a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Детские вопросы. Как на них отвечать.

Опубликовано: 2014-12-10 08:51:12

Документы для скачивания

МБДОУ « Пятинский детский сад» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « Детские вопросы. Как на них отвечать? » Выполнила: Воспитатель Алёшина Е. Е. В основе многих детских вопросов лежит познавательный мо тив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испы тывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими- либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом соб ственных рассуждений. Например, шестилетний Олег задает раз ные вопросы: «Почему земля вертится, а я этого не чувствую? », «Государственный — это общий? », «Как отличить хитрость от об мана? » О чем же спрашивают дошкольники? Содержание детских во просов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их пред метах, о далеких планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и зна чении отдельных слов и т. д. На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изме няются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? какой? когда? Например, трехлетняя Лена, впервые увидев конь ки, спрашивает: «Что это? В них ходят? » Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему? Например, пятилетний Андрюша интересуется: «Почему сажаем одно зернышко, а вырастает целый колос? », «Зачем люди приду мали атомную бомбу? », «Отчего движутся облака? » В старшем дошкольном возрасте типичным является последо вательность вопросов о каком- либо предмете или явлении. На пример, шестилетний Денис спрашивает маму: «Какие бывают молнии? Почему они разные? Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар? . . А ты видела шаровую молнию? Ка кая она? Она сверкает? » Наибольшее количество вопросов задают дети 4, 5- 5, 5 лет. Почему же количество вопросов детей более старшего возраста начинает уменьшаться? В педагогике по этому поводу высказы ваются две точки зрения. Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возника ющие вопросы. По мнению других педагогов, спад в детских во просах связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спра шиваешь! » В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос — это показать свое незнание. Итак, для развития детской любознательности важно поддер живать ее, правильно относиться к вопросам ребенка. Умение толково ответить на вопрос ребенка — большое искус ство. Овладеть таким искусством — посильная задача для роди телей и воспитателей. В советской дошкольной педагогике опре делены основные требования, которые предъявляются к ответам взрослых на детские вопросы. Рассмотрим эти требования. Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает во просы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его до верие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по- разному относятся к его вопросам. Чаще он обраща ется к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, от вечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы — уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить. Следующее требование — краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт. К сожалению, это требование часто нарушается, когда родители отве чают на столь сложные вопросы ребенка, как вопросы о проис хождении людей, об историческом прошлом, о космосе и т. д. Отвечая на такие вопросы, помните, что представления о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают. Учитывая это, родители могут ограничиться сообщением отдельных фактов об историче ском событии, которое заинтересовало ребенка, и не стремиться к тому, чтобы он понял и усвоил их хронологическую последова тельность. Иногда такие ответы взрослых не удовлетворяют ре бенка, он просит рассказать, объяснить подробнее. Не торопитесь делать это, помните слова А. С. Макаренко; «Для всякого зна ния приходит свое время». В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слы шал, все усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребенка снижается острота и новизна восприятия знаний в последующие годы. Поэтому в тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка требует сообщения сведений, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос. Детские вопросы о том, откуда берутся дети, наиболее слож ны для взрослых. Надо ли открывать детям тайну деторождении? А. С. Макаренко писал поэтому поводу: «В этих вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, со крытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не при несет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребен ка, отделаетесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем- либо другим». Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В. А. Сухомлинсий, «. . . под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознатель ность». Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам? » Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности. При за труднениях ребенка предложите ему дополнительные вопросы, ко торые помогли бы ему найти правильный ответ. Например. Папа с шестилетней Олей рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возник вопрос: «Почему у льва та кая желтая шкура? » Послушайте, какой разговор состоялся между отцом и дочерью, обратите внимание на встречные вопросы, которые побуждали ре бенка к самостоятельному поиску ответа. Папа. Вспомни, где живут льны на воле? Оля. В пустыне. Папа. Как ты думаешь, что такое —п устыня? Оля. В пустыне не растут трава и деревья и кругом песок. Папа. Какого цвета песок? Оля. Желтого! Поняла! Львы желтые, чтобы им легче было в пустыне подкарауливать добычу. Папа. Правильно. У льва маскировочная окраска шкуры. А еще каких животных ты знаешь, которым цвет шкуры помогает маскироваться, оставаться незаметным? Оля. У белых медведей. Они на севере живут, там снег, льды, поэтому и шкура у них белая. П а п а. А в наших лесах есть звери с маскировочной окраской шкуры? Оля. Есть. Это белка и заяц. Они на зиму шубки меняют на светлые, чтобы быть незаметными. Папа. Почему белка и заяц меняют шубки зимой? Разве они на кого- нибудь нападают, как лев в пустыне? Оля. Нет, они сами прячутся от врагов. Папа. Подумай, зачем животным нужна маскировочная окраска шкуры? Оля. Одним животным, чтобы нападать было легче, а дру гим, чтобы прятаться от врагов. В приведенном примере удачно поставленные встречные и до полнительные вопросы взрослого ведут ребенка от незнания к зна нию и уточнению своих представлений. Чтобы так умело управ лять мыслительной деятельностью ребенка, родители сами долж ны много знать. Как быть в том случае, если вы не обладаете нужными знаниями, чтобы правильно ответить на вопрос сына или дочери? Разумнее всего не скрывать свое незнание, а предложить вместе посмотреть в справочниках, научно- популярной литерату ре. Например. Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Петя увидел кра сивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки: «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название». Петя, понаблюдав за бабочкой, обнаружил, что на крыльях у нее много черных точек. Дома мама достала книгу, и вместе они долго рассматривали изображенных в ней бабочек. Наконец нашли такую, которой заинтересовался Петя. Она называлась многоглазка огненная. Мама спросила: «Ты по нял, почему она называется огненной? Правильно, за оранжевый цвет крыльев. А почему многоглазка, как ты думаешь? » Петя вы сказал свое предположение: «Наверное, за черные точки, они по хожи на глазки». Обращаясь вместе с ребенком за ответом на возникший во прос к книгам, вы воспитываете у дошкольника уважение к зна ниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлека тельный — чтение. На многие вопросы дошкольник может получить убедитель ный ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. За дача родителей — вовлечь в них ребенка. Например. Пятилетний Саша, помогая бабушке ухаживать за земляни кой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются яго ды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обращала внимание внука на то, как по явилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окрас ке. Длительные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили ребенка знаниями о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, крыжовника, плодов огурцов, кабачков, помидо ров. У него сложилось элементарное представление о росте и раз витии растений, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе. Дошкольники часто задают вопросы о взаимоотношениях меж ду взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? По чему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать ме сто взрослым? Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим поведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в дошкольниках такие нрав ственные качества, как тактичность, гуманность.

Оставить комментарий: