a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Весеннее приключение»

Автор: Федорова Ольга Сергеевна Опубликовано: 2020-01-30 01:43:17

Образовательные задачи:

- закрепление представление о весне и её приметах;

- совершенствование навыка подбору слов антонимов, и слов с уменьшительно-ласкательным значением;

- развитие умения вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы полными ответами;

- развивать умение пересказывать текст по опорным картинкам;

- закреплять знания об обитателях леса;

- учить детей составлять простой синквейн.

Развивающие задачи:

- развитие зрительного и слухового внимания и памяти, мышления;

- развитие речевого дыхания, координации речи и движения;

Воспитательные задачи:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

- развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Технологии:

- Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, биоэнергопластика, гимнастика для глаз, динамическая игра, кинезиологические упражнения, физминутка.

- Технология игрового обучения: дидактические и словесные игры, игры на развитие психических процессов, фонематического слуха;

- ИКТ: презентация.

Мотивация:

- игровая мотивация;

- мотивация общения в условиях помощи;

- мотивация личной заинтересованности

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Оборудование:

Кукла би-ба-бо «Весна», «зайчик» - тренажёр гимнастики для глаз, мультимедийный экран, ИКТ презентация «Приметы весны», аудиозапись - шум леса, фонограмма «Одинокий пастух», опорные картинки для пересказа, мяч, «Волшебный цветок» с отрывными лепестками, проталины в форме силуэтов зверей, индивидуальные карточки, разлинованные в клетку, с наклеенными картинками, фломастеры, треугольники разного цвета для составления синквейна.

Ход занятия:

1. Орг. момент

Солнце ярче светит,

Дует тёплый ветер.

Вот и кончилась зима,

К нам опять пришла… весна!

Воспитатель:

Ребята! Сегодня такой чудесный день, давайте улыбнёмся друг другу.

Дыхательная гимнастика «Цветочек»

Весна дарит нам первоцветы. Это первые весенние цветы.

Соберём лепестки в бутоны, понюхаем их (дети соединяют пальцы, имитируя бутон)

Сделайте глубокий вдох носом, на выдох произнесите «Ах!» и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 2-3раза, учитель-логопед следит за правильностью выполнения)

Воспитатель:

Скажите, вы верите в чудеса?

А знаете, что если очень сильно захотеть, то можно увидеть волшебный лес весной, кто в нём живёт, что в нём происходит, даже хозяйку наступившего времени года — саму Весну? Вы готовы к приключениям? Надо произнести волшебные слова.

Кинезиологические упражнения.

Посмотри скорей в окошко Упражнение «Очки»

Детки в лес спешат гурьбой. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Доставай своё лукошко Упражнение «Пальчики здороваются,

а затем ладони соединяют ковшиком»

Мы догоним их с тобой Упражнение «Пальчики бегут»

2. Основная часть

Артикуляционная гимнастика (в сочетании с движениями пальцев рук)

Воспитатель: В лесу можно увидеть много интересного. Мы покажем это с помощью языка и пальцев

Над деревьями летают птицы, машут крыльями вверх-вниз (движения языка и пальцев вверх-вниз).

А по веткам - скок поскок

Скачет рыженький зверек.

Кто же это? (Белка)

Воспитатель: Угостим ее орешками. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а теперь за другую. (Кончиком языка упирается то в правую, то в левую щеку, движения пальцев рук вправо-влево).

Кто же это все стучит,

Клювом дерево долбит?

Тук-тук, тук-тук-тук.

Всем деревьям верный друг.

Да это же лесной доктор — (дятел)

Повторите его необычную песенку (кончиком языка с силой «ударять» по альвеолам и произносить звуки: «д-д-д.»)

На краю ручейка, под широким листком спряталась лягушка. Она открыла свой ротик. Но если мимо пролетает комарик, лягушка тут же закрывает рот (широкий язык лежит на нижней губе, затем узкий кончик языка смотрит вперед. Ладони открыты, затем хлопок – имитация закрывающегося рта).

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем.

Послушайте, что происходит в весеннем лесу? (включается фонограмма пения птиц). Слышится плач

Воспитатель: Вы слышите, кто-то плачет? Надо узнать, что случилось в лесу?

Воспитатель: Кто вы, прекрасная девушка?

Кукла би-ба-бо: Весна.

Воспитатель: Что произошло?

Весна: Заколдовала меня Зима, не хочет она, чтобы я наступила. Не могу я назвать свои приметы, а без них какая же я Весна? И пока я их не назову, не смогу прийти в свой лес. Может, вы, ребята мне поможете?

Воспитатель:Посмотрите на экран и расскажите Весне, что происходит, когда она наступает.

ИКТ Презентация «Приметы весны»

Весна: Ах, спасибо вам большое, теперь я всё вспомнила, и Зима уже не будет править волшебным лесом.

Гимнастика для глаз (слайд - сказочный лес)

Воспитатель: Ребята, посмотрите как ожила природа! Кругом летают птички. Скачут шустрые зайчики. Попробуем проследить за зайчатами. Следить надо тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть.

(Каждый ребёнок берёт тренажер-зайчик)

Зайка вправо поскакал,

Каждый зайку увидал.

Зайка влево поскакал,

Каждый взглядом увидал.

Зайка – вправо, зайка – влево.

Ах, какой зайчонок смелый!

(Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остаётся в фиксированном положении)

Весна: Какие вы молодцы!

Вы так здорово играете, что и мне тоже захотелось поучаствовать. Вставайте в круг и слушайте внимательно: «Всё, что я сейчас скажу, скажете наоборот» (игра с мячом)

Зимой лёд толстый – а весной (тонкий).

Зимой день короткий – а весной (длинный).

Ручей широкий, а ручеек (узкий).

Зимой воздух холодный, а весной (теплый).

Чай горячий, а сосулька (холодная).

Зимой снег чистый, а весной (грязный).

Зимой солнце тусклое, а весной (яркое).

Дерево высокое, а куст (низкий).

Погода бывает пасмурная, а бывает (ясная).

Зимой медведь спал, а весной (проснулся).

Осенью птицы улетают, а весной (прилетают).

Зима злая, а Весна (добрая).

Воспитатель:Посмотрите, на поляне расцвели волшебные цветы (на лепестках картинки, дети отрывают по одному лепестку и произносят слова в уменьшительно-ласкательном значении)

Лепестки: солнце, снег, капля, дождь, ручей, цветок, солнечный луч, вода, трава, зелёный листок, дерево, проталина.

Весна: Ребята, какие необычные проталины появились в нашем волшебном лесу! Кого-то они мне напоминают (проталины в форме силуэтов зверей). А вам? На кого похожа эта проталина?

Весна: Конечно же, это лиса, заяц, волк, белка и медведь. А вы знаете, что в моём лесу тоже есть детский сад и детёныши лесных животных туда ходят. Ой, совсем забыла, мне ведь нужно их покормить. Поможете мне?

Индивидуальная работа по карточкам, затем у доски.

Графический диктант:

Индивидуальные карточки, разлинованные в клетку, с наклеенными картинками.

Помогите зверушкам добраться до их любимых угощений.

Дети разными цветами фломастеров по клеткам пролаживают маршрут от угощения к зверушке, комментируя свои действия.

Весна: Спасибо, ребята, покормили зверят. Скоро за ними придут мамы и заберут их домой. Давайте вспомним, кто кого заберёт и куда поведёт?

Игра «Кто кого заберёт и куда поведёт?»

Лисица заберёт своих.

Волчица заберёт своих.

Бельчиха заберёт своих.

Медведица заберёт своих.

Как называется дом лисят?

Как называется дом волчат?

Как называется дом бельчат?

Как называется дом медвежат?

Воспитатель: Вставайте в круг, давайте покажем, как они идут домой

Физминутка «Домой»

Как-то раз лесной тропой

Звери шли к себе домой.

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

И мамы и дети – домой все хотят.

Пересказ по денотативному плану.

Воспитатель: Ребята, кого можно испугаться в лесу?

Я вам прочитаю рассказ Н. Сладкова о том, Как медведь сам себя напугал. А вы слушайте внимательно!

Читая рассказ, учитель-логопед выставляет на магнитную доску предметные картинки: медведя, валежину (ветку, белку с шишкой, зайца, сороку, лосей, медведя, оглядывающегося с осторожностью назад. Затем просит детей пересказать текст по опорным картинкам (по цепочке и целиком).

Вошёл в тёмный лес медведь – хрустнула под тяжёлой лапой ветка.

Испугалась белка на ёлке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб.

Вскочил заяц с лёжки – помчал в гущу. Наскочил на сороку – та подняла крик на весь лес.

Услышали лоси.

Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают. И кто-то топочет! Не уйти лучше?

Рявкнул медведь и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, что позади заяц топотал, и белка ему шишкой в лоб угодила!

Так медведь сам себя напугал.

Дети пересказывают текст по опорным картинкам по цепочке и целиком

Составление синквейна к слову «Медведь»

Весна: Посмотрите, какие деревья растут в нашем лесу.

Дети называют несколько деревьев, на картинке отсутствует ель.

Весна: Ребята, хотите я научу вас составлять елочку из слов. Успокоим медведя Дети самостоятельно подбирают слова к слову медведь по схеме. Выбирают треугольники по цвету и выстраивают елочку.

Весна

Какая? Какая?

Что делает? 3 слова

Предложение со словом «весна»

отношение ребенка к данному времени года

Весна: Посмотрите, какие елочки из слов у вас получились. Ребята, если вам понравилось путешествовать со мной по чудесному лесу, то пусть над вашей елочкой засияет солнышко, если вам было скучно и не интересно, то будут падать снежинки.

Вы такие молодцы, но мне пора, в лесу еще много дел. А вы будете каждый день узнавать меня по яркому солнышку, зелёным листочкам, волшебным подснежникам, весёлому пению птиц. А за помощь вашу, ребята, я вас благодарю и подарками своими одарю. Весна дарит подарки детям. Спасибо вам, и до новых встреч.

Воспитатель: Листва ласково шумит,

К приключениям манит.

С лесом мы прощаемся,

В садик возвращаемся.

Оставить комментарий: