a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Буклет "Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков"

Автор: Ведьманова Светлана Анатольевна Опубликовано: 2020-05-28 19:55:42

Документы для скачивания

Рекоменд ации по проведению артикуляцион ной гимнастики: 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 3- 5 минут. Не следует предлагать детям более 3- 4 упражнений за раз. 2. Кажд ое упражнение выполняется по 10 раз. 3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 4. Из выполняемых трех- четырех упражнений новым может быть только одно. Если же ребенок выполняет какое- то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать предыдущие упражнения. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Язык главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно развит, чтобы выполнять целенаправленные движения именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально- психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой. . Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее" поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Удачи, успехов и удовольствия в совместной деятельности с ребёнком! Учитель- логопед Ведьманова Светлана Анатольевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №141 Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков г ород Ульяновск Комплекс артикуляционной г имнас тики для сонорных звуков Р, Л Артикуляция звука Л Губы в легкой улыбке; з убы сбли жены; кончик языка приподнят и упирается в верхние зубы; спинка п рогнута; корень приподнят; боко вы е края приподняты, но не касают с я верхних коренных зубов, по бо к ам остаются проходы для выдыхае мого воздуха; голосовые складки сомкнуты, виб рируют. Воздушная струя слабая, идет по бокам языка. 1. «Заборчик» Цель: научить удерживать губы в улыб ке, обнажая верхние и нижние зубы. Выпо лнение: улыбнуться, показать зу бы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти( мама считает, ребенок держит улыбку) . 2. «Трубочка» Цель: выработать движения губ вперед. Выполнение: выт януть сомкнутые губы вперед тру бочкой, удерживать под счет до десяти 3. «Заборчик – трубочка» Цель: научить ле гко переключаться с одного поло жения губ на другое. Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти. 4. «Окошко» Цель: научить спокойно открывать и закрывать рот, удержи вая губы в улыбке, развивать по движность нижней челюсти. Выпол нение: 1) улыбнуться, показать зу бы, отк рыть рот, сомкнуть зубы, удержи вать рот открытым под счет д о десяти. 2) открывать закрывать рот под счет 1, 2: губы в улыбке, зубы видны. 5. «Наказать непослушный язык» Цель: научить расслаблять мышцы языка, делать язык широким. Выполнение: у лыбнуться, показать зубы, приот крыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: « пя- пя- пя …». 6. «Лопатка» Цель: научить ре бенка удерживать широкий спокой ный язык. Выполнение: у лыбнуться, показать зубы, приот крыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет. 7. «Вкусное варенье» Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и поло жение языка, близкое к форме ча шечки, которое принимает язык при произнесении звук Щ. Выполнение: сле гка приоткрыть рот и широким пе редним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык. 8. «Пароход гудит» Цель: выработать подъем задней части спинки языка вверх. Выполнение: улыбнуться, зажать кончик языка между зубов, длительно произно сить звук «ы», при этом слышится звук «л». 9. «Лошадки» Цель: укреплят ь мышцы языка, растягивать подъ язычную связку. Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, пок азать зубы, открыть рот и пощел кать кон чиком за верхними зубами, снача ла медленно, затем быстрее. 10. «Парус» Цель: выработать подъем языка вверх. Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, пок азать зубы, поднять широкий кончик языка за верхние зубы, удерживать под счёт. Артикуляция звука Р: Губы нейтральны; зубы разомкнуты; кончик языка приподнят к альвеолам верхних резцов, вибрирует под напором выдыхаемого воздуха, спинка прогнута; корень слегка напряжен; боковые края прилегают к верхним коренным зубам; голосовые складки сомкнуты; мягкое небо поднято, проход в носовую полость закрыт; воздушная струя проходит через рот по средней линии языка. 1. «Заборчик» 2. «Трубочка» 3. «Заборчик – трубочка» 4. «Окошко» 5. «Лошадки» 6. «Вкусное варенье» 7. «Маляр» Цель: учить поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку. Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад. 8. «Грибок» Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку. Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу. 9. «Гармошка» Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке. 10. «Барабанщики» Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем его вверх, умение владеть им. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: д а- д ы; вначале произносить медленно, постепенно темп убыстряется( работает только язык, губы в улыбке, нижняя челюсть в покое) . 11. «Автомат»( стучать « т- т ») 12. «Пулемёт»( стучать «д- д») .

Оставить комментарий: