Мастер-класс "Шахматы как средство развития интеллектуального потенциала дошкольников"
Документы для скачивания
Цель: создание условий для интеллектуального развития детей.
Задачи:
- воспроизводить логические действия на основе анализа, сравнения;
- помочь овладеть пространственным ориентированием на плоскости;
- познакомить с шахматными фигурами, шахматным полем;
- воспитывать уверенность в своих силах.
Слайд 1
Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Даже современные компьютеры, в миллионы раз превосходящие по быстродействию человеческий мозг, не могут сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии. Кроме этого, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре.
Слайд 2
Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, некая спортивная борьба, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи шахматам. Видимо, поэтому они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и приумножили интерес к себе со стороны общества.
Слайд 3
Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.
К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
Слайд 4
Шахматы дают детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача - вызвать у детей интерес к игре, заразить их «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь немного от современных гаджетов.
В настоящее время шахматы стали прочно входить в образовательный процесс, как в школах, так и в дошкольных организациях. В нашем саду обучение игре в шахматы проходит 6-ой год.
Слайд 5
Занятия шахматами в детском саду помогут детям в будущем лучше усвоить учебные предметы в школе. Например, с такими понятиями как «центр», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» и другими дети познакомятся в детском саду раньше, чем на уроках математики в школе. Шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык поможет детям в школе решать математические задачи любой сложности.
Слайд 6
Итак, ближе всего шахматы соприкасаются с математикой. Но, как вы думаете, существует ли связь между шахматами и другими образовательными областями, кроме ФЭМП в области «Познавательное развитие»?
Слайд 7
Таким образом, игра в шахматы способствует гармоничному развитию личности.
А сейчас я предлагаю вам на практике окунуться в волшебную страну шахматных фигур.
Слайд 8
Дидактическая игра «Сложи доску»:
Доску правильно клади,
В уголок всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была.
Слайд 9
Кто главные герои шахматной игры? Конечно, фигуры. Хотите узнать, как они называются и правила, по которым эти фигуры ходят? С помощью шахматного кубика выберете себе фигуру, возьмите схему. Задание: используя данную схему, пропрыгать на фрагменте шахматной доски по клеткам, обозначенным красным кружком. Сделайте вывод – как ходит данная шахматная фигура.
Слайд 10
Известно, что многие дети любят собирать пазлы, раскрашивать раскраски.
Слайд 11
Я предлагаю вам собрать не обычные пазлы, а шахматные, и назвать полученную фигуру (можно пользоваться подсказкой на мольберте).
А теперь задания для всех зрителей:
Слайд 12
Какие шахматные фигуры спрятались в словах?
Оладьи Коньки Спешка Заслонка
Слайд 13
Из названий каких шахматных фигур потерялась буква?
Кроль Сон Кон
Слайд 14
Поменяйте букву в слове так, чтобы получилось название шахматной фигуры:
Бадья Пушка Корь Печка
Литературная викторина
- Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе с шахматным автоматом? (Незнайка.)
- 2. Мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры, – как его зовут? (Электроник.)
- Человечек из театра Карабаса Барабаса – «весь клетчатый, как шахматная доска». (Арлекин.)
- Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры, – кто она? (Алиса Селезнева.)
- Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали, другие коротышки говорили: «Глядите, глядите, вон идет шахматная доска». (Сиропчик.)
- Товарищ Ильи Муромца, прославленный былинный богатырь, обыгравший в шахматы хана Бахтияра Бахтияровича. (Добрыня Никитич.)
- Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса.)
Слайд 15
Итак, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
Приглашаю всех желающих 27 апреля в 13 часов на педагогическую мастерскую «Обучение игре в шахматы»