a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Урок литературы в 8 классе с использованием ЦОР

Автор: Шремзер Елена Михайловна Опубликовано: 2020-04-04 15:14:15

Методическая разработка урока Предмет: родная русская литература, комбинированный тип урока. Тема: Жанр святочного рассказа в русской литературе Класс: 8 Технологии: элементы сингапурской методики, технологии критического мышления, ИКТ – технологии. Аннотация: Данный урок является 8- ым в программе курса «Родная русская литература» для 8 класса; относится к разделу «Русская литература 19- 20 века»; выбрана тема «святочного « рассказа, т. к. данная тема слабо отражена в основном курсе литературы, что делает ее особо интересной. Урок комбинированного типа, соответствует ФГОС основного образования; использованы групповая и индивидуальная формы работы, задействованы элементы сингапурской методики. Применение элементов цифровых образовательных технологий вкупе с традиционными увеличивает шансы каждого обучающегося на успех, т. к. позволяет самому выстраивать систему отметок за работу на уроке и вне его. Конспект урока Тема: « Жанр «святочного» рассказа в русской литературе. Цель урока: познакомить с особенностями жанра «святочного» рассказа, историей возникновения, воспитывать чувство красоты и милосердия. Задачи урока: - познакомиться с образцами святочных рассказов; - охарактеризовать основные жанровые признаки святочных рассказов; - провести интерактивный контроль усвоения полученных знаний и умений работы с жанровыми особенностями святочного рассказа. Планируемые результаты: - предметные: познакомить с историей возникновения жанра святочного рассказа, его особенностями, произведениями А. Аверченко, А. Куприна, Ф. Достоевского, Н. Вагнера, С. Черного; определить единую жанровую и идейную составляющую святочного рассказа; - метапредметные: развивать навыки критического мышления; формировать коммуникативные( аргументированно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи) и интерактивные( выполнение учебных задач в интерактивном рабочем листе) навыки; - личностные: формировать бережное отношение к своим близким, традициям и культуре русской литературе; воспитывать у обучающихся эстетическую культуру, желание дарить и получать радость. Оборудование урока: смартфоны или ноутбуки с выходом в Интернет, медиа проектор. Интернет- ресурсы: социальная сеть « ВКонтакте »( сообщество для учеников и родителей «Учимся с умом», виртуальный конструктор в приложении Wizer. me Цель применения ИКТ на уроке: 1) усиление воспитательной функции урока; 2) активизации познавательной деятельности учащихся; 3) формирование коммуникативной компетенции; 4) повышение уровня умений работать с информацией различных источников; 5) формирование информационной культуры. План – конспект урока Этап урока Про дол жи тель ность Орг. форма Содержание деятельности( деятельность учителя и учеников) Предполагаемый результат Используе- мые ИКТ средства 1. Актуализа- ция знаний 2 мину ты Фрон тальная Просмотр фрагмента художественного фильма «Ночь перед Рождеством». Учитель: Здравствуйте, ребята! Я предложила вам начать урок с просмотра одного из самых любимых фильмов моего детства. Думаю, что не только мною… Как называется фильм? Учитель: Замечательный фильм, хорошая книга, да и сам праздник. И разговор пойдет именно о нем( озвучивает тему урока) . 1. Интерес к теме 2. Озвучивание темы урока Мультимедиа проектор. Фрагмент фильма. 2. Целепо- лагание 2 мину- ты Групповая Используя обучающие структуры сингапурской методики, класс поделила на 4 группы –к оманды. Учитель: Обратите внимание на набор инструментов для работы на уроке. Это «Дорожная карта». Следуя строго по этапам выстроенного в ней маршрута, группа зарабатывает баллы, из их количества складывается общая оценка командной работы. Вторая карта «Информационная», которая содержит необходимый для работы текстовый материал. Задание: Пользуясь информационной картой, пройдите 1 этап «Дорожной карты». По окончании работы отвечает за работу группы партнер №1 2. Самостоя- тельная работа( приложение №1, 2) Группа самостоя- тельно определяет цель и задачи урока, сверяет полученный результат с правильными ответами, выставляет в «Дорожную карту» заработанные баллы. Мультимедиа проектор. Шаблон правильного ответа 3. Объясне ние темы урока 3 минут ы Групповая, Фрон тальная 1. Учитель: Для достижения цели все средства хороши. Помните, как Вакула верхом на черте летел в Санкт- Петербург, чтобы добыть для своей любимой черевички? Вот так и мы движемся дальше к своей цели, выполняя одну за другой учебные задачи. На втором этапе вам предстоит поработать со структурой Э й ар гайд( «До и после») . Учитель: Вы посмотрели видеоролик, теперь ответьте на вопрос: поменяли ли вы какой- либо из ваших ответов? Какие из этих утверждений наиболее важны для вас? Почему? Отвечает партнер №2 1. Самостоятельная работа. Приложение №3. Таблица Эй ар гайд по теме «история святочного рассказа». Группа сверяет ответы и выставляет баллы в свою «Дорожную карту». 2. Интерес к теме 1. Презентация видеоролика «История создания святочного рассказа». 4. Проверка домашнего задания как этап работы над новой темой 8- 10 минут Групповая Обучаю щая структура Клок баддис. Учитель: В качестве домашнего задания вам было предложено прочитать и создать буктрейлер по 1 из 4- х святочных рассказов. В о время просмотра я прошу каждого отметить для себя наиболее понравившийся буктрейлер, в котором нужно отметить 2 положительных и 1 отрицательный момент, если таковой обнаружится. Учитель: возьмите в руки «Дорожную карту» и выполните задание 4 этапа. Отвечает партнер №3 Учитель: Подводим итоги. Все рождественские или святочные рассказы имеют одни и те же жанровые признаки: 1. Присутствует рассказчик. 2. События хронологически связаны с Рождественскими праздниками. 3. Обязательно присутствие в качестве героя произведения детей. 4. Наличие фантастического элемента, чуда. 5. Произведение несет в себе нравственный урок. Самостоятельная работа 1. Учащиеся представляют 4 буктрейлера по произведениям русских писателей. А. Аверченко «Зеркальная душа», А. Куприн «Начальница тяги», Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на елке», С. Черный «Берлинское рождество». 2. Приложение №4. В конце работы группа сверяет ответы с шаблоном и выставляет в «Дорожную карту» заработанный балл. Социальная сеть « ВКонтакте », с ообщество «Учимся с умом». 5. Практическая работа 8- 10 минут Индивидуаль ная Учитель: «Дорожной карте» осталось немного этапов. Самый важный, как мне кажется, это выполнить практическую работу, которая покажет ваши реальные успехи. Для этого возьмите в руки смартфоны, зайдите на свою страничку в Wizer. me и выполните задания Интерактивного листа. Сохраните ответы, которые можно отправить на мою электронную почту или оставить сохраненными на сайте. Время для выполнения индивидуально, но не более 10 минут. Желаю успеха! Самостоятельная работа https: / / app. wizer. me/ login? redir= % 2Fdashboard% 2Fcommunity 6. Домашнее задание 1, 5- 2 минут ы Фрон тальная Учитель: Так какой же он святочный рассказ? Предлагаю вам посмотреть еще один буктрейлер. В конце вы увидите большой вопросительный знак. Чтобы ответить на него, нужно рассказ прочитать и дать письменный ответ- эссе на вопрос: Какой нравственный урок несет в себе произведение Н. Вагнера? «Христова детка» Интерес к теме Учащиеся смотрят видеоролик, записывают домашнее задание Мульти проигрывате ль. В идеоролик по книге Н. Вагнера «Христова детка». 7. Рефлексия 1 минута Фрон тальная Структура «Билетик на выход». Самостоятельная работа. Учащиеся, уходя с урока, прикрепляют на классную доску свои записи- впечатления от урока, с дают свои «Дорожные карты» учителю. По итогам он выставляет оценки. Приложение №1 Дорожная карта Группа№_ _ _ , Состав группы: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Этап Задание Инструкция по выполнению Кто отвечает Критерии успешности Итоговый балл 1 Цель и задачи урока 1. Откройте 1 блок информационной карты. 2. Прочтите все подсказки. 3. По кругу заполните пропуски. Цель: ………… Задачи: 1………………………… …………………………. 2………………………. . ………………………… 3………………………. ………………………… 4. Сверьте свои ответы с шаблоном и выставите итоговый балл за этап 1 партнер 2 партнер 3 партнер 4 партнер 4 совпадения- 3 балла 3 совпадения- 2 балла 2 совпадения- 1 балл 1- 0 совпадений- 0 баллов 2 Таблица верных и неверных утверждений. 1. Каждый берет себе таблицу утверждений «До и после». 2. В колонке «До» необходимо поставить «+ » напротив утверждения, которое считаете верным. 3. Посмотрите видеоролик. 4. Поставьте в колонке «После» «- « напротив тех утверждений, которые не совпали с вашим «+ ». 5. Подсчитайте, сколько совпадений получилось в группе и выставите итоговый балл Все члены группы В каждой таблице 3- 4 совпадения- 3 балла В каждой таблице 1- 2 совпадения- 2 балла Нет совпадений – 0 баллов 3 Домашнее задание 1) Буктрейлер нужно представить по плану: 1. Автор 2. Название 3. Действующие лица рассказа. 4. Время, в которое происходят события рассказа. 2) В выбранном вами для оценки видеоролике отметьте 2 лучших момента и 1, требующий доработки Отвечает партнер №4 Наличие буктрейлера- 1 балл Представление буктрейлера по плану – 1 балл. Отметили лучшие и худшие стороны выбранного для оценки буктрейлера – 1 балл 4 Таблица соответствия 1. Возьмите таблицу «Жанровые особенности». Изучите ее содержание. 2. Каждый партнер должен подчеркнуть в списке общее для 3- 4 рассказов слово только в одной колонке. Далее необходимо передать лист следующему партнеру. 3. Подчеркнутые слова не должны повторяться Все по кругу Нашли 5 совпадений – 3 балла. Нашли 4 совпадения- 2 балла. Нашли 2- 3 совпадения – 1 балл. 5 Интерактивный рабочий лист Приложение Wizer. me 1. Выполните задания своего интерактивного листа за отведенное время 10 минут. 2. Количество баллов выставляет каждый партнер группы( 12 баллов максимум) . Все 1. Справился со всеми заданиями и уложился во времени- 3 балла. 2. Справился со всеми заданиями, но не уложился во времени – 2 балла. 3. Выполнил только 1- 2 задания- 1 балл Приложение № 2 Информационная карта Блок № 1 Подсказки: 1) прочитать, посмотреть, сделать, решить; 2) буктрейлеры «Зеркальная душа», «Начальница тяги», «Мальчик у Христа на елке», «Берлинское рождество»; 3) святочный рассказ или рождественский рассказ; 4) история появления; 5) признаки; 6) тема: «Жанр святочного рассказа в русской литературе». Приложение № 3 Блок №2 Таблица «До и после» До После 1. Рождественская литература впервые появилась в Германии 2. Рождественские и святочные рассказы- э то 2 разновидности жанров литературы 3. В современной русской литературе, к сожалению, этот жанр утратил свою популярность 4. Считается, что первым появился жанр рождественской повести Таблица «До и после» До После 1. Рождественская литература впервые появилась в Германии 2. Рождественские и святочные рассказы- э то 2 разновидности жанров литературы 3. В современной русской литературе, к сожалению, этот жанр утратил свою популярность 4. Считается, что первым появился жанр рождественской повести Таблица «До и после» До После 1. Рождественская литература впервые появилась в Германии 2. Рождественские и святочные рассказы- э то 2 разновидности жанров литературы 3. В современной русской литературе, к сожалению, этот жанр утратил свою популярность 4. Считается, что первым появился жанр рождественской повести Таблица «До и после» До После 1. Рождественская литература впервые появилась в Германии 2. Рождественские и святочные рассказы- э то 2 разновидности жанров литературы 3. В современной русской литературе, к сожалению, этот жанр утратил свою популярность 4. Считается, что первым появился жанр рождественской повести Приложение №4 Таблица «Жанровые особенности» Ф. Достоевский А. Куприн С. Черный А. Аверченко Дети Взрослые Чудо, ф антастика Город Взрослые Дети Праздник Рассказчик Чудо, фантастика Рассказчик Дети Взрослые Рассказчик Подарки Подарки Праздник Елка Праздник Радость Город Праздник Город Рассказчик Фантастика Печаль Мораль Мораль Урок нравственный Таблица «Жанровые особенности» Ф. Достоевский А. Куприн С. Черный А. Аверченко Дети Взрослые Чудо, ф антастика Город Взрослые Дети Праздник Рассказчик Чудо, фантастика Рассказчик Дети Взрослые Рассказчик Подарки Подарки Праздник Елка Праздник Радость Город Праздник Город Рассказчик Фантастика Печаль Мораль Мораль Урок нравственный Таблица «Жанровые особенности» Ф. Достоевский А. Куприн С. Черный А. Аверченко Дети Взрослые Чудо, ф антастика Город Взрослые Дети Праздник Рассказчик Чудо, фантастика Рассказчик Дети Взрослые Рассказчик Подарки Подарки Праздник Елка Праздник Радость Город Праздник Город Рассказчик Фантастика Печаль Мораль Мораль Урок нравственный Таблица «Жанровые особенности» Ф. Достоевский А. Куприн С. Черный А. Аверченко Дети Взрослые Чудо, ф антастика Город Взрослые Дети Праздник Рассказчик Чудо, фантастика Рассказчик Дети Взрослые Рассказчик Подарки Подарки Праздник Елка Праздник Радость Город Праздник Город Рассказчик Фантастика Печаль Мораль Мораль Урок нравственный

Оставить комментарий: