Родительское собрание на тему "Развитие речи детей 4-5 лет"
Родительское собрание на тему «Развитие речи детей 4-5 лет»
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;
Форма проведения: встреча с элементами практикума
Участники: воспитатели, родители.
Родительское собрание на тему «Развитие речи детей 4-5 лет»
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;
Форма проведения: встреча с элементами практикума
Участники: воспитатели, родители.
Добрый день уважаемые родители. Мы сегодня поговорим о развитии речи детей.
Речь играет важную роль в жизни человека, а речь наших детей становится все более актуальной проблемой.
Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, называть главных героев, что они делают и где происходит события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.
Что такое связная речь?
Связная речь – это развернутое, последовательное изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, грамматически правильно и точно.
Сейчас мы вместе попробуем заполнить таблицу. Этот метод называется «Зеркало прогрессивных преобразований».
Итак, у нас есть проблема: плохо развита связная речь детей.
Дальше нам нужно выяснить причины данной проблемы.
Игра «Вопрос – ответ»
А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.
- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.
Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.
- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.
Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.
1.Не сформировано звукопроизношение.
- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.
2.Нет общения между детьми и родителями.
3.Не развита мелкая моторика
Итак, мы с вами выяснили причины, которые влияют на развитие речи детей.
Цель проекта: Определить способ, приёмы по развитию связной речи.
Сейчас нам нужно поставить перед собой задачи, которые помогут решить нашу проблему:
- Формировать правильное звукопроизношение
- Развивать умение родителей общаться с ребёнком
- Совершенствовать мелкую моторику в упражнениях дома
Связная речь имеет две формы:
диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
монологическую (речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение.
Совершенствуя диалогическую форму речи, вам, родители необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи, окружающего мира.
Монологическая речь требует развернутости, полноты и четкости высказывания.
Это очень сложная форма речи для детей нашего возраста и мы только учимся этому. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, развитием мышления, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.
Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: в ходе непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни через беседы, речевые, дидактические, настольные игры, рассматривание и описание картинок, игрушек, одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок. Большое значение для развития речи детей среднего дошкольного возраста имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни в процессе наблюдений за природой.
А как вы можете помочь пополнить словарный запас детей? Как вы думаете?
Чтобы продолжить работу по развитию связной речи, начатую в детском саду и вырабатывать способность к связному рассказу, надо постоянно стимулировать речевую активность детей, пополнять и расширять словарь детей, чтобы дети излагали свои впечатления и т. д. Но для этого вовсе не обязательны специальные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Для этого используйте все, что ваш ребенок видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. М
- Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. - Развитие речи ваших детей происходит не только в детском саду в непосредственно образовательной деятельности или при чтении художественной литературы, но и в течение всего дня.
Поэтому, постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.
Дорогие родители, давайте не забывать, игра – основной вид деятельности детей. Поэтому, чаще играя с ребенком в игры дома, у детей будет развиваться речь, мышление, фантазию. Т.к. в игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.
Игра "Цепочка слов" поможет обогатить словарь детей прилагательными.
Игра "Скажи наоборот" расширит словарь детей антонимами.
Уважаемые родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы и дома.
Вывод: Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых ( и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.
Мероприятия:1) работа родителей; работа воспитателей; работа узких специалистов.
2) лепка; рисование; игры дома с мелкими предметами: крупы, прищепки; застёгивание и растёгивание пуговиц.
3) работа воспитателя; работа логопеда; работа родителей.
Результат: хорошо говорящий ребёнок.