a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

17.02.2020г. "Коммуникативное развитие детей"

Автор: Тойшева Светлана Мамедовна Опубликовано: 2020-04-14 17:31:28

Документы для скачивания

Коммуникативное развитие детей на этапе завершения дошкольного образования

В ДЕТСКОМ САДУ.

        Развитие личности, становление ее жизнедеятельности находится в прямой зависимости от социального окружения, в котором она живет и развивается. Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении, которая, по мнению отечественного психолога Л.И. Божович, несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей.

Особенности взаимоотношений дошкольника с другими людьми определяются не только современными условиями его развития: техническим прогрессом, всеобщей компьютеризацией, но также родительскими и общественными установками. О.Е. Смирнова называет одной из негативных современных тенденций в дошкольном образовании стремление к раннему развитию детей и, как следствие, предпочтение дидактических игр, направленных на обучение, сюжетно-ролевой игре, развивающей эмоциональную и социальную сферу дошкольника. Следовательно, вопросы коммуникативного развития дошкольников стали весьма проблемными и актуальными.

Многочисленными исследователями доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития.

Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль; понимание того, как другие будут воспринимать сказанное и умение слушать собеседника.

Известно, что в старшем дошкольном возрасте сверстник становится субъектом общения, у детей формируются контакты на уровне реальных отношений, основным мотивом коммуникативных отношений становится личностный, когда сверстник привлекает ребенка как личность, обладающую индивидуальными особенностями. Умение привлекать и удерживать внимание собеседника, убеждать, вызывать интерес к совместной деятельности является основой коммуникации старшего дошкольника, предопределяющей дальнейшие контакты и участие партнеров в вербально-коммуникативных событиях.

           Коммуникативное общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов.

К старшему дошкольному возрасту у детей существенно меняется отношение к сверстникам. В это время дошкольники способны к внеситуативному общению, складывается устойчивый образ сверстника, поэтому возникает привязанность, дружба. Формируется субъективное отношение к другим детям, то есть умение видеть похожую себе личность. Они рассказывают друг другу о том, что они видели, где были, рассказывают о своих планах и желаниях, оценивают поступки других детей. В этом возрасте дети уже могут просто общаться между собой, не играя и используя при этом какие-либо игрушки.

        Нами была разработана программа мониторинга коммуникативного развития детей на этапе завершения дошкольного образования и отобрано три методики: методика «Зеркало настроений», методика «Необитаемый остров», методика «Интервью».

     Данные методики были выбраны нами исходя из теоретических положений о компонентах коммуникативного развития, а также данные методики позволяют проводит обследование в игровой форме, что является немаловажным фактором.

     Коммуникативное развитие – это формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию детей на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – Санкт – Петербург: Питер, 2008.

2.Смирнова, Е. А. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е. А. Смирнова. – Москва: Академия, 2000.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Текст] / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. – Москва, 2013

 

Оставить комментарий: