a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей. Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Автор: Мирошина Лидия Васильевна Опубликовано: 2014-12-17 20:59:42

Документы для скачивания

HYPERLINK" http: / / d12101. edu35. ru/ ourchhome/ 2013- 09- 15- 04- 52- 23/ 470- konsultatsiya- dlya- vospitatelej- organizatsiya- obrazovatelnoj- deyatelnosti- v- sootvetstvii- s- fgos- do" Консультация для воспитателей. Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования. Основополагающими документами  нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются: •        Конвенция ООН о правах ребенка •         Конституция Российской Федерации •        Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации» •        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования •        «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности»  »( утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013) ; •        Санитарно- эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств,  в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно- исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это: Совместная( партнерская) деятельность педагога с детьми:          Образовательная деятельность в режимных моментах;     Организованная  образовательная деятельность; Самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей( образовательные области) : Социально- коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно- эстетическое развитие; Физическое развитие. Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: В раннем возрасте( 1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами( песок, вода, тесто и др. ) , общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями( ложка, совок, лопатка и пр. ) , восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность; Для детей дошкольного возраста( 3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно- ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная( общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) , познавательно- исследовательская( исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) , а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд( в помещении и на улице) , конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная( рисование, лепка, аппликация) , музыкальная( восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная( овладение основными движениями) формы активности ребенка. Организованная образовательная деятельность  представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с  подгруппой детей; с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности( игровая,   познавательно- исследовательская, двигательная, продуктивная) их интереса к данному занятию; сложности материала; Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе-   это уход от учебной деятельности( занятий) , повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно- о бучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей,   специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым». Организованная образовательная деятельность в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности 1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком. 1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее. 2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая( взрослый «много» говорит) 2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого 3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой- либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели. 3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цел ь- подлинная активность( деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. 4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная. 4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка 5. Основная форма работы с детьми-   занятие. 5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т. д 6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения( при частом использовании опосредованных) 6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения( при частичном использовании прямых) 7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает»  детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный проце сс в пр ивлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний». 7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности 8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии 8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела. 9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей 9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений( корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала( например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях) , отдельных методов и приемов и др. , но не как «готовый образец» образовательного процесса. Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: •           включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; •           добровольное присоединение дошкольников к деятельности  ( без психического и дисциплинарного принуждения) ; •           свободное общение и перемещение детей во время деятельности( при соответствии организации рабочего пространства) ; •           открытый временной конец деятельности( каждый работает в своем темпе) . Образовательная   деятельность детей в режиме дня.     Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня: В утренние и вечерние часы На прогулке При проведении режимных моментов. Цели образовательной деятельности в режиме дня: Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья; Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания( безопасности окружающего мира) Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений Формирование у детей положительного отношения к труду. Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня: Подвижные игры с правилами( в том числе народные) , игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки; Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно- гигиенических навыков; Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе; Игровые ситуации, игры с правилами( дидактические) , творческие сюжетно- ролевые, театрализованные, конструктивные; Опыты и эксперименты, дежурства, труд( в рамках практико- ориетированных   проектов) , коллекционирование, моделирование, игр ы- драматизации, Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание  сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры; Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально- ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др. Самостоятельная деятельность детей. По санитарно- эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3- 7 лет( игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3- 4 часов. Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметн о- пространственную среду и   присмотр и уход за каждым ребенком. Развивающая предметно- пространственная среда  должна быть: $ 1  содержательно – насыщенной, $ 1  трансформируемой; $ 1  полифункциональной; $ 1  вариативной; $ 1  доступной; $ 1  безопасной. 1) Насыщенность среды  должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания( в том числе техническими) , соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем( в соответствии со спецификой Программы) . Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря( в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами( в том числе с песком и водой) ; д вигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 2)   Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3)   Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в Организации или Группе полифункциональных( не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности( в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре) . 4)   Вариативность среды  предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств( для игры, конструирования, уединения и пр. ) , а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5)   Доступность среды  предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 6)   Безопасность предметно- пространственной среды  предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Оставить комментарий: