a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Родительское собрание "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"

Автор: Разманова Татьяна Фёдоровна Опубликовано: 2020-04-23 11:13:36

Родительское собрание на тему «Актуальность гендерного воспитания. Гендерный подход в образовании и воспитании»

Цель:

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

Дать понять родителям: важность формирования основ гендерного признака в процессе воспитания и обучения.

Объяснить роль родителей в воспитании мальчиков и девочек.

Помочь родителям лучше понять своего ребенка.

Повысить уровень образованности родителей по вопросам гендерного воспитания детей.

Информационно- техническое обеспечение:

Музыкальный центр

Магнитная доска

Информация для родительского уголка

Памятка для родителей по гендерному воспитанию

Анкета

Буклеты для родителей мальчиков и для родителей девочек.

Тест-игра для взрослых.


Повестка дня

Ход собрания:

Звучит музыка: «Из чего же сделаны наши мальчишки… девчонки» (музыка: Юрий Чичиков, слова: Яков Хелемский).

Приветственное слово воспитателя: Здравствуйте уважаемые мамы и папы.

Повестка дня.

  1. Гендерное воспитание дошкольников.
  2. Разное.

а) Благодарность родителей.

б) Карантин по ветрянке (правила для родителей и детей)

в) Посещаемость детей.

г) Развивающие тетради на следующий уч. год для индивидуальных занятий с детьми.

 

Тема нашей встречи: «Актуальность гендерного воспитания. Гендерный подход в образовании и воспитании».

Психологическая разминка: «Кто же они? Девочки и мальчики».                                            А что же для вас означает такие слова как «мальчик» и «девочка». Встаньте, пожалуйста, в один общий круг. Я пущу по кругу цветок, вы отвечаете и передаете следующему.                                                                                                                             Примерные ответы родителей:  Мальчик – это смелость, девочка – нежность, мальчик – храбрость, девочка – слабость, и т.д.                                                        

Ответьте, пожалуйста на вопрос, что по вашему мнению не должны делать девочка и мальчик.                                                                                                                                                         Итог: В ходе этой разминки мы с вами выяснили характерные особенности и черты мальчиков и девочек.                                                                                                 (ПАМЯТКИ «Особенности развития девочек и мальчиков». Розовые и Синие)                                                                                                           «С чего начинается гендерное воспитание».                                                                                    Все родители еще до рождения ребенка определяют цвет одежды, коляски, белья. Вот, пожалуй, с этого и начинается гендерное воспитание. Ученые пришли к выводу, что ориентироваться только на биологический пол нельзя, в связи с этим ввели понятие «гендер» (означает род). Само по себе это понятие подразумевает под собой традиционное воспитание мальчиков и девочек в соответствии с полом. Родители с самого раннего детства приводят в действие механизм гендерного воспитания.

Актуальность

В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее:
-унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;
-притупление чувства гендерной принадлежности;
-рост неадекватных форм поведения среди молодежи;
-рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских отношений.

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости  зависит:

  • От отношения родителей к ребенку
  • От характера родительских установок
  • От привязанности матери к ребенку
  • От привязанности ребенка к матери
  • От роли отца в воспитании ребенка

       

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

 Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и тд. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.                                                                             Ошибки воспитания (ПАМЯТКА белая)

Многие родители допускают в воспитании ребенка ошибки, что может самым негативным образом отразиться на характере малыша.

Так, если вы проявляете чрезмерную заботу о мальчике, он может истолковать ваше поведение, таким образом, будто вы не верите, что он может что-то осуществить самостоятельно. Это понижает самооценку мальчика, препятствует его успешности в будущем.

Если же вы даете много свободы своей дочери, недостаточно заботитесь о ней, стремясь развить в ребенке самостоятельность, она может подумать, что вы просто ее не любите и отталкиваете от себя. А это, согласитесь, также не очень хорошо для эмоционального благополучия ребенка.

Таким образом, родителям следует понять, что мальчику необходима некоторая свобода действий, так у него формируется самостоятельность, чувство ответственности за собственные поступки. Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать себя любимой.

Пример родителей

На воспитание мальчиков и девочек огромное влияние оказывает пример их родителей. Если в одной семье мама ласкова и внимательна ко всем членам семьи, стремится создать уют в доме, скорее всего, дочь последует ее примеру. Для сына же важнее личный приме

Я хочу предложить Вам небольшую игру.

Разделимся на 3 группы (1.группа родителей девочек, 2.группа родителей мальчиков и  3.группа родителей имеющих оба пола детей - эксперты). Постарайтесь определить, какие из характеристик подходят к мальчикам, а какие – девочкам: Нежность, Ласковость, Мужественность, Застенчивость, Смелость, Находчивость, Отзывчивость, Забота, Решительность,  Стеснительность,  Красота, Стремление помочь

     Как видите, и мальчики, и девочки могут быть как застенчивыми, так и смелыми и решительными. Не стоит забывать об этом, но и нельзя не отметить особенности психики мальчиков и девочек, исходя из психофизиологических особенностей мальчиков и девочек.                   ПАМЯТКА желтая

Гендерное воспитание в ДОУ

В детском саду мы используем разные методы и приемы по гендерному воспитанию:

  • Сюжетно – ролевая игра «Семья»
  • Беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы
  • Проблемные ситуации с этическим содержанием
  • Изготовление подарков для мам, пап, сверстников
  • Дидактические игры: «Кто чем любит заниматься, «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».

  Стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые.

Мальчики и девочки – два разных мира. Постичь направление и содержание Женственности и Мужественности можно, если исследовать так называемые женские и мужские сказки, т.е. сказки, в которых идет рассказ о девочке, девушке, женщине ("Золушка», «Крошечка-Хаврошечка» и т.п.), в которых имеется определенный набор заданий для героини. И сказки, в которых речь идет о мальчике, юноше, мужчине, такие как «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил» и т.д.

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.

А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

2.Разное.

а) Благодарность родителей.

б) Карантин по ветрянке (правила для родителей и детей)

в) Посещаемость детей.

г) Развивающие тетради на следующий уч. год для индивидуальных занятий с детьми.

 Игры по гендерному воспитанию

«Волшебный цветок»   

1 вариант «За что нам нравятся мальчики (девочки)?»

Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

2 вариант «Как я дома помогаю?»

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: Дети поочереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

3 вариант «Кто я в семье?»

Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т.д.)

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: с помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (своему папе, своей бабушке)? и т. д.

«Дом добрых дел» (со средней группы)

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.

Материал: конструктор

Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: два персонажа — Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы — из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка, любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: К детям в гости пришли куклы. - Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли «волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.

Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.

«Пожелания»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)

Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: «Я желаю тебе.»

«Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.

Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?

Как ты отблагодаришь человека за помощь?

Как нужно обращаться к взрослым людям? (Называть по имени отчеству и на Вы)

Что нужно говорить при встрече с человеком?

Что нужно говорить всем, уходя домой?

Что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? какие слова можно пожелать друг другу перед сном?

Что ты скажешь, если случайно кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.

Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

«Благородные поступки»   

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков:

Называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку;

Помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком   здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.

«Ушки на макушке»

Цели: Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по поло ролевому признаку.

Ход игры: Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».

Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.

 


 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Помогите ребёнку осознать его истинное половое «Я».
  2. Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.
  3. Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая, перенял только Ваши лучшие черты, так как воспитывают не словом, а делом.
  4. Надо помнить, что как бы сильно не любил Вас ребёнок, больше всего в любви нуждается он сам. Приложите максимум усилий, чтобы любовь ваша была взаимной.
  5. Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребёнка между собой. Не решайте свои взрослые проблемы за счёт ребёнка. Ваш ребёнок не должен быть «орудием» в борьбе друг с другом.
  6. Договоритесь между собой, как Вы будете воспитывать ребёнка и постарайтесь выдвинуть к нему единые требования, иначе ребёнок не сможет усвоить, что можно, а что нельзя - он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению.
  7. Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим слабым, мужественность, чуткость.
  8. Мать - это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье. Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в своих силах.

 Анкетирование родителей:

 Уважаемые родители! Для совершенствования работы по теме: «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» предлагаем вам ответить на вопросы:

1.Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребенке? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Кто, по Вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (родители, воспитатели, специальные службы и др.) __________________________________________________________________________

3.С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола? _________________________________________________________________________

4.Какой вид обучения и воспитания в дошкольном учреждении Вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки посещают разные дошкольные учреждения, отдельно в разных группах) или совместное? __________________________

5.Нужно ли, по Вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, и почему? _____________________________________________________________________________

6.Испытываете ли Вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с вопросами гендерного воспитания? ____________________________________________________

 

  1. Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину, как полноценного члена общества? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как Вы поступаете, если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме (агрессивность, кривляние, излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки и т. п.) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей Вы считаете наиболее приемлемыми для вас (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация, отрытый показ разных видов деятельности детей и др.)? _____________________________________________________________________________

10.Какие черты характера следует формировать у девочек? _____________________________________________________________________________

11.Какие черты характера следует формировать у мальчиков? _____________________________________________________________________________

12.Считаете ли Вы тему данного исследования актуальной и почему?

-------------------------------------------------------------------------

Итог: Спасибо за то, что вы постарались ответить на все вопросы анкеты. Мы постараемся учесть все Ваши вопросы, пожелания, рекомендации и ответы для совместной работы по вопросам воспитания и обучения детей с учетом пола.

 

Оставить комментарий: