Краеведческое занятие в подготовительной группе«Мои знаменитые земляки Осетии»
«Краеведение — основа патриотического воспитания»
Современная система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач выдвигает патриотическое воспитание в детском саду.
Под патриотическим воспитанием дошкольников понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое нацелено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Одним из способов при организации правильного патриотического воспитания в ДОУ - является краеведение.
На сегодняшний день краеведение становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Задачи краеведческой работы в ДОУ:
– формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;
– воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
– развивать бережное отношение к городу (природа);
– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Краеведческую деятельность можно разделить на три направления:
культурно-историческое;
военно-патриотическое;
духовно-нравственное.
- Культурно-историческое.
Целью данного направления является формирование представления у ребят ценностей и научно-обоснованной картины мира, приобщения их к общечеловеческим ценностям, природному, историческому наследию, воспитания потребности в культурном обогащении. Это направление может реализоваться через следующие мероприятия:
-благотворительный проект «День добрых дел» в республиканском доме-интернате для престарелых и инвалидов «Забота»;
-акции «По родному краю Осетии»;
-и т. д.
- Военно-патриотическое.
Цель: воспитание гражданина и патриота России, своего края, Малой Родины, формирование у подрастающего поколения национального самопознания, чувства долга и ответственности.
Направление реализуется через следующие мероприятия:
-экскурсии в краеведческие музеи на темы: «Быт осетинского народа»;
-фотовыставки: «Мы помним ваш подвиг»;
-встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны.
- Духовно-нравственное.
Цель: воспитание человека высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, духовных ценностей, взглядов развивающейся личности. Это направление реализуется через следующие мероприятия:
-концертные программы «Люблю тебя мой край Осетия»;
-выставки рисунков «Моя семья», «Моя Родина»;
-праздники;
-и т. д.
«Мои знаменитые земляки Осетии»
Ход праздника
Дети подготовительной группы входят парами под осетинскую мелодию, садятся на заранее подготовленные места.
Ведущая: Мы живем в родном краю, где шумит наш Терек
И где горы достают до всех звезд на свете.
Ребята, а вы знаете в каком краю мы живем?
Правильно - Северная Осетия-Алания
Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить знаменитых земляков Осетии!
- Ребята, а вы знаете кем был Коста Хетагуров?
Правильно - поэтом. И не только ребята поэтом, у него было много талантов: художник, музыкант, артист, поэт и переводчик.
Константин Леванович Хетагуров положил начало искусствоведению и литературы в Алании, в каждом городе Северной Осетии есть улица Коста и проспект с его именем, он так и подписывался просто Коста.
Стихи поэта знает каждый осетин, их учат в саду и в школе, их даже знает Президент Республики.
Чтение стихотворений К. Л. Хетагурова.
- Когда-то пел Коста об осетинах,
Он бедным называл родной народ.
Он не узнал бы горы и долины,
Где Родина любимая живет.
- Осетия – чудесный край Отчизны,
Где быстротечный, сбегая шумно с гор,
Поет наш Терек песнь о новой жизни,
Ведет о новых нартах разговор.
- Край мой любимый,
Под солнцем Кавказа
Ты, словно в сказке, расцвел!
Крылья расправил
Народ твой свободный
Как будто горный орел.
Исполняется песня «Коста» муз.Цаллаговой
1 куплет
В детстве ходил в пастухах
Сердце оставил в горах
Припев:
Коста, Коста родной
Ты с нами о- рай-да – ой (2 раза)
2 куплет
Птичий язык понимал
Песни ручьям напевал.
Припев:
3 припев.
Бедный народ к свету звал
За его счастье страдал
Припев.
Ведущая: Осетины глубоко уважают старость и в семье и в общественной жизни были окружены почетом, их знания ценились, молодые люди всегда прислушивались к мнению старших.
Стук в дверь: под осетинскую мелодию в зал входит старец (садится на пенек).
Дед: Когда я был молодым, считалось, что настоящим мужчиной должен был быть человек чести и долга. Добрая слава и достоинство ценились больше жизни, для настоящего осетина мужество - это честность, прямота, выдержка, стойкость и отвага. Мне бы очень хотелось, чтобы вы были смелыми как ваши предки – нарты - аланы. Вы знаете кто это такие?
Правильно – Аланы, они прославились своей воинственностью, храбростью и мужеством.
Ведущая: А вы знаете дедушка наши дети тоже сильные и они вам это покажут.
Исполняется «Танец Нартов» осетинская мелодия
Дед: А вы знаете, что с детства осетин учили петь, правильно вести себя за столом, танцевать, играть на музыкальных инструментах – фандыре, каждый из нас гордится своими предками. Сейчас я вам расскажу одну историю про одного мальчика, который родился в горном ауле – Нар, звали его Коста.
Коста известен не только в Осетии, но и по всей России. Рос Коста очень добрым, послушным мальчиком, никогда никого не обижал, защищал всегда тех, кто меньше и слабее. Очень любил всех детей, эту любовь он пронес через всю свою жизнь. Уже когда стал взрослым написал много стихов для детей, некоторые стихи вы знаете.
Чтение стиховна осетинском языке:
- « СКЪОЛАЙЫ ЛАЕППУ».
-Каей фырт дае?
_ Толайы.
Каем уыдтае?
-Скъолайы,
Алы бон даер дзы ваеййын.
Фаекаесын
А-бе-тае.
Фаефыссын
Бе –ве- тæ
Ахуыр каенынмае баеллын.
- КÆМÆН ЦЫ
Алы куыстæн - рад
Дзидзидайæн – фос,
Хорз фыййауæ-фос,
Бирæ фосæн-хос.
Хоры кæндæн-зад,
Хоры хæрдæн-кад;
Сонт рæдыдæн-барст,
Хорз зæрдæйæн – уарзт.
Рагон мастæн – тад,
Загъдкъахæгæн – над:
Магусайæн – цæф,
Цырд лæппуйæн – кæф!
6.ÆРРА ФЫЙЙАУ
Раджы хохы цъуппæй касти
Иу æрра фыййау.
Мигъ æнгом йæ быны бадти
Урс цагъд къуымбилау.
Бахъазыд дын æм йæ зæрдæ, -
Тæккæ былгæрон,
Дурыл авæрдтæ йæ къæхтæ:
« Агæпп æм кæнон, -
Загъта, - фос уа лам мæ сæрмææ
Хизæд уæзæгыл,
Æз фæхуысдзынæн изæрмæ
Уыцы бæмбæгыл ….»
Дардыл йе уæнгтæ фæхаста, -
Гъопп, - зæгъгæ, йæхи
Пуртийы зыввытт фæласта…
Лæг ныххæррæгъ и!
Ведущая: А вы знаете, ребята, по рассказу отца Коста мысленно представлял образ своей матери и написал ее портрет и слова.
«Широко открытыми глазами:
Я гляжу на звездные пути
Я не сплю, я думаю о маме
Лучше друга мамы не найти».
Дед: А вы знаете, ребята, что у Коста был хороший друг, которого звали Кобада.
Поет песню «Кобада на осетинском языке»
Ведущая: Дед! Наши дети умеют играть в различные игры.
Игра «перетягивание каната»:
По сигналу ведущей дети начинают тянуть канат - каждая команда в свою сторону. Выигрывает команда, которая первая перетянула ленточку (середину каната) за свою черту.
Ведущая: Дети! А кто руководит оркестром?
Дети: Дирижер
Ведущая: А каких вы знаете дирижеров?
Дети: Валерий Гергиев.
Ведущая: Правильно - Валерий Гергиев родился в Северной Осетии. Его знает весь мир, он руководит большим оркестром и сейчас мы с вами поиграем в игру «Дирижер».
Игра «Дирижёр»:
- Обручи раскладывают на полу девочки и мальчики выполняют свободные движения – танцуют. Дирижер дирижирует в центре.
- Со сменой музыки все дети выполняют поскоки по кругу за обручами, с окончанием музыки забегают в обруч, кто остается лишний, тот дирижер.
Музыка «Владикавказ».
Игра повторяется 2 раза.
Песня «Моя Осетия»
1.Посмотри какое небо
голубое над тобой
Это горы, это Терек,
Это все – наш край родной.
Припев:
Мы в Осетии живем
Песни звонкие поем,
Говорим орайдам - хорш,
Лучше края не найдешь.
2.Сколько песенок от солнца
Разливаются вокруг.
Вместе за руки возьмемся,
Ты мой друг и я твой друг!
Припев:
Ведущая: Ребята, вы сегодня были на высоте, правильно отвечали на поставленные вопросы, пели, танцевали, рассказывали стихи. По вашим ответам можно сказать: вы знаете и любите свой край, знаете своих знаменитых земляков, чтите традиции и обычаи.
Заключение
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт осетинского характера, кавказской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.