a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Буклет "Игры на развитие фонематического слуха у детей младшего возраста"

Автор: Ведьманова Светлана Анатольевна Опубликовано: 2020-05-28 19:58:45

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ! Большое значение в формировании правильной речи ребенка имеет фонематический слух. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи( фонемы) , составляющие звуковую оболочку слов. Чтобы ребенок слышал в своей речи, исправлял себя, научился писать без ошибок и овладел навыками звукового анализа слов важно играть с ним в игры, которые способствуют развитию фонематического восприятия. На начальном этапе формирования фонематического восприятия у детей можно выделить 6 ступеней: 1. Узнавание неречевых звуков. 2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру. 3. Различение сло в, близких по звуковому составу. 4. Дифференциация слогов. 5. Дифференциация фонем. 6. Развитие навыков звукового анализа. Я предлагаю вашему вниманию   игры на развитие первых трех ступеней   в формировании фонематического восприятия. Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков. «Где позвонили? »  Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами. «Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого- нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого- нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он. " Колокольчики" Цель  – дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки( колокольчик с низким и высоким звучанием) ; называть прилагательные, обозначающие характер звучания колокольчика: " низкое" , " высокое" . Ход игры.   Показать ребенку два одинаковых колокольчика, но резко отличающихся по звучанию. Позвоните сначала в колокольчик с низким звучанием, затем – с высоким. Спросите у ребенка, одинаково ли они звучат. Колокольчики любят… играть в прятки. Колокольчик сейчас спрячется, а ты должен внимательно послушать и сказать, какой колокольчик сейчас пел. Можно использовать картинки- подсказки( колокольчик с большим «ртом» поет песенку низким голосом, а колокольчик с маленьким «ротиком» поет песенку высоким голосом) . " Коробочка гремит" Цель  – дифференцировать неречевые звуки. Ход игры. Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: " Коробочки гремят" . Поставьте все коробочки на стол в один ряд. Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Попросите найти две одинаково звучащие коробочки. Игры на развития речевого слуха: Игры и задания, направленные на различение высоты, силы и тембра голоса. Игра «Кто как кричит? » «В лесу»  - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко; «Три медведя»  - определить, кому принадлежат реплики из сказки. Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: — К то сидел на моем стуле? — Кто ел из моей чашки? — Кто спал в моей постели? — Кто же был в нашем доме? И т. п « Знайки » Цель  – развивать слуховое внимание, слушая речь, произносимую шепотом. Ход игры.   Покажите ребенку машину и спросите: " Что это? " –" Это грузовик" . –" Почему он так называется? " –" Потому что он возит грузы" . –" А как называется человек, который водит грузовик? " –" Шофер" . –" Как ты думаешь, должен ли шофер знать части своей машины? " –" Да" . –" Зачем? " –" Чтобы починить ее, если она сломается" . –" Давай проверим, сможешь ли ты починить машину, хорошо ли ты знаешь ее части. Я буду шепотом называть части этого грузовика, а ты громко повторяй за мной и показывай их на грузовике" . Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи, слов близких по звуковому составу. Игра «Нелепица»  - взрослый называет картинку то правильно, то неправильно; «Найди нужную картинку»- называются слова, сходные по звучанию; «Выбери похожие слова»  с использованием картинок- карточек; « Поэт » Цель.   Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово. Описание игры. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных: Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные. ( п ерина, подушка, рубашка) Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту. ( тумбочку, дверь, книгу) От грязнули даже стол Поздним вечером. ( сбежал, ушел, ускакал) Две сестрички, две лисички Отыскали где- то. ( спички, щетку, ложку) Тебе кукла, а мне- мячик. Ты девочка, а я. ( игрушка, медведь, мальчик) Говорила мышка мышке: До чего люблю я. ( сыр, мясо, книжки) Серый волк в густом лесу Встретил рыжую. ( л ису, белку) Дифференциация по ритму: Игра «Кто стучится? » Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование:  иллюстрация к сказке «Три поросенка» Описание игры: Логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: / - / - / ( логопед отстукивает ритм, второй так: / - / / , а волк стучится так: / / - / . Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №141 Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста Материал подготовила: учитель- логопед Ведьманова С. А г. Ульяновск

Оставить комментарий: