a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Автор: Делиу Олеся Марсовна Опубликовано: 2020-01-21 23:56:28

Документы для скачивания

Дидактическая игра «Вычислительная машина»

 

Цель: формирование навыков устных вычислений.

Игровой материал: таблица; карточки с числами.

Правила игры.

Играют двое. Один выполняет роль вычислительной машины, другой предлагает машине задачу.

Желтый кружок – вход для карточек с любым числом, зеленый – выход для карточки с правильным ответом.

 

Дидактическая игра «Назови «соседей» числа»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.

 

 

Дидактическая игра «Числовые домики»

Цель: развивать представление о последовательности числе в пределах 10.

Содержание. В. размещает в  ряд 9 карточек с количеством кружков от 1 до 10 по порядку (причем вторую, четвертую, шестую, восьмую карточку ставит обратной стороной). Затем говорит: «Карточки — это домики, в которых живут числа. Каждое число живет в своем домике, но некоторые из них спрятались. Надо определить, какие это числа. Тот, кто правильно ответит, откроет карточку». Задает вопросы: «Сколько всего домиков? На каком по счету месте домики, в которых спрятались числа?». В конце занятия В. предлагает посчитать домики в прямом и обратном порядке.

 

 

Дидактическая игра «Где чей дом»

Цель: развитие комбинаторных способностей.

Содержание. В. раздает детям рабочие листы, на которых изображены контуры недостроенных домиков: высоких, низких, узких, широких. Дети дорисовывают домики и определяют, кто из лесных зверей будет в них жить: устанавливают соответствие по величине (используются силуэты зверей).

 

Дидактическая игра «Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Оборудование: два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу«Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

 

Дидактическая игра «Домики»

Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты.

Оборудование: 5 наборов: в каждом наборе 5 домиков высотой 5, 10, 15, 20, 25 см.

Содержание. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать домики нужной высоты. Кто найдет такой домик, подойдет ко мне и покажет, как измерял свой домик. Мерить надо, поставив мерку рядом с домиком, чтобы низ и верх у них совпадал, если у вас совпало, значит вы нашли нужный домик (показывает прием измерения)

 

Дидактическая игра «12 месяцев»

                                

Цель: закрепить понятие о месяцах.

Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

Содержание. Воспитатель раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.

 

 

 

Дидактическая игра  «Дроби» 

Цель: развивать представление о части и целом, их соотношении; понятия «больше, меньше»; «такой же, одинаковый, другой»; навыки устного счета; понимание операции деления; аккуратность, точность движений; цветовое восприятие;  чувство симметрии; глазомер.

 

Дидактическая игра «Математический планшет»

Цель: учить ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом и явлением окружающего мира и его абстрактным изображением, развивать логику, воображение, усидчивость, внимание.

 

Дидактическая игра «Кубики для всех»

Цель: развивать внимание, память (особенно зрительную), комбинаторные способности, пространственные представления и воображение, логическое мышление, смекалку и сообразительность.

 

Игры «Танграмм, Пифагор, Колумбово яйцо,  Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино»

Цель: Развивать пространственное воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, а также творческое воображение и сенсорные способности.

 

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: учить находить расположение фигур на рисунке, различать круг, квадрат, треугольник, последовательно анализировать и описывать узор, составленный из геометрических фигур: сначала называть фигуру в центре,  а затем слева и справа, закрепить определение: геометрических фигур, расположенных в одном и том же порядке на двух карточках, составляют пару.

 

Дидактическая игра «Перевертыши»

Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память логическое и пространственное мышление.

 

Дидактическая игра «Вниз по реке»

Цель: учить сравнивать прямоугольники по ширине и длине с помощью непосредственного наложения, упорядочивать их по признаку длины или ширины,  учить использовать в речи слова «шире», «уже», «длинный», «короткий», закреплять название цвета и формы.

       

 

Дидактическая игра «Лабиринт»

Цель: способствовать развитию наблюдательности, внимания, сосредоточенности, интересу к преодолению трудности пути и выполнению разных смысловых нагрузок.

 

 

Дидактическая игра «Математические весы»

Цель: Закрепить умение сравнивать числа, знание состава числа и математических действий.

Дидактическая игра «Найдипарную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Содержание. На доске вывешивается 4-6 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. В. объясняет задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою». В. может вызывать детей одного за другим, не дожидаясь, пока будет найдена нужная карточка.

 

Дидактическая игра «Звезды на небе»

Цель: упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Содержание. Перед детьми 4 картинки: на первой изображена 1 звездочка, на второй 2, на третьей 3, четвертая картинка закрыта. В.: «Посмотрите на эти картинки, подумайте и скажите, что нарисовано на 4 картинке? Почему вы так думаете?». В дальнейшем игра усложняется.

 

Дидактическая игра «Разноцветные фигуры»

Цель: развивать умение классифицировать предмету по цвету, форме, размеру, объединять в группы.

СодержаниеВ.: «Посмотрите на эти фигуры, их нужно разделить на группы по разным признакам. Чем отличаются фигуры друг от друга? (Цветом, формой, величиной). На сколько групп можно разделить фигуры? (На 2 группы:5 красных фигур, 5 зеленых). На сколько групп по форме можно разделить фигуры? (На 3 группы:3 квадрата, 5 кругов, 2 треугольника). Как еще можно разделить фигуры? (По наличию углов: 5 фигур - без углов, это круги; 5 фигур с углами - это квадраты и треугольники). По какому признаку еще не делили фигуры? (По размеру). На сколько групп разделите фигуры по размеру? (На 2 группы:8 маленьких фигур, 2- больших).

 

 

Дидактическая игра «Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Содержание. На доске вывешивается 7-8 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. Задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою».

 

Дидактическая игра «Угадайка»

Цель: упражнять детей в счёте.

Оборудование:  пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую - нибудь игрушку, которая поместится в чашку.

Содержание. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один

игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек.

Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: "Под второй?". -"Нет, больше"

 

 Дидактическая игра «Составь число».

Цель: закреплять представления о составе чисел из двух меньших чисел в пределах 10.

Ход игры. Ребёнку необходимо правильно собрать мухоморы, т. е. подобрать на шляпку мухомора числа, чтоб в сумме получилось число, которое изображено на ножке гриба. Задание считается правильно выполненным, если сумма двух чисел на шляпке совпадёт с цифрой на ножке.

 

 

Дидактическая игра «Сравни и пополни»

Цель. Умение  осуществить  зрительно-мысленный анализ  способа  расположения  фигур;  закрепление представлений о геометрических фигурах.

Игровой материал. Набор геометрических фигур.

Правила  игры.  Играют  двое.  Каждый  из  игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур,  найти  закономерность  в  их  расположении,  а  затем  заполнить  пустые

клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по -другому фигуры и знаки вопрос

 

 

Дидактическая игра «Муравьи»

Цель: Научить  детей  различать  цвета  и  размеры. Формирование представлений  о  символическом изображении вещей.

Игровой материал. Фигуры красные и зеленые, большие и маленькие квадраты и треугольники.

Правила игры. Нужно взять большие и маленькие зеленые квадратики и красные треугольники  и  поместить  их  около  муравьев,  сказав,  что  большой  зеленый квадрат — большой черный муравей, большой красный треугольник — большой красный муравей, маленький зеленый квадрат —

маленький черный муравей, маленький  красный  треугольник — маленький  красный  муравей.  Следует добиваться, чтобы ребенок это понял. Показывая названные фигуры, он должен назвать соответствующих муравьев.

 

 Дидактическая игра «Мухоморы»

Цель: способствовать развитию у детей аналитико-синтезирующей мыслительной деятельности путём решения арифметических задач. Совершенствовать навыки счета в пределах 10, упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10. Совершенствовать знания о составе изученных чисел.

Ход игры. Ребёнку необходимо правильно собрать мухоморы, т. е. подобрать к шляпке гриба пример с ответом в соответствии цифры на ножке гриба. Задание считается правильно выполненным, если правильно решён арифметический пример.

 

 

Оставить комментарий: