a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дидактические игры, упражнения

Автор: Мирзоева Зульфия Мамед Опубликовано: 2020-03-31 22:13:19

Картотека игр по развитию речи «Кто как разговаривает? » Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит? », «А кто мычит? », «Кто лает? », «Кто кукует? » и т. д. «Кто где живёт? » Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле? - Белка. Кто живёт в скворечнике? - Скворцы. Кто живёт в гнезде? - Птицы. Кто живёт в будке? - Собака. Кто живёт в улье? - Пчёлы Кто живёт в норе? - Лиса. Кто живёт в логове? - Волк. Кто живёт в берлоге? - Медведь. Вариант 2. педагог: - Дети: Где живёт медведь? - В берлоге. Где живёт волк? - В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге». «Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? «Кто как передвигается? » Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое- либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог: - Дети: Собака- стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит( кошка, мышка…) «Горячий – холодный» Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов- антонимов. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог: - Дети: Горячий- холодный Хороший- плохой Умный- глупый Весёлый- грустный Острый- тупой Гладкий- шероховатый «Что происходит в природе? » Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: - Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? - Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? - Звенит, капает. Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги. «Кто может совершать эти действия? » Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. п едагог: - Дети: Идёт- человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит- ручей, время, животное, человек, дорога… Летит- птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт- рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек… «Из чего сделано? » Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». педагог: - Д ети: Рукавички из меха- меховые Таз из меди- медный Ваза из хрусталя- хрустальная Рукавички из шерсти- шерстяные «Разложи по полочкам» Цель: ориентировка в пространстве. Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку. «Кто кем был? » Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход: педагог, бросая мяч кому- либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем( чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком «Какой овощ? » Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов. Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый» «Что звучит? » Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности. Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах( бубен, колокольчик, деревянные ложки) . Дети должны отгадать что звучит. «Что бывает осенью? » Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам. Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений( идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т. д. ) . Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их. «Чего не стало? » Цель: развитие внимания и наблюдательности. Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало? » Дети вспоминают и называют овощ. «Лови да бросай – цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог: - Дети: Красный- м ак, огонь, флаг Оранжевый- апельсин, морковь, заря Жёлтый- цыплёнок, солнце, репа Зелёный- огурец, трава, лес Голубой- небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый- слива, сирень, сумерки «Чья голова? » Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья У рыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья «Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно. «Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дн прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята «Подбери признаки» Цель: активизация глагольного словаря. Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки? » Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда. «Животные и их детёныши» Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое- либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок. «Что бывает круглым? » Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – ч то бывает круглым? ( мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? ( дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? ( гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? ( ёж, роза, к актус, иголки, ёлка, проволока… «Подбери словечко» Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т. д. «Обобщающие понятия» Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1. Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог: - Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска. Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. п едагог: Дети: Огурец, помидор- Овощи. «Хорошо – плохо» Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения. Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Д ождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Г ород. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно. « Близко- далеко » Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха. Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки( большая или маленькая) «Назови ласково» Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово( например, шар) , а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово( шарик) . Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол- столик, ключ- ключик. Шапка- шапочка, белка- белочка. Книга- книжечка, ложка- ложечка. Голова- головка, картина- картинка. Мыло- мыльце, зеркало- зеркальце. Кукла- куколка, свёкла- свёколка. Коса- косичка, вода- водичка. Жук- жучок, дуб- дубок. Вишня- вишенка, башня- башенка. Платье- платьице, кресло- креслице. «Весёлый счет» Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов О дин слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок. «Угадай, кто позвал? » Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов. Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи- пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.

Дидактическая игра «Составь слово из слогов». Правил о разгадывания ребусов: ц ифра рядом с картинкой означает номер слога. Например, на первой карточке изображен лимон и самовар и в середине карточки есть цифра 1. Это означает, что нужно взять первые слоги" ли" от лимона и" са" от самовара, соединяем слоги и получаем слов о ЛИСА.

Приложение №1 Стихи В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звездам смог. Поет об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель. * * * Когда над Землею летит космонавт, Глядят ему вслед миллионы ребят. Вечерней порою глядят в небеса, Сияют, сияют ребячьи глаза. И в них отражаются, ярко горят Те звезды, к которым они полетят. * * * Мне сказал конструктор главный: — Будет взлет не очень плавный… Будет сердце, может быть, Часто в пятки уходить… Я ему вот так ответил: — К испытаниям готов! Ведь не зря же я на свете Прожил целых шесть годов. Задеру повыше пятки – Вот и будет все в порядке. И тогда за весь полет Сердце в пятки не уйдет. * * * Чтобы папы- космонавты Не скучали без ребят, Скоро дети на ракете Вместе с ними полетят. Юрий Гагарин В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звездам смог. Поет об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель. Автор: В. Степанов День космонавтики Взлетел в ракете русский парень, Всю землю видел с высоты. Был первым в космосе Гагарин… Каким по счету будешь ты? Автор: В. Орлов* * * Ладонью, заслонясь от света, Сидит мальчишка. Тишина. И вдруг волшебное: — Ракета достигла станции Луна. И оторвавшись от тетрадок, Сказал с достоинством: — Порядок. — Как будто так и быть должно. Должно быть так, А не иначе. И удивительного нет, Что это нами, Нами начат Штурм неразгаданных планет. Его за скупость не корите: Мальчишка сдержан потому, Что продолжение открытий Эпоха вверила ему! Автор: Л. Татьяничева Возвращение Закончился космический полет, Корабль спустился в заданном районе, И вот уж целиной пилот идет, Чтоб снова землю взять в свои ладони. . . И в космосе он думал лишь о ней, Из- за нее летал в такие дали — И лишь о ней все двести долгих дней Писал в своем космическом журнале! Автор: В. Орлов Созвездия Звезды, звезды, с давних пор Приковали вы навеки Человека жадный взор.   И в звериной шкуре сидя Возле красного костра, Неотрывно в купол синий Мог глядеть он до утра. И глядел в молчанье долгом Человек в простор ночной — То со страхом, То с восторгом, То с неясною мечтой.   И тогда с мечтою вместе Сказка зрела на устах: О загадочных созвездьях, О неведомых мирах. С той поры живут на небе, Как в ночном краю чудес, — Водолей, Стрелец и Лебедь, Лев, Пегас и Геркулес. Автор: Ю. Синицын* * * Есть в небе звездочка одна, Какая — не скажу, Но каждый вечер из окна Я на нее гляжу.   Она мерцает ярко так! А в море где- нибудь Сейчас, наверное, моряк По ней сверяет путь. Автор: Г. Кружков* * * — Что там за родственник Луны, Племянник или внучек, Мелькает между тучек? — Да это спутник! — Вот те раз! — Он спутник каждого из нас И в целом — всей Земли. Руками спутник сотворен, А после на ракете Доставлен в дали эти. Автор: Ю. Яковлев Раскинув свой огнистый хвост, Комета мчится между звёзд. Послушайте, созвездья, Последние известия, Чудесные известия, Небесные известия! Несясь на диких скоростях, Была у Солнца я в гостях. Я Землю видела вдали И новых спутников Земли. Я уносилась от Земли, За мной летели корабли! Я помню, солнце в этот день искрилось: Какой был удивительный апрель! И в сердце радость с гордостью светилась: Из космоса Гагарин прилетел! Его все по улыбке узнавали- Такой улыбки не было второй! Весь мир рукоплескал! Все ликовали: Гагарин облетел наш шар земной! С тех пор приблизились неведомые дали, Осваивают космос корабли. А начинал- российский, славный парень, ГАГАРИН- ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ! Генрих Сапгир. * * * Планеты Есть одна планета- сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо… Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету! Береги свою планету Я. Аким В космосе так здорово! О. Ахметова В космосе так здорово! Звёзды и планеты В чёрной невесомости Медленно плывут! В космосе так здорово! Острые ракеты На огромной скорости Мчатся там и тут! Так чудесно в космосе! Так волшебно в космосе! В настоящем космосе Побывал однажды! В настоящем космосе! В том, который видел сквозь, В том, который видел сквозь Телескоп бумажный! Астроном- Всё, - сказал я твёрдо дома, - Буду только астрономом! Необыкновенная Вокруг Земли Вселенная! Автор: Римма Алдонина* * * Как заманчиво Стать астрономом, Со Вселенною близко знакомым! Это было бы вовсе не дурно: Наблюдать за орбитой Сатурна, Любоваться созвездием Лиры, Обнаруживать чёрные дыры И трактат сочинить непременно- " Изучайте глубины Вселенной! " Автор: Ю. Синицын Приложение № 2 Пальчиковая гимнастика" Луноход" Посмотрите, луноход По Луне легко идет. Он шагает очень важно, В нем сидит герой отважный. Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз. Мы по глобусу шагаем, Пальцы дружно поднимаем. Перепрыгнули лесок, На гору забрались, Оказались в океане – Вместе покупались. Пошагали в Антарктиду, Холодно, замерзли. На ракету все мы сели – В космос улетели. По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — Земля, Четыре — Марс. Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. Аркадий Хайт В пространстве космическом воздуха нет И кружат там девять различных планет, И солнце- звезда в самом центре системы И притяжением связаны все мы. Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля, Четыре – Марс, пять – Юпитер, шесть – Сатурн, Семь – Уран, за ним – Нептун, он восьмым идет по счету, А за ним уже потом и девятая планета, Под названием – Плутон. Разминка- Мы идём на космодром, Дружно в ногу мы идём. Мы походим на носках, Мы идём на пятках. Вот проверили осанку И свели лопатки( ходьба на носках, на пятках) . Побежим ребята дружно- Разминаться всем нам нужно. Приложение № 3 Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты» По залу раскладываются обручи- ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами: - Ждут нас быстрые ракеты Для полёта на планеты. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет! После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах»( если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два- три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала. «Космонавты» Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя. Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У». - Запускаем мы ракету « У- У- У! »: Руки над головой в форме конуса, - Завели моторы « Р- р- р»: движение по кругу друг за другом- Загудели: «У- у- у! »: Руки расставили в стороны. - На заправку полетели: присели- руки вперёд, заправились – руки опустили. Игра повторяется несколько раз по желанию детей. «Ракетодром» Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова: Ждут нас быстрые ракеты Для полётов по планетам. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет – Опоздавшим места нет! Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч. «Невесомость» Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех. «Солнышко и дождик» Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу. Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко », дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой! » дети на свои места. «Солнце – чемпион». Выбранный ведущий- ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет: На Луне жил звездочет. Он планетам вел учет: Раз – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, Восьмой – Нептун. Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников. Приложение № 4 Дидактические игры: «Восстанови порядок в солнечной системе» Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету. По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — Земля, Четыре — Марс. Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. «Найди лишнее» На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. «Подбери созвездие». Соединить линиями созвездие с нужной картинкой. Приложение № 5 Игра – эстафета «Собери космический корабль». Дети делятся на две группы и подходят к столикам. На столике лежат части ракет по команде дети начинают собирать. Побеждает команда, первая собравшая ракету( можно специально положить лишнюю часть) . Приложение № 6 « Звезды светят постоянно » Цель. Показать, что звезды светят постоянно. Материалы. Дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик. Процесс. Пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую — фонарик. Включите фонарик и с расстояния 5 см посветите на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону. Итоги. Дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам строну конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с дру гой стороны конверта прямо на вас. Почему? В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно становится их тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на черном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится Настолько ярким из- за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней. Опыт №2 « Почему кажется, что звезды движутся по кругу » Цель. Установить, почему звезды движутся по кругу. Материалы. Ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клей кая лента, бумага черного цвета. Процесс. Вырежьте из бумаги круг диаметром 15 см. Наугад нарисуйте мелом на черном круге 10 маленьких точек. Проткните круг по центру карандашом и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладоней, быстро крути те его. Итоги. На вращающемся бумажном круге появляются световые кольца. Почему? Наше зрение на некоторое время сохраняет изображе ние белых точек. Из- за вращения круга их отдельные изображения сливаются в световые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезду, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластине длинный круговой след, как будто звезды двигались по кругу. На самом же деле движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя нам ка жется, что движутся звезды, движется фотопластинка вместе с вра щающейся вокруг своей оси Землей Приложение № 7 КОСМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В небе виден желтый круг И лучи, как нити. Словно на магните. Хоть пока я и не стар, Но уже ученый – Знаю, то- не круг, а шар, Сильно раскаленный. ( Солнце) Ночью с Солнцем я меняюсь И на небе зажигаюсь. Сыплю мягкими лучами, Словно серебром. Полной быть могу ночами, А могу- серпом. ( Луна) В чёрном небе до зари Тускло светят Фонари. Фонари- Фонарики Меньше, чем комарики. ( Звезды) Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все. ( Солнце) Ежедневно по утрам Он в окошко входит к нам. Если он уже вошёл — Значит, день пришёл. ( Солнечный луч) Подрастал, подрастал, Был рогатым — круглым стал. Только круг, чудо- круг Стал опять рогатым вдруг. ( Месяц) За бесчисленной отарой ночью шёл пастух усталый. А когда пропел петух — Скрылись овцы и пастух. ( Месяц и звёзды) В голубой станице — Девица круглолица. Ночью ей не спится: В зеркало глядится. ( Луна) В телескоп скорей взгляните Он гуляет по орбите. Там начальник он над всеми, Больше всех других планет. В нашей солнечной системе Никого крупнее нет. ( Юпитер) Все планеты с полюсами, Есть экватор у любой. Но планеты с поясами Не найдете вы другой. В этих кольцах он один, Очень важный господин. ( Сатурн) В небе я свечусь нередко, Ваша ближняя соседка. Я Меркурию сестра, И на мне всегда жара( Венера) Это красная планета По соседству с нами. Он зимой и даже летом Мерзнет надо льдами. Странно, что ни говори, - Лед не сверху, а внутри. ( Марс) Вот планетам младший брат, По размеру маловат. К солнышку всех ближе он, Потому и раскален. ( Меркурий) В космосе с хвостом летаю, Пыль вселенной подметаю. Как метла, мой длинный хвост Проведет уборку звезд. ( Комета) Эти звездочки, как искры, Падают и гаснут быстро. Зажигают среди ночи В небе звездный дождик, Словно эти огонечки Рисовал художник. ( Метеориты) Я лечу вокруг Земли, Отражаю вниз сигнал, Чтобы зрители могли Принимать телеканал. ( Спутник) Космонавты, крепко сели? Скоро в космос выхожу! Вкруг Земли на карусели По орбите закружу. ( Ракета, космический корабль) Он в скафандре, со страховкой Вышел на орбиту. Кораблю поправил ловко Кабель перебитый. ( Космонавт, астронавт) В космосе нет сковородки И кастрюли тоже нет. Тут и каша, и селедка, И борщи, и винегрет- Расфасованы, как крем! Космонавтом буду. Из чего- то я поем, Вовсе без посуды. ( Из тюбиков) В космосе всегда мороз, Лета не бывает. Космонавт, проверив трос, Что- то надевает. Та одежда припасет И тепло, и кислород. ( Скафандр) Есть окошко в корабле- " Челенджере" , " Мире" . Но не то, что на Земле- В доме и в квартире. В форме круга то окно, Очень прочное оно. ( Иллюминатор) Чтобы глаз вооружить и со звёздами дружить Млечный путь увидеть, чтоб Нужен мощный …( Т елескоп) Телескопом сотни лет, Изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всём Умный дядя…( А строном) Астроном – он звездочёт. Знает всё наперечёт. Только лучше всех видна В небе полная …( Л уна) До луны не может птица, Долететь и прилуниться. Но зато умеет это, Делать быстрая …( Р акета) У ракеты есть водитель Невесомости любитель. По- английски «астронавт» А по- русски …( К осмонавт) Летит жар- птица, хвостом гордится( К омета) . Космонавт сидит в ракете, Проклиная всё на свете. На орбите, как на зло, Появилось …( НЛО) НЛО летит к соседу, Из созвездья Андромеды. В нём от скуки волком воет злой зелёный …( Г уманоид) Самый первый в космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень, Наш космонавт. . . ( Гагарин) На корабле воздушном, Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несемся на. . . ( Р акете) Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звезд калейдоскоп Астрономы в. . . ( Т елескоп) Сверкая огромным хвостом в темноте, Несется среди ярких звезд в пустоте. Она не звезда, не планета, Загадка Вселенной —. . . ( К омета) Осколок от планеты Средь звезд несется где- то. Он много лет летит- летит, Космический. . . ( М етеорит) Специальный космический есть аппарат, Сигналы на Землю он шлет всем подряд. Как одинокий таинственный путник, Летит по орбите искусственный. . . ( С путник) Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам. . . ( Луна) Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется. . . ( Земля) Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, темный и необычайный, В нем живут Вселенные, звезды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. ( К осмос)

null

null

Оставить комментарий: