a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Кризис трёх лет

Автор: Могильная Ирина Борисовна Опубликовано: 2020-03-29 12:25:44

Документы для скачивания

КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как – то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях. Кризисы развития – это относительно короткие( от нескольких месяцев до года – двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве( 1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет) , так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных- стабильных и более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами. Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя « бескризисность », создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм – в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений. Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности: Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев; Как правило, фаза эта заканчивается к 3. 5 – 4 годам( случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная) ; Пик упрямства приходится на 2. 5 – 3 года жизни; Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день( у некоторых – до 19 раз) ; Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия. Что могут сделать родители: Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость. Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат. . Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали" нет" , оставайтесь и дальше при этом мнении Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай- я- яй! ». Ребенку только это и нужно. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка! », «А что это за окном ворона делает? »- подобные маневры заинтересуют и отвлекут. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление" сломить силой авторитета" . Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить: 1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО: достигнуто не своим трудом. не подлежит похвале( красота, сила, ловкость, ум) . из жалости или желания понравиться. 2. НАДО ХВАЛИТЬ: за поступок, за свершившееся действие. начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения. очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже. уметь хвалить не хваля( пример:  попросить о помощи, совет, как у взрослого) . О наказаниях необходимо остановиться более подробно.  1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА: ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном. во всех случаях, когда что- то не получается( пример:    когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки) . после физической или душевной травмы( пример:  ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват) . когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д. , но очень старался. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны. когда вы сами не в себе. 7  ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ: наказание не должно вредить здоровью. если есть сомнения, то лучше не наказывать( пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т. е. наказывать" на всякий случай" нельзя. за 1 проступок – одно наказание( нельзя припоминать старые грехи) . лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием. надо наказывать и вскоре прощать. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан. ребёнок не должен бояться наказания. Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье. Я сам! Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я Ужасно недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь готовы. О боже! Как же тяжелы Сердечные оковы. Система «Я» кипит во мне, Хочу кричать повсюду: Я – самость, братцы, я живу, Хочу! Могу! И буду! ( Булдакова Л. А. )

Оставить комментарий: