a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Открытые мероприятия

Автор: Александрина Елена Владимировна Опубликовано: 2020-05-15 20:59:50

МБДОУ – д/ с №1 «Теремок» Конспект занятия по художественно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Путешествие в зимнюю сказку». Подготовила и провела: воспитатель высшей категории Александрина Е. В. Задачи: Обучающие: Вовлечь детей в игровую ситуацию, вызвать желание взаимодействовать друг с другом и с взрослым, поощрять высказывания детей. Создать условия для ф ормирова ния художественно- речев ой деятельност и, как одн у из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей дошкольного возраста. - Познакомить детей со способами образования притяжательных прилагательных в русском языке( следы лисы – лисьи, следы белки – беличьи и т. д. ) . - Упражнять детей в подборе однокоренных слов( снег, снежок, снежный и т. д. ) . - Побуждать использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и образного выражения мысли( снежинки танцуют, словно балеринки) . - Побуждать использовать в речи малые фольклорные формы( послови цы, поговорки, загадки и т. д. ) , художественное слово. Совершенствовать просодическую сторону речи: темп, силу голоса, ритм. - Упражнять детей в способах релаксации, умении выражать с помощью движений образные выражения. Развивающие: Развивать речевое дыхание( дифференцированное дыхание) , мелкую моторику пальцев рук. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Воспитательные: Воспитывать любовь к зимней природе, к родному языку. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение уважать мнени е друг друга. Предварительная работа. Игры и упражнения: «Скажи, какой( какая, какое, какие? ) », «Живые слова», «О чём можно так сказать? », «Скажи по- другому», «Загадка», «Кто внимательный», «Чьи хвосты»? Этюды: «Я – листочек», «Я – снежинка», «Я – снег», «Я – дерево», «Я – ёлка», «Я – осень», «Я – зима», «Я – ветер». Рассматривание иллюстраций, картин с изображением зимнего пейзажа. Дидактическая игра( нетрадиционная) «Зимние наряды». Чтение стихотворения о зиме. Заучивание пословиц, поговорок, загадок о зиме. Оборудование. 1. Диск с музыкой А. Вивальди «Времена года. Зима». 2. Стрелки с символами- заданиями. 3. Декорации: волшебный лес( несколько ёлочек, пенёк) . 4. Снежинки на ниточках. 5. Следы белки, лисы, волка, зайца( из самоклеющейся бумаги) под ёлками. 6. Снежный ком для игры. 7. Большой конверт с письмом и заданием( игры «Собери снежные комья», «Найди слово») . 8. Пуховый белый платок со снежинками; 4 снежинки разной величины с заданиями. 9. Образные картинки с изображением зимы. 10. Полотно для картинок. Ход занятия. ( Под аудиозапись тихой музыки дети заходят в комнату) . Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? ( …. . ) . Да, ребята, это зимний лес. Мне кажется, что зимний лес полон чудес! Я приглашаю Вас отправ ить ся в волшебный лес за сказкой, в которой живут чудеса. Проходите, пожалуйста( дети идут в лес) . Ой, я что- то увидела…. Чтобы это могло быть? ( Показать на стрелочки на полу) . Что здесь написано? ( предложить детям прочитать) . Прямо пойдёшь – в волшебный лес попадёшь. Воспитатель: Ну что, г отовы отправиться в волшебный лес за сказкой? ( Ответы детей) Воспитатель: Разве не чудо – этот волшебный зимний лес? Вот зима – кругом бело, много снега намело… Так хочется полюбоваться белым снегом! Он так прекрасен, что даже не знаю, как ими словами выразить свои чувства. - Помогите мне, пожалуйста, ребята, подобрать правильные слова. ( Ответы детей: ни в сказке сказать, ни пером описать; ни в сказке сказать, ни словом описать) . - А как можно сказать, если хочется смотреть на эту красоту всё время? ( Ответы детей: смотреть не отрывая глаз; не оторвать взгляд; не сводить глаз; глядеть во все глаза) . - А как можно сказать, если невозможно остановить взгляд на чём- то одном? ( Ответы детей: глаза разбегаются) . Воспитатель: А ведь на самом деле глаза разбегаются. Посмотрите, какие красивые снежинки – одна другой краше! Ветер дует слабо – легко, медленно кружатся снежинки. Сильнее подул – быстрее закружились снежинки. ( Упражнение на дыхание: вдох носом, выдох ртом; вдох носом, выдох носом; вдох ртом, вы дох ртом) . Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю снег. С неба всё скользят пушинки – Серебристые снежинки. Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, на что похож снег? С чем или с кем его можно сравнить? ( Ответы детей: с белыми мухами, с белыми мошками, белой мошкарой, с одуванчиковыми «парашютиками», с белыми бабочками, с лебединым пухом и пёрышками, белоснежными хлопьями, мягкой манной кашей, яблоневыми лепестками, балеринками в серебристых платьях) . Воспитатель: Снежок плавно кружится в воздухе, а наша дорога идёт дальше в волшебный лес. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В волшебном лесу и снежок волшебный. ( Следующая стрелочка: В волшебный лес попадёшь – рассказ прочтёшь) . Воспитатель: Снежок рассказы стал писать Совсем не так, как мы. Он пишет грамотно всегда Про разные следы. Вот здесь лиса сейчас прошла, Вот заяц проскакал, Под ёлкой белочка была, Волк под гору бежал. - Ребята, как Вы думаете, что же за рассказы написал снежок? ( …. ) . Правильно, про следы животных. Попробуем прочитать эти рассказы? ( …. ) - Как много следов! Это чьи следы? Не знаете? Следы лисы. А как сказать одним словом? Чьи следы? Лисьи. А как сказать о следах зайца? Белки? Волка? ( Ответы детей: заячьи, волчьи, беличьи) . - Дети, а как называют лису? ( Ответы детей: хитрая плутовка, лисица- разбойница, кумушка- лиса, лиса – всему свету краса, Лиса Патрикеевна, рыжая разбойница) . - А как волка называют? ( Ответы детей: Волчище – серый хвостище, волк – зубами щёлк, серый разбойник) . - Дети, а что про зайца говорят? ( Ответы детей: косой, трусишка зайка серенький, заяц – длинные уши, короткий хвост, комочек пуха, длинноухий, скачет белый воротник) . - А как белку называют? ( Ответы детей: рыжий циркач, быстра, как мяч, острозубая рыжуля, любопытная, как Варвара, рыжий мячик резвится на снегу) . Молодцы, ребята. Вы здорово умеете читать снежные рассказы. Воспитатель: Ребята, давайте поторопимся. Долго ли, коротко ли, а поторопиться надо. Рассказ прочтёшь – письмо найдёшь. Где же оно? ( Дети ищут письмо и находят его) . Давайте прочитаем письмо. ПИСЬМО: «Здравствуйте, ребята! Я очень люблю сказки, волшебство и хочу порадовать вас чудесами. Соберите снежные комья – и вы узнаете, кто написал это письмо. В голубых пуговицах я спрятал слово. Прочитайте его в направлении от большой буквы к маленькой». ( Дети выкладывают снеговика и читают слово «снег») . Воспитатель: А вы помните, дети, как мы ждали снег? Какие слова мы говорили, зазывая снег? Вспоминайте, чтобы пошёл снег, нужно сказать…. Падай, падай, Снег, снег! Радуй, радуй Всех, всех! Падай, падай На село, На гусиное Крыло. Поле белым Укрывай – Будет летом Каравай! Молодцы, ребята. Теперь будем надеяться, что снег снова покроет всю землю у нас в Цимлянске. Воспитатель: А почему так говорят: «Поле белым укрывай – будет летом каравай! »? ( Ответы детей) . Речь красна с пословицей, красна речь поговоркою. В спомни те пословицы, поговорки о зиме, снеге. ( Ответы детей: лето – припасиха, зима – поедиха; лето – припасиха, зима – подб ериха; зимой снега не выпросишь) . Воспитатель: Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. ( Следующая стрелочка: письмо найдёшь – пуховый платок возьмёшь) . Где же пуховый платок? ( Дети находят платок на пеньке) . Кто- то потерял платок. ( Как бы невзначай развернуть его: платок разворачивается, из него сыплются снежинки) . Как Вы думаете, кто потерял этот платок? ( …. ) . Я тоже думаю, что это не простой платок. Это платок Зимушки. Она машет им, и землю укрывает белый пушистый снег. Вот какие чудеса! Очень их Зимушка- зима любит. Посмотрите, а снежинки- то не простые – волшебные, на них игры зимние. ( Взять самую большую снежинку и прочитать задание- загадку) . Белое покрывало всю землю укрывало. Что это? ( Ответы детей: снег) . Какие ещё вы знаете загадки про снег? ( Ответы детей) : С неба он летит зимой, Не ходи теперь босой, Знает каждый человек, Что всегда холодный. . . ( Снег) Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. ( Снег) Выгляну в оконце, Лежит белое суконце. Всю зиму лежит, А весной убежит. ( Снег) Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. ( Снег) Он все время занят делом, Он не может зря идти. Он идет и красит белым Все, что видит на пути. ( Снег) Идет, а ног нет, Лежит, а постели нет, Легкий, а крыши ломит. ( Снег) Воспитатель: У слова снег есть слова – родственники. Становитесь в круг. Я буду бросать вам снежный ком, а вы называйте слова. ( Ответы детей: снегопад, снегоход, снеговик, Снегурочка, снежок, снежинка, снежки, снежный, заснеженный) . ( Взять снежинку поменьше и прочитать задание) . Красна речь слушаньем. О чём можно так сказать? 1. Они падают на землю, «как будто с яблонь лепестки». ( О снежинках) . 2. «… Белизной разольются И укроют пушистою шубкой поля». ( О снеге) . 3. «… Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов, Легла волшебными коврами Среди полей, вокруг холмов». ( О зиме) . 4. Кто это «Белые вещи без устали вяжет: Сонным деревьям – пушистые шапки, Ёлочкам – варежки вяжет на лапки»? ( Зима) . Воспитатель: Ребята, а как ими красивыми словами ещё можно сказать о зиме? ( Ответы детей: белая лебедушка, зима- мастерица, зима- рукодельница, невидимка, снежная царица, волшебница- зима, белокурая красавица, чародейка- зима, седая хозяйка, зима- Белоснежка и т. д. ) ( Взять самую маленьку ю снежинку и прочитать задание) . Последняя игра Зимушки, которая называется « Почему так говорят? ». 1. Саночки – самокаточки. ( Ответы детей: «Сани сами катят, сами ехать хотят! ») . 2. Снегурки режут лёд. ( Ответы детей: снегурки – это коньки, лезвия у них острые, как нож) . Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, леденьё пришло… А старик у ворот тепло уволок, кто такой, дети? ( Ответы: мороз) . На морозе мёрзнут звери, птицы, люди. Как говорят, если очень сильно замёрз? ( Ответы детей: до костей промёрз, зуб на зуб не попадает) . Кто сильнее замёрз? Покажите! А теперь стряхните холод! ( Изометрическое упражнение) Физминутка. Чтобы согреться, нужно двигаться. Можно хлопать и топтать. ( Выполнить ритмическое упражнение 2 раза с использованием карточек с ритмическим рисунком) . Мы замёрзли с вами! Да- да- да! И стучим зубами. Да- да- да! Хлопаем руками. Да- да- да! Топаем ногами. Да- да- да! Воспитатель: Мороз не велик, да стоять не велит. Отправляемся на каток. Вот вам по паре коньков, наденьте, крепко зашнуруйте. А теперь кто куда – скользите, наслаждайтесь танцами на льду! Фигуристами мы станем. На коньках скользим по льду. Класс высокий всем покажем И подпрыгнем на бегу. Как волчок кружиться будем, Ласточкой парить легко. Острые, стальные кони Понесут нас далеко. ( Дети выполняют движения под музыку А. Вивальди «Времена года. Зима») . Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошие фигуристы! Ну, что, дети, согрелись? Приглашаю вас в избу сказок. У каждого из вас есть картинки. Рассмотрите их и расскажите, как нарядила зима всё вокруг. Пришла зимушка – зима, а вместе с ней белая снежная сказка. В сказке много чудес, превращений. ( Дети рассматривают индивидуальные картинки) . Ответы детей: пушистый белый ковёр лежал на земле; снег покрыл землю, словно белое покрывало; мохнатые белые шапки нахлобучили деревья; белыми платками покрылись крыши домов; белые косынки повязали зелёные ёлочки и надели белоснежные пушистые варежки; молочно- белые парчовые сапожки обули кусты; в узорчатую кружевную шаль укуталась ёлочка; снежинки кружатся в танце, словно балеринки, лыжи, словно вездеходы несутся через сугробы; снегурки режут лёд и слышится звонкое пение льдинок; снежки, словно м ячики прыгают и летают и т. д. ) . ( В процессе рассматривания поместить картинки на панно) . Оценка детской деятельности.

Открытое мероприятие по опытно – экспериментальной деятельности «Юные геологи » в подготовительной группе Программные задачи: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, с природным явлением – вулкан, причинами извержениями вулканов, рассказать о пользе и вреде вулканов для человека; Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования; Стимулировать самостоятельное формирование выводов Активизировать умение выполнять действия в определенной последовательности; Обогащать словарный запас детей; Предварительная работа: беседы: «Что такое горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; « Кто такие геологи» чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки»; сказы П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце». Словарная работа: вулкан, л ава, извержение, пемза. Индивидуальная работа: Матвей В. - воспитывать усидчивость, Егор М. - слушать дру гих, не перебивать товарищей, Маша- учить давать полный ответ, Полина – учить делать вывод и т. д. Оборудование и материалы: Макет вулкана; ноутбук( презентация, аудиозапись) ; пемза, камни; сундук. Для опыта: вода, лупа, контейнер, пластилин, красная гуашь, сода, моющее средство, салфетки, ложки, лимонная кислота или уксус( воспитателю) . Ход занятия Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо от нашей уважаемой Тетушки Совы. Она просит нас о помощи. ( О ткрываю эл. почту и читаю письмо) « Дорогие ребята! Я знаю, что вы в этом году пойдете в школу, вы уже многое знаете и умеете. У меня есть хобби, я коллекционирую. А что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку. Его в горах полным- полно. Он часто падает на дно В у щелья со скалы крутой. Он твёрдый, маленький, большой. По форме разным он бывает. Его с дороги убирают.                          ( камень) ( Ответы детей) . Меня пригласили с моей коллекцией камней на выставку в музей. Но для полной коллекции мне не хватает одного камня. Ребята помогите мне найти такой удивительный камень. С уважение тетушка Сова ». Воспитатель: Ребята поможем Тетушке Сове, найти удивительный камень? Дети: ответы Воспитатель: Ребята, а как называются люди, которые занимаются поиском камней? Дети: ответы Воспитатель: Давайте и мы с вами сегодня будем геологами и отправимся на поиск камней. Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? Мы готовы для похода. Поднимаем выше ноги. По дороге мы идем. Не спешим, не отстаем. Руки за спину кладем И по бревнышку идем. Вот куда- то мы забрались Где мы с вами оказались? Воспитатель: Ребята, смотрите перед нами целая горы камней. Какие интересные камни мы нашли. Они разные или одинаковые? ( Ответы детей) . Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте возьмем камни и пройдем в лабораторию, где и постараемся открыть тайнукамней, и найти тот удивитель ный камень, который пригодится Т етушке Сове. Дети, подходя к столу для экспериментальной деятельности. Вспоминаем правила поведения в лаборатории. ОПЫТ №1. Цвет. Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? ( Ответы детей) . Вывод: камни разного цвета. ОПЫТ №2. Определение характера поверхности. Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? ( Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие) . А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? ( У воспитателя – другой камень) Какой вывод мы можем сделать? Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые. ОПЫТ №3. Определение твердости- мягкости. Воспитатель: Ребята, посмотрите какой камень, я нашла, он называется глина. Давайте пальцем надавим на свой камень. Что- нибудь изменилось? То же самое проделаем с глиной. ( От пальца остаются вмятины- ямки. ) Покатаем в руках камни. Что- нибудь произошло? А теперь покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать разную форму, а камень нет. Вывод: камни твердые. ОПЫТ №4. Плавучесть. Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? ( Ответы детей: он утонет) . Давайте проверим. ( Опускают камень в стакан с водой и камень тонет) . А почему камень утонул? ( Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? ( Камень стал мокрым и цвет камня – более ярким) . Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? ( Ответы детей) Воспитатель: Ребята, я знаю такой камень, который не тонет. Я сейчас познакомлю вас с этим камнем. Но сначала я вас хочу познакомить с одной необычной горой. Я вас прошу пройти к экрану и сесть на стульчики. Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, и узнать о какой горе мы будем с вами говорить? ( слайд 1" Вулканы" ) Ото сна гора проснулась, Забурлила, закипела. И из шапки вверх взметнулось Много дыма, сажи, пепла. Лаву льёт, как мёд, густую. Как назвать гору такую? Дети: вулкан Воспитатель: Правильно! а что такое вулкан и как происходит его извержение, нам предстоит узнать! Вы поможете мне в этом? Дети: да Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на экран( Слайд 2- 3" Вулкан" ) . Что вы видите на картинке? Дети: вулкан Воспитатель: правильно, это вулкан. На вид вулкан, это обычная гора, внутри которой находится очень горячая жидкость- лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то вулкан начинается извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух. Такие вулканы называются действующими. ( Слайд 4" Какие бывают вулканы? " ) ( Слайд 5- 6" Какие бывают вулканы? " ) Дети: рассматривают изображение Воспитатель: в нашей лаборатории есть макет настоящего вулкана( обращает внимание детей на стол, где стоит макет, давайте его рассмотрим) . Воспитатель и дети подходят к макету вулкана, организуется обсуждение: ( Слайд 7) 1. Какой формы вулкан? 2. На что он похож? 3. На что похожа его верхняя часть? Дети: вулкан имеет форму конуса, похож на пирамиду, а верхняя часть напоминает яму, воронку. Воспитатель: Правильно, вулкан- это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер( огромная яма, а внутри находится жерло( дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава. ( Слайд 8, 9, 10, 11" Извержение вулкана" ) Воспитатель: а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил? Дети: да, хотим Воспитатель: в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого опыта. Дети и воспитатель проводят опыт" Извержение вулкана" ( слайд 12) Дети по очереди подходят к макету вулкана и добавляют в него соду, жидкость для мытья посуды, красную гуашь, лимонную кислоту добавляет воспитатель. Воспитатель: что вы наблюдаете? Дети: как извергается вулкан, и лава вытекает на поверхность Воспитатель: во время извержения вулкана, на поверхность вытекает лава, но когда она застывае т, получается камень- пемза. Вот этот камень и умеет плавать. ( Слайд 13" Вулканические камни" ) Воспитатель дает каждому ребенку кусок пемзы Воспитатель: а теперь давайте сравним пемзу с другими камнями ОПЫТ № 5" Тонет- не- тонет" Дети бросают в ста каны с водой камень и пемзу. Сравнивают, делают Вывод: обычный камень тонет в воду, так он тяжелый, а пемза нет, она легкая. ОПЫТ № 6 Воспитатель: А теперь давайте с вами посмотрим на поверхность этих двух камней и сравним ее. Вывод: камень гладкий, а пемза имеет пористую поверхность ОПЫТ № 7 Воспитатель: А теперь давайте возьмем лупы и посмотрим на поверхность камней в увеличенном виде Дети: рассматривают камни, и делают вывод. Вывод: пемза состоит из множества пузырьков воздуха и именно поэтому она не тонет в воде. ОПЫТ № 8 «Хрупкий, не хрупкий» Воспитатель: Ребята если я стукну по обычному камню и по пемзе. Как вы думаете, что с ними произойдет? ( прошу кого- нибудь стукнуть по камню и пемзе) . Вывод: Пемза хрупкая, а камень твердый. Физкультминутка Игра “Гора и камешки”. Звучит музыка. Стоит гора – старушка- До небес макушка, Поднимаются на носки Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук. Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам. Камешки теряет. Качают головой И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов. Воспитатель: Вот мы и рассмотрели камни. Как вы думаете, какой камень подойдет до коллекции тетушки Совы? Почему? Дети: ответы детей. Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад из экспедиции. И отправить камень посылкой Тетушке Сове. Итог занятия: Сегодня нам открылись многие тайны камней. Кто из вас о них еще раз скажет? ( Ребенок обобщает свойства камней: камни бывают разные по форме и цвету, их очень много, все камни твердые, тяжелые и холодные, но их можно нагреть, бывают гладкие и шероховатые камни) . Скажите, а вам понравилась наша экспедиция? А что понравилось больше всего( Ответы нескольких детей) . 4388485- 60960 Дорогие ребята! Я знаю, что вы в этом году пойдете в школу, вы уже многое знаете и умеете. У меня есть хобби, я коллекционирую. А что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку. Его в горах полным- полно. Он часто падает на дно Ущелья со скалы крутой. Он твёрдый, маленький, большой. По форме разным он бывает. Его с дороги убирают.                          ( камень) ( Ответы детей) . Меня пригласили с моей коллекцией камней на выставку в музей. Но для полной коллекции мне не хватает одного камня. Ребята помогите мне найти такой камень. С уважение тетушка Сова. Мы готовы для похода. Поднимаем выше ноги. По дороге мы идем. Не спешим, не отстаем. Руки за спину кладем И по бревнышку идем. Вот куда- то мы забрались Где мы с вами оказались? ОПЫТ №1. Цвет. Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? ( Ответы детей) . Вывод: камни разного цвета. ОПЫТ №2. Определение характера поверхности. Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? ( Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие) . А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? ( У воспитателя – другой камень) Какой вывод мы можем сделать? Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые. ОПЫТ №3. Определение твердости- мягкости. Воспитатель: Ребята, посмотрите какой камень, я нашла, он называется глина. Давайте пальцем надавим на свой камень. Что- нибудь изменилось? То же самое проделаем с глиной. ( От пальца остаются вмятины- ямки. ) Покатаем в руках камни. Что- нибудь произошло? А теперь покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать разную форму, а камень нет. Вывод: камни твердые. ОПЫТ №4. Плавучесть. Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? ( Ответы детей: он утонет) . Давайте проверим. ( Опускают камень в стакан с водой и камень тонет) . А почему камень утонул? ( Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? ( Камень стал мокрым и цвет камня – более ярким) . Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? ( Ответы детей) ОПЫТ № 5" Тонет- не- тонет" Дети бросают в стаканы с водой камень и пемзу. Сравнивают, делают Вывод: обычный камень тонет в воду, так он тяжелый, а пемза нет, она легкая. ОПЫТ № 6 Воспитатель: А теперь давайте с вами посмотрим на поверхность этих двух камней и сравним ее. Вывод: камень гладкий, а пемза имеет пористую поверхность. ОПЫТ № 7 Воспитатель: А теперь давайте возьмем лупы и посмотрим на поверхность камней в увеличенном виде Дети: рассматривают камни, и делают вывод. Вывод: пемза состоит из множества пузырьков воздуха и именно поэтому она не тонет в воде. ОПЫТ № 8 «Хрупкий, не хрупкий» Воспитатель: Ребята если я стукну по обычному камню и по пемзе. Как вы думаете, что с ними произойдет? ( прошу кого- нибудь стукнуть по камню и пемзе) . Вывод: Пемза хрупкая, а камень твердый. Физкультминутка Игра “Гора и камешки”. Звучит музыка. Стоит гора – старушка- До небес макушка, Поднимаются на носки Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук. Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам. Камешки теряет. Качают головой И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов. Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, и узнать о какой горе мы будем с вами говорить? Ото сна гора проснулась, Забурлила, закипела. И из шапки вверх взметнулось Много дыма, сажи, пепла. Лаву льёт, как мёд, густую. Как назвать гору такую? Дети: вулкан Воспитатель: Правильно! а что такое вулкан и как происходит его извержение, нам предстоит узнать! Вы поможете мне в этом? Дети: да Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на экран( Слайд 1" Вулканы" ) . Что вы видите на картинке? Дети: вулкан Воспитатель: правильно, это вулкан. На вид вулкан, это обычная гора, внутри которой находится очень горячая жидкость- лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то вулкан начинается извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух. Такие вулканы называются действующими. ( Слайд 2- 3- 4" Какие бывают вулканы? " ) Дети: рассматривают изображение Воспитатель: в нашей лаборатории есть макет настоящего вулкана( обращает внимание детей на стол, где стоит макет, давайте его рассмотрим) . Воспитатель и дети подходят к макету вулкана, организуется обсуждение: 1. Какой формы вулкан? 2. На что он похож? 3. На что похожа его верхняя часть? Дети: вулкан имеет форму конуса, похож на пирамиду, а верхняя часть напоминает яму, воронку. Воспитатель: Правильно, вулкан- это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер( огромная яма, а внутри находится жерло( дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава. ( Слайд 5" Извержение вулкана" ) Воспитатель: а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил? Дети: да, хотим Воспитатель: в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого опыта. Дети и воспитатель проводят опыт" Извержение вулкана" Дети по очереди подходят к макету вулкана и добавляют в него соду, жидкость для мытья посуды, красную гуашь, лимонную кислоту добавляет воспитатель. Воспитатель: что вы наблюдаете? Дети: как извергается вулкан, и лава вытекает на поверхность Воспитатель: во время извержения вулкана, на поверхность вытекает не только лава, но и выбрасываются кусочки вулканического пепла, которые застывают, и получается камень- пемза. Вот этот камень и умеет плавать. ( Слайд 4" Вулканические камни" ) Воспитатель дает каждому ребенку кусок пемзы Воспитатель: а теперь давайте сравним пемзу с другими камнями

Оставить комментарий: