a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация "Формы работы с родителями в период адаптации"

Автор: курменёва наталья степановна Опубликовано: 2020-02-07 23:09:08

Формы работы с родителями в период адаптации.
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья.  Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании.
Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу педагогов и специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка в период адаптации. Основной смысл просвещения и сопровождения заключается в том, чтобы развивать педагогическую компетентность родителей, знакомить их с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, формировать потребность в знаниях и желание использовать их в воспитании. Помогать семье, находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходима профессиональная помощь семье, комплексный подход к решению проблемы адаптации.
Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Любовь родителей обеспечивает ребенку эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает ему жизненную опору. Родительская любовь как ничто другое способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения у ребенка. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. От родителей требуются значительные усилия, чтобы укрепить собственную любовь к своему ребенку, научиться проявлять ее наиболее полезным для него образом, вызывая ответные чувства ребенка. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. И наша задача привлекать родителей к сотрудничеству, заинтересовывать родителей и вовлекать их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья», через всевозможные методы и приемы.
Наряду с традиционными формами работы – беседы, родительские собрания, анкетирование, я стараюсь применять новые современные возможности, включая и ИКТ:
оформление «родительских уголков»,
информационных стендов,
наглядных консультаций,
памятки,
буклеты,
мини – журналы,
написание сочинений мой ребенок.
фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;
почта доверия
журналы, информирующие родителей о различных аспектах развития детей.
мультимедийных презентаций,
размещение информации на сайте ДОУ
  1.  Информационно-аналитические (анкетирование) Основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
2.        Познавательные (беседы, родительские собрания). Способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.
3.        Наглядно-информационные (папки, наглядные формы педагогической пропаганды, консультации, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь»). Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Общение педагогов с родителями организуется как прямо, так и через газеты, организацию выставок. Взаимодействие родителей и педагогов носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества.
Игры с детьми в период адаптации
Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело. Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
    Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения
с малознакомыми взрослыми и детьми
 «Иди ко мне»
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, ты мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»
«Выдувание мыльных пузырей»
Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.
«Хоровод с куклой» (проводится с 2-3 детьми)
Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красива)
         Игры на формирование эмоционального контакта и доверия
«Мяч»
Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять –
Хорошо мне с ним играть!              Ребенок убегает, а взрослый его догоняет.
 «Игра с собачкой»
Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку: «Спасибо».
Все разработки адаптированы как для использования в условиях группового, так и индивидуального консультирования.
Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.
Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.
Наблюдая за родителями и анализируя анкеты, которые заполняли родители, я отметила несколько проблемных областей во время адаптации ребенка к ДОУ:
неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение;
родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад;
родители не оценивают плаксивость как вероятность нормального состояния дошкольника в период адаптации к детскому саду;
многие родители не готовы к тому, что надо проявить терпение в этот сложный период для малыша;
родители сами пребывают в состоянии обеспокоенности, тревожности: думают, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы»;
родители не всегда согласны с тем, что дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы или папы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.
Целенаправленная подготовка родителей и педагогов ДОУ дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям это проявление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений;
повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах;
увеличение  количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам;
возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ;
увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях.
Я работаю воспитателем в первой младшей группе , и контакт с родителями детей  в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, то есть еще за 3-4 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого я  провожу беседу и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и т.д. На основе анализа развития ребенка, в т.ч. внутриутробного, фиксирую его физические и психические особенности. С родителями каждого ребенка беседа ведется индивидуально, даю рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. Я считаю, что этого можно достичь только при установившемся контакте родителей и воспитателей ДОУ.
Затем родителей и ребенка знакомлю с первой  младшей группой. Провожу  экскурсию по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрирую, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома.
Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Родители посещают родительские собрания, консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т.д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.
 В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.
Они построены по типу игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей это в первую очередь- общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Если родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка - ему на благо.
Поэтому образовательное учреждение имеет возможность оказывать непосредственное влияние на семьи воспитанников. Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
От качества целенаправленной совместной деятельности родителей и дошкольного учреждения зависят уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень воспитания. Положительных результатов в воспитании здорового ребёнка можно достичь при поддержке, желании и тесном сотрудничестве педагогов с семьями воспитанников. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания здорового ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Оставить комментарий: