, можно видоизменить игру. (Перед выполнением упражнения проверить , как ребенок реагирует на массированный шепот – «тшшш», «чшшш».

Упражнение 7 Конфеты.

Перед ребенком на столе две – три «конфеты» - завернутые в конфетные обертки кусочки пластилина. Рядом – сидят две - три куколки, перед каждой – тарелочка. Взрослый предлагает покормить кукол после сигнала. Он произносит «Ч-ч-ч_», и ребенок кладет одну конфету перед куклой. То же – с остальными конфетами.

Знакомство со звуками окружающего мира.

(формируем спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать и, значит, позже и понимать речь

Упражнение 1.Звучащие игрушки.

Возьмите две звучащие игрушки. Например, зайку-пищалку и дудку. Нарисуйте каждую игрушку на отдельном листе и положите эти картинки перед малышом. Поиграйте на дудке, спросите: «Что звучало?», предлагая при этом дать вам одну из картинок. Если ребенок протянул вам картинку с дудкой, похвалите его: «да, это дудка звучала. Послушай еще раз». Затем звучит игрушка-пищалка. Ребенок после прослушивания берет соответствующую картинку, дает вам.

После нескольких подобных «тренировок» попробуйте предъявить звучания только на слух, то есть так, чтобы малыш не видел звучащих предметов. Перед ним на столе картинки, а звуки доносятся из-за ширмы, которую можно соорудить из стула с повешенным на спинку платком. Звучит, например, дудка. Малыш слушает и показывает на соответствующую картинку. Потом можно увеличивать количество звучащих предметов, добавляя все новые и убирая знакомые.

Упражнение 2. Слышу – не слышу.

Дайте ребенку лист бумаги, фломастер. Включите фен так, чтобы он видел его во время работы и побудите рисовать штрихи фломастером выключите фен и покажите ребенку, что при отсутствии звука рисование надо прекратить. Повторите упражнение, убедитесь, что малыш понял ваше задание. После этого переходите к выполнения упражнения на слух. Включайте и выключайте фен за спиной малыша, побуждая его прислушиваться и рисовать только тогда, когда раздается гудение фена. Аналогичные упражнения можно проводить со звучанием кухонного комбайна, шумом льющейся воды из крана и т.п.

Упражнение 3. Различаем звуки

Учите различать по принципу, предложенному в упражнении «звучащие игрушки» такие звуки как перелистывание страниц в книге и застегивание молнии, звяканье ключей, гудки в телефонной трубке, похлопывание ладоней и т. д.

 

 

Оставить комментарий: