a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа 2016 "Радуга"

Автор: Журавлева Вера Петровна Опубликовано: 2020-04-01 15:09:26

Документы для скачивания

Рассмотрено и принято  на педагогическом совете МБДОУ ДС «Катюша» г. Волгодонска Протокол № 1   от « 31 » августа 201 6 г. Утверждаю:   Заведующий МБДОУ ДС «Катюша» г. Волгодонска_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ С. М. Самарская Приказ № 124 « 01 » сентября 201 6 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста 2- 3 лет группы общеразвивающей направленности на 201 6 –201 7 учебный год Составители: Журавлева. В. П. , воспитатель Волгодонск, 2016 Содержание рабочей программы: Разделы Содержание разделов Страницы Целевой Пояснительная записка. Цели и задачи рабочей программы. Планируемые результаты освоения рабочей программы Содержательный Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Организационный Описание материально- технического обеспечения РП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды Объём учебной нагрузки Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий Приоритетные направления деятельности педагогов 1. Целевой раздел 1. 1.  Пояснительная записка Рабочая программа образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста 2- 3 лет группы общеразвивающей направленности на 2016 –201 7 учебный год( далее – Рабочая программа) разработана  в соответствии  с основной образовательной программой дошкольного образования   МБДОУ ДС «Катюша» г. Волгодонска  ( далее – Программа)  с учетом  комплексной образовательной программы дошкольного образования « Радуга »( научный руководитель Е. В. Соловьёва) , ( далее – « Радуга ») и  предусмотрена  для организации образовательной деятельности с детьми ввозрасте от 3 до 4 лет. Цель Рабочей программы:   накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем( в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни. Ключевые цели программы: Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка. 6. Обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. 1. 2. Планируемые результаты освоения Рабочей программы Планируемые результаты освоения Рабочей программы представлены в виде  целевых ориентиров  – возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения Рабочей программы. Они отражают согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства и представляют собой возрастной портрет ребенка, который не применяется непосредственно к каждому ребенку. Возрастной портрет ребенка 2- 3 лет к концу учебного года: ребенок имеет первичные представления о себе, своей семье, ориентируется в отношении гендерных представлений о людях и себе, возраста людей. Имеет первичные представления о некоторых профессиях( продавец, воспитатель, врач, водитель) ; овладевает основными культурными средствами и способами деятельности в соответствии с возрастом, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; стремится к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства; имеет опыт самообслуживания, у него сформированы культурно- гигиенические навыки, проявляет интерес к выполнению посильных трудовых поручений( с быстро достижимым результатом) ; имеет первоначальные представления о ближайшем окружении( дом, детская площадка, магазин и пр. ) , некоторых видах транспорта( машина легковая и грузовая, автобус и т. п. ) ; имеет представления о животных, растениях ближайшего окружения; предметах неживой природы( камешки, песок, глина, вода, воздух) ; сезонных изменениях в природе; имеет первые представления о значении природы в жизни человека( вода нужна, чтобы умываться, пить; на огороде растут овощи, ягоды; в тени деревьев можно спрятаться от летнего зноя, растения нужно поливать и т. п. ) ; умеет выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру, количеству, выражая словами, каких предметов больше( меньше) , каких поровну; имеет представления об образовании числа, соотношении предыдущего и последующего числа; умеет считать в пределах 3( и в больших пределах – в зависимости от успехов детей группы) в прямом порядке, при пересчете согласовывать в роде и падеже существительное с числительным; отличает пространственные отношения от себя: впереди- сзади, вверху, справа- слева; имеет представления о геометрических фигурах: круг, треугольник, шар; умеет находить сходные с ними формы в окружающей обстановке; различает, правильно называет, использует по назначению основные строительные детали( кубик, кирпичик, пластина) ; целенаправленно создает, рассматривает и обыгрывает простейшие постройки( забор, загородка, мостик, диванчик, стол, домик и др. ) ; имеет соответствующий возрасту активный и пассивный словарный запас( названия и назначения предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели, их качества, действия с ними) ; называет некоторые обобщающие понятия( овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы) ; в речи большей частью правильно согласует прилагательные с существительными; сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов, поддерживает разговор( самостоятельно или с помощью воспитателя) по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, при описании предметов; проявляет положительные эмоции при обыгрывании потешек, пестушек, сказок, при вождении хороводов, исполнении плясок, участии в народных праздниках; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; может оценить свои и чужие поступки в соответствии с первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо»; проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен экспериментировать и наблюдать. Освоение Рабочей программы не сопровождается проведе нием промежуточных и итоговой аттестаци й детей. При ее реализации педагогическими работниками проводится  оценка индивидуального развития детей  в рамках педагогической диагностики( мониторинга) . Особенности проведения педагогического мониторинга Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач: индивидуализации образования( в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) ; оптимизации работы с группой детей. Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг: не содержит каких- либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений; позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику; учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника; учитывает представленные в Рабочей программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Инструментарий для педагогического мониторинга детского развития – карты наблюдения. В отдельных случаях( при необходимости) может проводиться психологическая диагностика детей. Она проводится педагогом- психологом и только с согласия родителей( законных представителей) детей. Технология педагогического оценивания представлена в учебно- методическом комплекте( далее – УМК) к программе «Радуга». 2. Содержательный раздел 2. 1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях Содержание образов ательной деятельности с детьми 2–3 лет дается по образовательным областям: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи образовательной деятельности по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Модель образовательного процесса в группе общеразвивающей направленности для детей 3 – 4 лет Образовательные области Сквозные механизмы развития ребенка Приоритетные виды детской деятельности Примеры форм организации детских видов деятельности Физическое развитие Игра, общение, познавательно- исследовательская деятельность Двигательная Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами( в т. ч. народные) , игровые упражнения, двигательные паузы, праздники, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале и др. Социально- коммуникативное развитие Трудовая Игровые ситуации, игры с правилами( дидактические( с предметами и игрушками, настольно- печатные) , подвижные, народные) , творческие игры( сюжетные игровые ситуации, театрализованные, конструктивные) и др. Индивидуальные и подгрупповые поручения, совместный с педагогом труд и др. Беседы, коммуникативные ситуации, ситуативные разговоры и др. Познавательное развитие   Конструирование Наблюдения, опыты, экспериментирование, дидактические, конструктивные игры и др. Речевое развитие Восприятие художественной литературы и фольклора Рассказы, беседы, настольно- печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные( в т. ч. режиссерские) игры, речевые тренинги и др. Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, театрализованные игры, различные виды театра( теневой, бибабо, пальчиковый и пр. ) и др. Художественно- эстетическое развитие Изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора Совместное с педагогом изобразительное творчество, вернисажи детского творчества, занятия и др. Слушание музыкальных произведений, музыкально- ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, инсценировки, занятия в музыкальном зале и др. Обсуждение, разучивание и инсценирование произведений, театрализованные игры и др. Планирование содержания образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» Основная цель:   усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Формы и методы взаимодействия педагога с детьми Режиссерские игры Показ спектаклей с утрированной демонстрацией игровыми персонажами эмоциональных состояний Игры- занятия, игровые ситуации Рассматривание фотографий, альбомов Ситуативные разговоры Чтение литературных произведений Слушание и пение песен Дидактические и сюжетно- ролевые игры, социальные игры- экспериментирования со взрослыми и с другими детьми( семейные игры, игры- общения, активизирующие эмоциональный, доверительный, подчас шутливый контакт взрослого с ребенком) Раздел «Игровая деятельность» Виды деятельности Содержание работы Игровая деятельность; Образовательная деятельность; Самостоятельная деятельность; И ндивидуальная деятельность. Игры- занятия, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, игры- общения, социальные игры, игровые ситуации, режиссерские игры, досуговые игры, народные игры, игры забавы, театрализованные, обучающие, игры- экспериментирования, игры с природными объектами. Игры дают возможность активному проявлению индивидуальности ребенка, его находчивости, сообразительности, воображения. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - творческие игры( сюжетно- ролевые) . Игра как самостоятельная деятельность детей способствует приобретению ими опыта организации совместной деятельности на основе предварительного обдумывания, обсуждения общей цели, совместных усилий к ее достижению, общих интересов и переживаний. При организации игры педагог стремится к тому, чтобы дети могли проявлять творческую активность и инициативу, помогает детям «погрузиться» в игровую ситуацию и решать возникшие вопросы самостоятельно. Раздел «Трудовое воспитание» Виды деятельности Трудовая деятельность; Самообслуживание; Самостоятельная деятельность; Проектная деятельность; Образовательная; Экспериментальная деятельность; Продуктивная деятельность. Поручения, самообслуживание, наблюдения, беседы, хозяйственно- бытовой труд. У детей формируется ценное отношение к собственному труду, и труду других людей и их результатам; формируются привычные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. 3. Раздел «Ознакомление с народной культурой( фольклор) » Виды деятельности Содержание работы образовательная деятельность; индивидуальная деятельность; проектная деятельность; сводная деятельность; театральная деятельность, игровая деятельность. Пение потешек, чтение и разучивание стихов, чтение литературы( сказок, рассказов) , загадывание загадок, включение в образовательную деятельность, в играх с детьми. Создание проектов, работа с семьями. Раздел «Безопасность» Виды деятельности Совместная деятельность; Проектная деятельность; Игровая деятельность; Индивидуальная деятельность; Продуктивная деятельность; Познавательная деятельность; Образовательная деятельность. Беседы, рассматривание, чтение художественной литературы, наблюдения, дидактические игры, совместная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов. Формируется представление об опасных для человека и окружающего мира природы поведения; дети приобщаются к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; дети знакомятся с правилами безопасности дорожного движения в качестве пешеходов и пассажиров транспортных средств; У детей формируется осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуаций. Раздел «Игровая деятельность» Виды игр Задачи развития игровой деятельности В какое время в режиме дня проводится Конструктивная игровая деятельность Создание развивающей образовательной среды для социально- коммуникативного развития детей выступать партнерами и организаторами совместной конструктивной игровой деятельности с детьми Самостоятельная деятельность в течение дня Дидактические игры Формирование у детей первичных представлений о свойствах и объектах окружающего мира( форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени) Утром, в образовательной деятельности, после сна. Пальчиковые игры речевого развития детей, овладения ими речью как средством общения во всех режимных моментах Речевые игры( двигательные, загадки- движения) Развитие речевого слуха, словаря, мышления, двигательной активности. Во всех видах детской деятельности и режимных моментах Игровая мотивация Привлечение внимания детей В образовательной деятельности, во время приема пищи, одевания на прогулку Процессуальные и сюжетные игры Расширять помощью сюжетных игр знания о социальном мире в котором живут дети Вторая половина дня. Подвижные игры Развитие двигательной активности детей На прогулке, в образовательном процессе. Малоподвижные игры- настольно печатные Учить детей играть в различные игры, уметь играть в коллективе по несколько человек. Перед приемом пищи, перед сном, утром, во второй половине дня. Игры с правилами Знакомить детей с играми соблюдая при этом правила игры, играть по правилам. На прогулке, в свободной деятельности Театрализованные игры Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова; развивать диалогическую речь и монологическую речь. Во второй половине дня Раздел «Трудовое воспитание» Виды трудовых действий Задачи воспитания В какое время в режиме дня проводится Хозяйственно- бытовой труд( в п омещении и на улице) поручения Формирование позитивных установок к различным видам труда, привлекать к уходу за растениями, развитие общения взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роливобществ и жизни каждого человека. Утром, после игры, на прогулке С амообслуживание Расширять диапазон деятельности детей по самообслуживанию, создавать условия для повышения ее качества. Развитие самостоятельности. Во всех видах детской деятельности и режимных моментах. Раздел «Ознакомление с народной культурой »( фольклор) Виды фольклора Задачи В какое время в режиме дня проводится Сказки Развитие и активизация речи у детей; Обогащение словарного запаса; Побуждать детей к подражанию несложных звукосочетаний; Овладевать различными интонациями речи; Упражнять детей в произношении звуков» Развивать и совершенствовать восприятие, любознательность и умение ориентироваться в пространстве; Вызывать эмоциональный настрой детей; Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. В образовательной деятельности, на прогулках, в развлечениях, в работе с родителями Потешки В режимных моментах игры В течении всего дня загадки В образовательной деятельности и на прогулках, в развлечениях стихи В течении всего дня Раздел «Безопасность» Направления работы Задачи В какое время в режиме дня проводится Беседы, игры, наблюдения. Беседы, рассматривание, чтение художественной литературы, наблюдения, дидактические игры, совместная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов. Формируется представление об опасных для человека и окружающего мира природы поведения; дети приобщаются к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; дети знакомятся с правилами безопасности дорожного движения в качестве пешеходов и пассажиров транспортных средств; У детей формируется осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуаций. Утром, на прогулке, во второй половине дня Задачи по образовательным областям: Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Задачи Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению деятельности: Формировать начальную орудийную деятельность, обеспечивая развитие ручной умелости, мелкой моторики, совершенствование зрительно- двигательной координации; Обеспечивать ребенку возможность действовать с разнообразными игрушками, имитирующие взрослые орудия труда; На глазах детей как можно чаще выполнять разнообразные но не сложные и понятные им трудовые действия; Привлекать детей к участию в трудовых действиях, снабжая малышей необходимым инвентарем; Содействовать развитию детской игры через передачу ребенку опыта воспроизведения игрового действия, используя для этого разнообразные предметы заменители. Это позволяет сформировать у ребенка способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим; Способствовать становлению целенаправленности деятельности ребенка через знакомства с доступными его пониманию целями человеческой деятельности. Формировать продуктивное целеполагание или образ цели, добиваясь того, чтобы ребенок определял( продумывал и проговаривал) , кем и как будет использован тот результат продуктивной деятельности, который взрослый будет создавать при посильном участии ребенка. Внимательно и заинтересованно относиться к результатам детской деятельности, расспрашивать о их назначении, отмечать успехи детей; Поддерживать детей в стремлении выражать то, что не могут пока выразить изобразительными средствами, с помощью слова, жеста, звукоподражания; Формировать у детей культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становления сознания: Учить детей понимать и правильно употреблять местоимения, в том числе местоимение я; Учить называть друг друга и взрослых по именам и откликаться на свое имя; Дать представление о вежливых формах просьбы, благодарности; Учить обозначать словами свои и чужие действия; характеризовать состояние и настроение реальных людей и литературных персонажей( болеет, плачет, смеется) ; отмечать особенности действий и взаимоотношений взрослых и сверстников, литературных героев( помогает, жалеет и отнимает) ; Создавать условия. При которых ребенок может добиваться своей цели путем речевого обращения ко взрослому или сверстнику; всегда внимательно выслушивать детей; деятельно реагировать на все их просьбы, предложения, вопросы; использовать в работе задания типа «покажи», « принеси», «сделай то- то»; Транслировать традиционную культуру в общении с детьми. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, закладывая основы личности: Развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность. Поддерживать инициативу детей предоставляя им во всем, что не опасно для их жизни и здоровья, помонгаяя им реализовывать собственные замыслы; Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; При необходимости осуждения некоторых поступков ребенка не критиковать его как личность; Не критиковать результаты деятельности ребенка Формировать привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия: обеспечить возможность свободно пользоваться игрушками и пособиями, ориентироваться в пространстве группы и прогулочных участков; Содействовать становлению социально ценных взаимоотношений со сверстниками: Формировать доброжелательные отношения между сверстниками; содействовать развитию эмпатии; Формировать представление о равноправии как норме отношения со сверстниками; Предотвращать негативное поведение; Обеспечивать каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников; Формировать представление о нежелательных и не допустимых формах поведения. Добиваться различения детьми запрещенного и не желательного поведения( «нельзя» и « не надо») . Собственным примером побуждать детей откликаться на боль и огорчения сверстника, жалеть его, стараться утешить; Демонстрировать свое хорошее отношение ко всем детям, делая время от времени каждому маленькие подарки- сюрпризы( бабочки из красивых фантиков, морские ракушки, камушки, ленточки, кусочки поделенного на всех угощения- пирога, яблока и. т. п. ) ; Ввести традицию выражать симпатию каждому ребенку на виду у всей группы( в част ности при раздаче одинаковых маленьких подарков) : Закладывать основы доверительного отношения ко взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю. В процессе общения, в играх установить доверительный личный контакт с каждым ребенком, проявлять индивидуальную заботу и оказывать помощь, стремиться стать надежной опорой для ребенка в трудных, тревожных для него ситуациях; Установить ритуалы ежедневной встречи с каждым ребенком, приласкать каждого ребенка перед дневным сном; Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со вз рослыми( обращение с просьбами. предложениями – «почитай мне», «расскажи «, «поиграй со мной») : Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; Формировать отношение к окружающему миру, поддерживая познавательный интерес к окружающей действительности; Создавать в группе предметно развивающую среду способствующую сенсорному развитию и стимулирующую исследовательскую активность детей( дидактические игрушки, природный материал, предметы взрослого быта) ; Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами( вкладывание и изымание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру) ; Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты; Открывать ребенку новые стороны предметов, объектов и явлений через комментарии к наблюдаемому, сказки- пояснения, вопросы к детям. Образовательная область «Познавательное развитие» Задачи: Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению деятельности: Содействовать развитию исследовательской деятельности в рамках реализации предметно- манипулятивной игры; Через манипулирование и экспериментирование( с предметами рукотворного мира и неживой природы) , наблюдение за объектами и явлениями природы обогащать представление детей; Побуждать детей с разнообразными действиями с предметами, направленными на ознакомление с их качествами и свойствами( вкладывание и изымание, разбирание на части, открытие и закрытие и. т. п) ; Активизировать практический опыт детей через проигрывание «проблем» игрушек и бытовых предметов. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению сознания: Расширять и обогащать представление детей о пред метах непосредственного окружения( различать некоторые признаки( например, мягкий, белый, звонкий) , действия( например, бегает прыгает) , состояния( болеет, плачет, смеется) и др. ) ; Закреплять первичные представления детей о функциональных возможностях предмета; Знакомить с предметным наполнением групповых помещений, участка; Соотносить реальные предметы, окружающие ребенка, явления с их изображениями на иллюстрациях, с игрушечными аналогами. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению личности путем формирования познавательного отношения к окружающему миру через поддержку и любознательности и инициативы детей в познании мира. Создавать в группе предметно развивающую среду способствующую освоению детьми сенсорных эталонов и стимулирующую исследовательскую активность детей( дидактические игрушки, природный материал. Предметы быта) ; Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленные на ознакомление с их качествами и свойствами( вкладывание и изымание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру) ; Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. Открывать ребенку новые стороны предметов, объектов и явлений через комментарии к наблюдаемому, сказки- пояснения, вопросы. 4. Образовательная область «Речевое развитие» Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию детей, способствовать развитию коммуникативной деятельности путем создания условий и побуждения ребенка, с использованием невербальных и вербальных( речевые и языковые) способов общения со взрослыми и сверстниками. Содействовать своевременному полноценному психологическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению сознания: Целенаправленно обо гащать словарь за счет пассивного словаря, перевода слов в активную речь: П обуждать называть реальные предметы, объекты, явления, окружающие ребенка; изображение на иллюстрации; Учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов( мягкий, белый, звонкий) ; Формировать умение обозначать свои и чужие действия; соотносить словесное обозначение действия, изображенные на картинке( кто что делает? - мальчик прыгает, девочка спит. Птичка летает) ; Развивать умение характеризовать посредством слова состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей( болеет, плачет, смеется) ; Расширять словарь, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов( у мыши голова. Ушки, носик, усы. Лапки, хвостик; у кастрюли- ручки, крышка, дно) ; Поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова; Способствовать развитию грамматического строя речи: Упражнять в понимании и правильном употреблении пространственных предлогов( на, под) и наречий( вперед. Назад, рядом) ; Поощрять использование в речи уменьшительно- ласкательных наименований( машинка, уточка, собачка) ; Помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять попытки строить предложения( фразы) , состоящие из двух- трех слов; Развивать произносительную сторону речи: Способствовать развитию речевого слуха; Побуждать проговаривать вслед за воспитателем, а затем самостоятельно звукоподражения животным( ко- ко, му- му, мяу- мяу) и предметам( поезд: у- у- у) ; Развивать фонематический слух. Различать на слух два- три слова и находить соответствующие картинки( предметы) ; Дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания( ку- ку- ко- ко; му- му- мур- мур; ха- ха- ах- ах и др. ) ; Развивать слуховое внимание посредством игр и игровых упражнений; Обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средство общения: Создавать условия, при которых ребенок может добиваться своей цели путем речевого обращения к взрослому или сверстнику; Вводить в жизнь группы простейшие формы речевого этикета( приветствие, прощание, просьба) в соответствии с речевыми возможностями детей; Формировать умение выполнять элементарные действия по односложной инструкции( «Принеси мяч», «Возьми ложку», «Брось в корзину» и. т. д) ; Знакомить детей с книжной культурой, вводить их в мир художественного слова: Рассказывать народные и творческие сказки; Вводить в повседневную жизнь детей потешки, песенки, небольшие авторские стихи; Вызывать у детей интерес к книгам, их рассматриванию как вместе со взрослыми, так и самостоятельно; Привлекать детей к посильному участию в рассказывании взрослого( жесты, мимика, действия, звукоподражания, отдельные слова в соответствии с контекстом) . Задачи Образовательная область «Художественное –эстетическое развитие» Задачи Содействовать своевременному и полноценному пс ихическому каждого ребенка, спо собствовуя становлению деятельности: Способствовать становлению целенаправленности деятельности ребенка: в продуктивных видах( рисовании, лепке, конструировании) помогать ребенку формулировать и реализовывать свою собственную цель. Соответствующую его личным интересам и отражающую его эмоциональные впечатления; Знакомить с разнообразными изобразительными и конструктивными материалами, создавать условия для их самостоятельного исследования( краски, мелки, фломастеры. Пластилин. Бумага различной фактуры. Кисти, штампы и. т. п. ) ; Дать представление о разных способах звукосочетания: Знакомить с озвученными игрушками и простейшими шумовыми музыкальными инструментами; Предоставлять возможности действовать с этими игрушками и инструментами( нажимать на клавиши, дергать струны, дуть в свистки, у дарять по барабану ладошкой или специальной палочкой) , изла гать различные звуки, развивать представления о способ ах получения различных звуковых эффектов; Изготавливать вместе с детьми звучащие игрушки- «шумелки» и «гремелки» из подручных материалов; Учить детей петь простейшие детские песни; Создавать условия для выразительного свободного движения детей под разную по характеру музыку. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению сознания: Знакомить детей с лучшими образцами книжной графики, работами художников- иллюстраторов; Вводить детей в мир детской художественной литературы: Рассказывать народные и авторские сказки; Использовать в повседневной жизни детей потешки, песенки, небольшие авторские стихи; Не отказывать детям в многократном повторении одного и того же хорошо знакомого произведения; Привлекать детей к посильному участию в рассказывании взрослого( жесты, мимика, действия. Звукоподражания, отдельные слова в соответствии с контекстом) ; Знакомить с произведениями декоративно- прикладного искусства; Обогащать опыт слухового восприятия музыки, звучания различных инструментов, звуков природы, голосов птиц и животных. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, закладывая основы личности: Пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности, создавая благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно- прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки. Образовательная область «Физическое развитие» Задачи: Содействовать полноценному физическому развитию: Поддерживать потребность в самостоятельной двигательной активности и обогащать двигательный опыт детей; Обеспечивать необходимый двигательный режим в течении дня: создавать условия для активного движения в группе, на участке; Создавать условия для игр с мячом; Обогащать опыт детей подвижными играми, движением под музыку; Обеспечить безопасность жизнедеятельности: Строго соблюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей; Обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное качественное питание, обязательный дневной сон; Строго выдерживать необходимую длительность пребывания детей на свежем воздухе; Соблюдать режим проветривания; Укреплять здоровье детей: Создавать в детском саду атмосферу психологического комфорта, успешной адаптации ребенка к детскому саду; Создавать условия закаливания организма детей: одевать по погоде, использовать спортивную форму и обувь для проведения физкультурных занятий, облегченную одежду в помещении детского сада при соблюдении температурного режима; Закаливать детей, используя факторы внешней среды в следующей последовательности по степени воздействия: воздух. Вода, солнце; Проводить индивидуальные укрепляющие мероприятия и профилактику заболеваний силами медперсонала. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию, способствуя становлению деятельности путем развитию, способствуя становлению деятельности путем развития основных видов движений: привлекать детей к упражнениям в ходьбе, прыжках, равновесии, л азанье, ползании, подлезании, а также катании, бросании, метании; побуждать детей к движениям, обеспечивающим нагрузку на разные группы мышц. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию, способствуя становлению действительности путем развития основных движений: формировать основы культуры здоровья; прививать простейшие культурно- гигиенические навыки и навыки самообслуживания: терпеливо и постепенно учить детей правильно мыть и вытирать руки, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться; на личном примере приучать детей к опрятному внешнему виду и нормам поведения; приучать детей отличать предметы индивидуального пользования( расческа, зубная щетка, стаканчик для полоскания рта и. т. п. ) . 2. 2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с Рабочей программой является создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию. Формы взаимодействия с родителями В образовательной деятельности используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников: информационные, организационные, просветительские, организационно- деятельностные, участие родителей в образовательной деятельности и др. Задачи работы по взаимодействию с родителями: Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; Объединить усилия для развития и воспитания детей; Создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Принципы взаимодействия с родителями: Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями; Индивидуальный подход; Сотрудничество, а не наставничество; Динамичность Традиционные формы: Родительские собрания; Консультации; Анкетирование; Семинары; Дни открытых дверей Утренники Оформление информационных стендов. Нетрадиционные формы: Защита семейных проектов; Участие родителей в творческих конкурсах; Перспективный план взаимодействия с родител ями детей дошкольного возраста 2- 3 лет группы общеразвивающей направленности № 3 на 2016- 2017 учебный год Период Тема Форма организации мероприятий взаимодействия с семьями воспитанников)  Сентябрь   Профилактика остро- кишечных инфекций   Информационные стенды       Правила для родителей Информационные стенды Рекомендации по расставанию с ребенком утром   Информационные стенды «Как надо и не надо вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад» Консультация «Возрастные особенности детей в первых младших группах: задачи воспитания и обучения особенности адаптации ребенка в детском саду» Организационное собрание Октябрь «Как надо кормить ребенка» консультация «Я в детском саду» Фотовыставка Ноябрь «Поговорим о воспитании» Консультация ОРВ Информационные стенды «Мама солнышко мое! » Фото- выставка ко дню матери Декабрь «Знаете ли вы своего ребенка»? Родительское собрание «Какой вы родитель» Тестирование « Безопасность в новогодние праздники в ваших руках» К онсультация Январь «Здоровье ребенка в ваших руках» Консультация «Что необходимо знать об ОРЗ и гриппе»? Консультация Февраль « Взаимоотношение детей в группе» Консультация « Роль отца в развитии ребенка в раннем возрасте» Консультация « Папа может, папа может…» фотовыставка Март «В каждой семье свои традиции» Родительское собрание « Не житье а масленица» Информационные стенды Памятка для родителей – по перевозкам детей. К онсультация Апрель Профилактика туберкулеза в детском возрасте. Информационные стенды «Мама, папа поиграй со мной « Консультация Май Итоговое родительское собрание «Роль совместного отдыха детей и родителей» Консультация «Безопасное поведение на воде» Памятки 3. Организационный раздел 3. 1. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания № п/ п Автор и название программы, методического пособия, технологии Год выпуска 1 Социально- коммуникативное развитие М. : «Просвещение», 2014. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»( проект) . Авторы: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризлик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екжанова. Научный руководитель: Е. В. Соловьева. 2 Михайленко Н. Я. , Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду – 2001 Р. Б. Стеркина. Безопасность. 2001. 3 Карабанова О. А. , Доронова Т. Н. . Соловьева Е. В. Развитие игровой деятельности 2- 8 лет. М. : «Просвещение», 2014 4 Формирование основ безопасного п оведения у детей 3- 8 лет. Гриз ик Т. И. , Глушкова Г. В. Методическое пособие для воспитателей. М. : « Просвещение», 2014. 1 Познавательное развитие М. : «Просвещение», 2014. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»( прект) . Авторы: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екжанова. Научный и руководитель: Е. В. Соловьева. 2 Гриз ик Т. И. Познавательное развитие: мир природы и мир человека. Соловьева Е. В. Познавательное развитие: математические представления. 1 Речевое развитие М. : «Просвещение», 2014. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»( проект) . Авторы: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екжанова. Научный руководитель: Е. В. Соловьева. 2 Речевое развитие детей 3- 4 лет. Гризик Т. И. Методическое пособие для воспитателей. М. : «Просвещение», 2014. 3 Ушакова. О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. М. : ТС Сфера, 2016 1 Художественно- эстетическое развитие М. : «Просвещение», 2014 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»( проект) . Авторы: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екжанова. Научный руководитель: Е. В. Соловьева. 2 И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. «Цветной мир», 2013. 3 Методическое пособие для воспитателей( Пособие входит в программно- методический комплекс «Радуга») . М. : «Просвещение», 2014. 4 Музыкальное развитие детей 2- 8 лет. Галянт И. Г. Методическое пособие для воспитателей. ( Пособие входит в программно- методический комплекс «Радуга») . М. : «Просвещение», 2014. 5 К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан. «Гармония» Физическое развитие 1 Примерная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»( проект) . Авторы: С. Г. Якобсон, Т. И, Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екжанова. Научный руководитель: Е. В. Соловьева. М. : «Просвещение», 2014. 2 Лайзане. С. Я. 3. 2. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды Перечень материалов и оборудования, необходимых для реализации Рабочей программы Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Образные игрушки Куклы разных размеров в одежде, куклы голыши, антропоморфные( очеловеченные) животные из разных материалов( мишки, зайчики, кошечки и др. ) ; стационарная и настольная мебель. Предметы быта   Наборы «кухня»( плита, стол, дощечки для нарезания продуктов) посуда, кровать кукольная, мягкая мебель, столовые приборы для укладывания спать постель для кукол, коляски. Техника, транспорт Различные виды транспорта, различного по размеру из различных материалов. Бросовые материалы и предметы- заместители   Предметы заместители в коробках( кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок, конструкторов, катушки и пр. ) Ролевые атрибуты   Игрушки для разыгрывания различных сюжетов: ( посуда, столовые приборы) , укладывания спать( постель) , для купания( ванночки, флаконы, , салфетки) , лечение( набор доктора) , для игры в парикмахерскую( зеркало, расчески, ленточки, флаконы) , игры в цирк( курочка, заводные игрушки, перчаточные куклы, маски) , для магазина( весы, муляжи продуктов питания, овощей и фруктов) и пр. Атрибуты для уголка ряженья   Ленты, шляпки, заколки, костюмы, сарафаны, платочки, бусы, сумки, кокошники, парики, шапочки, зеркало Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей( наборы кукол, сказочных персонажей, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и др. ) , фланелеграф, магнитная доска с наборами персонажей и декораций. Образовательная область «Речевое развитие» Бытовые предметы и игрушки Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий; дидактические столы; большая напольная пирамида для совместных игр детей; матрешки, наборы кубиков и объ емных тел( цилиндры, бруски, шары, диски) ; игрушки- орудия( со вочки, ло патки с наборами формо чек, молоточки и пр. ) . игрушки забавы( звучащие, двигающиеся, неваляшки) экспериментирование Плавающие и тонущие предметы( губки, дощечки, предметы из резины, пластмассы) . Игрушки из материала разного качества. Игрушки и предметы для наблюдения. Материалы для развития речи Книжки с картинками( сборники по тешек, стишков, прибауток, песенок, сказок, рассказов) , предметы и сюжетные картинки наборы картинок для группировки( одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, игрушки, и. др. ) . Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» Материалы и оборудование для общего назначения Книги с красочными иллюстрациями, репродукции; альбомы с фотографиями, музыкальные инструменты, стенд для демонстрации рисунков и поделок Кисти клеевые, кисти для рисования, краски гуашевые, краски пальчиковые, краски акварель, альбомы, карандаши, цветная бумага, стаканы для воды, цветной песок, перчатки, губки, ватные палочки, салфетки, пластилин, тесто, глина, мелки, мольберты, бумага разных форматов, фартуки, Весь материал имеется в группе. Образовательная область «Познавательное развитие» Наглядные пособия отражающие разнообразные занятия детей и взрослых, их действия, различные житейские ситуации. Книги, картины, иллюстрации Образовательная область «Физическое развитие» Приспособления способствующие развитию двигательной активности детей Горки, лесенки, домики, игрушки- качалки, модули, веревочки, дорожки, мешочки, массажные дорожки и коврики, сухой бассейн, велосипеды, мячи, гегли, обручи, игрушки на развитие мелкой моторики и пр. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды Развивающая предметно- пространственная среда группы построена в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей,   обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, предоставляет возможности для общения и целенаправленной, разнообразной совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Характеристика развивающей предметно- пространственной среды в группе общеразвивающей направленности для детей 2- 3 лет Организация развивающей предметно- пространственной среды группы Для комфортного и полноценного проживания воспитанников в детском саду вместе с родителями мы организовали развивающую предметно – пространственную среду. Развивающая предметно- пространственная среда насыщена, трансформируема, полифункциональная, доступна, а так же безопасна. Среда подобрана в соответствии с возрастными особенностями детей, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую, двигательную активность детей. Групповое помещение условно разделено на центры, что позволяет использовать помещение наилучшим образом. В групповой комнате размещены центры и уголки в соответствии с возрастом детей: Предметно- развивающая среда в нашей группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по  центрам развития  позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Содержание предметно- развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается. Центр сюжетно- ролевой игры Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Водителей» и др. ; куклы; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки- забавы; Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т. п. В группе имеется место для игр с песком, водой, глиной, красками. Для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, представлений об окружающей природе и в целях развития их интеллекта, мы создали  «Маленькую лабораторию». В процессе проведения несложных опытов, дети превращаются в любознательных испытателей. Мы вместе с детьми определяем свойства воды: предлагаем игры – «Цветная водичка», «Волшебный песок» и др.  Собираем разнообразные коллекции. Так же в группе есть зеркало, чтобы каждый малыш мог видеть, а уголок ряженья позволяет ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно. Созданный с целью гармоничного развития детей физкультурно- оздоровительный центр находится вдали от играющих воспитанников. Силами воспитателей совместно с родителями и детьми изготовили нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненные горохом, песком. Развивать координацию движений помогают сшитые руками, дорожки с изображением следов. Для развития самостоятельной  художественной деятельности в доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: это карандаши и бумага, восковые мелки, формочки для лепнины, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, баночки для воды, различные трафареты, стеки, доски для лепки, палитры, кисточки толстые и тонкие. Для центра творчества  «Юный художник » отведено место в групповой раздевалке, чтобы родители могли видеть работы своих детей. Разнообразные виды мозаик, лото, различные по форме, цвету и материалу игрушки, развивающие игры, направленные на развитие речи и сенсорные способности- это центр интеллектуального развития  «Умничка ». В нашем центре «Уголок конструирования» кроме традиционного материала для строительных игр( большой пластмассовый конструктор, пирамидки, кубики, схемы простых построек. Так же здесь на просторных полочках размещены машины – самосвалы, грузовики, легковые автомобили( в них дети могут легко катать мягкие игрушки, или просто перевозить конструктор) . Прочитать сказку или рассмотреть любимую иллюстрацию в книге нам поможет книжный уголок « Почитайка».  На удобных для детей полочках расположены предметные и сюжетные картинки, сказки и рассказы для малышей. Здесь дети с удовольствием листают любимые книги. Происходит постоянное обновление книг. Музыкально- театральный центр Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, ( колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др. ) ; музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол( би- ба- бо) ; театр на магнитах, маски для постановки сказок, самодельные костюмы; Центр природы Оборудование и материалы, которые есть у нас уголке: в группе находится комнатные растения( фикус, бегония, герань, бальзамин, амазонская лилия) ; подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала; материал для организации экспериментирования: микроскоп, лупы, зеркала, песочные часы, фонарик, ёмкости( стаканчики, мерки, воронки, трубочки) ; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, цветные стеклышки, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли. Уголок «Уединения» находится в группе. Здесь мы предлагаем посмотреть фотоальбом детских и семейных фотографий в тишине. Включаем музыку или слушание сказок, также здесь дети могут поиграть с куклами или настольными играми, посмотреть свои любимые книги. В нашей группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами. Наш участок. Участок детского сада отвечает гигиеническим и педагогическим требованиям. На участке располагается игровая площадка, где проводятся разнообразные подвижные игры, отведено место для игр с песком и водой.   Участок огорожен забором. На участке посажены высокие деревья, что создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температура воздуха, влажность, солнечная радиация. Так же на участке имеется клумба с цветами, где педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру. Критерий Характеристика Насыщенность В группе для детей имеются игрушки для различных игр, настольно- печатные игры, сюжетно- ролевые игры, созданы центры для двигательной активности, творческого развития, сенсорного развития, уголок ряженья. Трансформируемость В группе для свободной деятельности детей столы раздвигаются, оставляя место для движения.   Полифункциональность   В группе имеются мягкие модули, имеется природный материал, а так же бросовый материал. Вариативность   Согласно ФГОС в группе создается предметно пространственная развивающая среда, имеются разнообразные материалы, различные игры, игрушки и оборудование. А также группа разделена на различные пространства для игры в конструкторы, уединение и. пр. В группе периодически происходит сменяемость материалов, игр, игрушек, оборудования, обеспечивающее свободный выбор стимулирующее двигательную, познавательную, исследовательскую активность детей. Доступность   В группе создана развивающая среда согласно возрастным особенностям детей и требованиям СанПина, Среда доступна для детей, все игровые материалы находятся в свободном доступе для детей. безопасна. 3. 3. Объём учебной нагрузки Г руппа работает в режиме пятидневной рабочей недели с 12- часовым пребыванием в течение дня. Рабочая программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОО. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 2- х до 3- х лет – не более 1 0 мин, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня во 1- о й младшей группе не превышает 2 0 мин. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 мин. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня. ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК РАБОТЫ МБДОУ ДС «Катюша» г. Волгодонска на 2016 – 2017 учебный год Период Начало Окончание Учебный год 01. 09. 2016 31. 05. 2017 Зимние каникулы 09. 01. 2016 13. 01. 2017 Летний оздоровительный период 01. 06. 2016 31. 08. 2017 Организация режима пребывания детей в группе общераз в ив ающей направленности для детей дошкольного возраста 2- 3 лет составляет 12 часов( с 7. 00 до 19. 00) . Рабочие дни: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. Учебный план образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста 2- 3 лет Образовательная область Виды деятельности Количество занятий В неделю В месяц В год Социально- коммуникативное развитие Осуществляется в процессе режимных моментов, игровых ситуаций в течение дня, в семье Познавательное развитие Мир природы и мир человека 1 4 30 Математические представления Осуществляется в процессе режимных моментов, игровых ситуаций в течение дня, интегрируется с другими видами деятельности Художественно- эстетическое развитие Рисование 1 4 30 Лепка 1 4 30 Конструирование Осуществляется в процессе режимных моментов, игровых ситуаций в течение дня, в семье Музыкальное развитие 2 8 66 Речевое развитие Речевое развитие 1 4 30 Ознакомление с художественной литературой Осуществляется в процессе режимных моментов, игровых ситуаций в течение дня, в семье Физическое развитие Физическая культура 3 12 102 ВСЕГО: 9 36 288 Режим жизнедеятельности детей 2- 3 лет № п/ п Режимные моменты 2- 3 лет 1. Прием детей. Самостоятельная деятельность. 7. 00- 8. 00 2. Осмотр. Образовательная деятельность: игры, утренняя гимнастика, труд. Самостоятельная деятельность детей. 8. 00- 8. 30 3. Подготовка к завтраку, ЗАВТРАК. 8. 30- 9. 00 4. Групповая непосредственно образовательная деятельность. 9. 00- 9. 15 5. Подготовка к образовательной деятельности в режимных моментах. Прогулка( наблюдения, игры. , труд. Самостоятельная деятельность) . 9. 15- 9. 30 6. Второй завтрак. 10. 30- 10. 40 7. Продолжение прогулки. Игры. Самостоятельная деятельность. 10. 40- 11. 40 8. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, ОБЕД. 11. 40- 12. 00 9. Подготовка ко сну, сон 12. 10- 15. 00 10. Подъем детей. Образовательная деятельность в режимных моментах: гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры. 11. Непосредственно образовательная деятельность( музыка) 15. 0- 15. 45 12. Самостоятельная деятельность 15. 45- 16. 00 13. Подготовка к полднику. Уплотненный полдник с включением блюд ужина. 16. 00- 16. 0 14. Образовательная деятельность в режимных моментах: игры, труд, беседы, чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность. 16. 30- 17. 00 15. Подготовка к образовательной деятельности в режимных моментах. ПРОГУЛКА: ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Уход домой. 17. 00- 19. 00 Организация двигательного режима детей При включении детей в двигательный режим мы создаём условия для возникновения положительных эмоций, что достигается путём положительной оценки, музыкального сопровождения. Мы способствуем постепенному освоению техники движений, целенаправленно формируем физические качества, проявляем активность в разных видах двигательной деятельности( организованной или самостоятельной) . Модель двигательного режима Первой младшей группы Виды занятий Частота проведения Длительность Первой младшая группа Приём на участке Дневная прогулка Вечерняя прогулка Занятия по физической культуре Музыкальные занятия Физкультурно- оздоровительная работа утренняя гимнастика подвижные игры и физические упражнения на прогулке гимнастика пробуждения ходьба по ребристой дорожке воздушные и солнечные ванны Точечный массаж по Рудневой Дыхательная гимнастика Физминутки Активный отдых: Физкультурный досуг Неделя здоровья Самостоятельная двигательная активность на прогулке с выносным материалом ежедневно ежедневно ежедневно 2 раза в неделю 1 раз на воздухе 2 раза в неделю ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно в осенне- зимний период ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в месяц 1раз в квартал ежедневно 1ч 2ч 1ч 30м 10 минут 10 минут 5 минут 10 минут 10 минут 2- 3 раза в день по минуты 10 минут Двигательная деятельность ребёнка обеспечивает удовлетворение органической потребности в движении, воспитание ловкости, смелости, гибкости. Оздоровительный режим Организация оздоровительного режима исходит из особенностей этого профиля деятельности – по показателям сравнительных характеристик в течение дня: умственной, физической работоспособности, эмоциональной реактивности с последующим их подразделением на представителей преимущественно утреннего или вечернего типов и аритмиков с высокой или низкой работоспособностью. Соответственно этому регулируются нагрузки, предъявляемые детям в процессе обучения, воспитания и развития. Младший дошкольный возраст № Оздоровительные мероприятия Особенности организации 1. Приём детей на воздухе Ежедневно, до- 15 С 2. Утренняя гимнастика для всех групп мышц на свежем воздухе или в помещении. Упражнения на развитие дыхания, артикуляции. Гигиенические процедуры. Ежедневно 6- 12 мин. 3. Воздушно- температурный режим: В группе В спальне Ежедневно+ 18+ 20+ 16+ 18 4. Сквозное проветривание 2 раза в день, в течение 5- 10 мин, до+ 14- 16С 5. Одежда детей в группе облегченная 6. Двигательная разминка, воздушные и водные процедуры после дневного сна Ежедневно по мере пробуждения детей 5- 10 мин 7. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно не менее 2 раз в день 8. Целевые прогулки 1 раз в 3 месяца Эффективность оздоровительного режима обеспечивается при условии, если: обеспечивается достаточная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточной умственной нагрузки и преобладания положительных эмоций у детей. 3. 4. Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий Программа предусматривает организацию культурно- досуговой деятельности детей,  задачами которой являются: организация культурного отдыха детей, их эмоциональной разрядки; развитие детского творчества в различных видах деятельности и культурных практиках; создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых; обогащение личного опыта детей разнообразными впечатлениями, расширение их кругозора средствами интеграции содержания различных образовательных областей; формирование у детей представлений об активных формах культурного отдыха, воспитание потребности в их самостоятельной организации. Цикличность  организации досуговых мероприятий предполагает е женедельное их проведение( до 10 минут) во второй половине дня: каждую пятницу – вечер развлечений; 1 раз в неделю – физкультурный досуг. Для организации и проведения детских досугов возможно привлечение родителей и других членов семей воспитанников. План проведения праздников, мероприятий на 2016- 2017 учебный год № п/ п Месяц Форма и содержание мероприятия 1 2 сентябрь «наша группа»- знакомство с группой. «Подарки Осени»- коллекция. 1 2 октябрь «Расти здоровым»- развлечение Кукольный театр- Колобок. 1 2 ноябрь Развлечение осени- у рожай День матери- подарки мамам 1 2 декабрь «мастерская Деда Мороза»- творчество Встреча с Дедом Морозом- утренник 1 2 январь Прощанье с елкой- игры Зимние забавы 1 2 февраль «мой папа- солдат»- творчество Кукольный театр- бибабо 1 2 март Масленица – игры забавы 1 2 апрель «В гостях у Мойдодыра»- развлечение 1 2 май «день мыльных пузырей»- развлечение Описание традиций группы: День- «радостных встреч «- традиция встречи в понедельник после выходных дней, проведенных дома, в семье. После завтрака воспитатель и дети рассказывают друг другу о том, как они пр овели эти дни, делятся своими пе реживаниями и впечатлениями. Воспитатели организуют встречи с интересными людьми( родителями, сотрудниками детского сада) , готовят детям сюрпризы: встречу с интересной игрушкой, книгой. День- «почемучек»- беседы о правилах группы. Это своего рода система запретов как традиции в мла дших группах детского сада. Осно внаягруппа запретов должна быть очень немногочисленной( 2- 3 ограничения) и касаться основных принципов совместной жизни- личной неприкосновенности, уважения к деятельности и ее результатам: не при каких условиях нельзя бить других детей, нельзя «портить» их игру, нельзя причинять боль другим живым существам. Формула поведения проста »нельзя- значит нельзя». Наилучшим способом добиться выполнения этих запретов рассказывать и объяснятьдетямпочему этого делать нельзя. День – «сладостей»- проводится во время полдника в форме чаепития. Во время чаепития может завязаться дружеская беседа воспитателя с детьми и друг с другом. Содержание бесед может быть различным, например, воспитатель может познакомить детей с нормами этики и этикета или могут отражать те проблемы которые волнуют детей в данный момент. Эта традиция не подразумевает предварительного планирования педагогам темы для разговора. На встречу – беседу можно пригласить сказочный персонаж, который ответит на все почему? . . . День- «здоровья»- игры, беседы о ЗОЖ. В этот день можно провести спортивное развлечение или совместную организованную прогулку «дружная семья» Рассказать детям как можно заботиться о свое здоровье. Организовать встречу с медицинской сестрой в медицинском кабинете. Пригласить сказочный персонаж которому надо оказать помощь. День- «Театра»- встреча со сказкой. В этот день можно познакомить детей с новым сказочным героем который расскажет сказку, или всем вместе отправиться в путешествие на «волшебном ковре самолете». А можно сочинить сказку самим и рассказать ее близким. 3. 5 Приоритетные направления деятельности педагогов Тема: «Система развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста» Актуальность: «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками- этим органом всех органов». Джордано Бруно Цель: Содействовать нормализации речевой функции; Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное, слуховое восприятие, творческую активность; Создавать эмоционально- комфортную обстановку в общении со сверстниками и со взрослыми. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной. Задачи: Улучшить координацию и точность движения руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук. Улучшить общую двигательную активность. Стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. Перспективный план Месяц Тема сентябрь Создание предметно- развивающей среды для развития мелкой моторики рук. сентябрь Диагностика детей. сентябрь Настольно –печатные игры «лото», «пазлы», «вкладыши», «пиромидки». октябрь «Нанизываем кольца» д/ и «стержни и кольца» октябрь «Цветные вкладыши» д/ и «цветные вкладыши» октябрь «Логоритмика» «платье» октябрь «Пальчиковая гимнастика» « пальчики здравствуйте! » ноябрь Рисование «дорисуй ниточку к шарику» ноябрь д/ и «чудесный мешочек» ноябрь «Логоритмика» «тапки» ноябрь «Пальчиковая гимнастика» « Овощи» декабрь Перекладывание из одной емкости в другую. декабрь д/ и « сухой бассейн» декабрь «Логоритмика» упражнение- «это я» декабрь Пальчиковая гимнастика «Фрукты» январь Аппликация «мячики покатились» январь д/ и «мозайка» январь Упражнение «елочка» Январь Пальчиковая гимнастика «новогодние игрушки» февраль Лепка»Декаративная пластина». февраль Разбор красной и белой фасоли. февраль Логоритмика»Каша». февраль Пальчиковая гимнастика Помощник». март Выкладывание «8 марта». март Комплексное занятие «Флажки». март Логоритмика подвижная игра «Подарок маме». март Пальчиковая гимнастика «Наши мамы». апрель Лепка «Ппогремушка». апрель Выкладывание из палочек геометрических фигур. апрель Подвижная игра «Петух». апрель Пальчиковая гимнастика « Домашние птицы». Май Д. игра «Чудесный мешочек». Май Выкладывание «Узор из белой и красной фасоли». май Подвижная игра «Зайка». май Пальчиковая гимнастика «Наша армия». Перечень методической литературы: Воробьева. Л. В. Развивающие игры для дошкольников. - СПб: Изд «Литера», 2010; Ермакова. И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд « Литера», 2010; Крупенчук. О. И. Пальчиковые игры. – СПб: «Литера», 2010; Мельникова, А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М. : «Карапуз» 2011; Пименова, Е. Пальчиковые игры. – Ростов- на- Дону: Феникс 2011; Темофеева. Е. Ю. , Чернова. Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнение на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона- Век, 2011; Цвынтарный. В. В. Играем пальчиками и развиваем речь- СПб: ИЧП «Хардфорд», 2012.

Оставить комментарий: