a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Материал для работы с родителями.

Опубликовано: 2014-12-18 05:48:27

Документы для скачивания

ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, ребенку предстоит научиться уп равлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В результате такой работы к четырем- пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку пять лет, а он не произносит отдельные звуки( [ л] , [ р] ) , группу звуков( [ с] , [ з] , [ ц] ) или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими( «коска» вме сто кошка, « зук » вместо жук, « сяска » вместо чашка, «сетка» вместо щетка) ; звук[ л] произносится как[ в] ( «вошка* вместо ложка) , звук[ р] — картаво( « гхука » вместо рука) . Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечетко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко- слогового, звуко- буквенного анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Нарушения в анатомическом, строении артикуляционного аппарата — если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке — исправит хирург- стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упражнений, ребенок с помощью логопеда «растянет» ее. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях детей следует направлять к врачу- ортодонту. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из- за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки( [ р] , [ л] ) , группа звуков( [ ш] , [ ж] , [ ч] , [ щ] ) или несколько групп звуков: сопоры( [ р] , [ л] , [ н] ) , свистящие( [ с] , [ з] , [ ц] ) , ши пящие( [ ш] , [ ж] , [ ч] , [ щ] ) и т. д. Такого рода нарушения наблюдаются обычно у детей с органическим поражением центральной нервной системы. Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки. В первом случае ребенок не различает звонкие и глухие звуки. Поэтому он заменяет один звук на другой( вместо «На березе распустились почки» он скажет: «На березе распустились бочки») . Во втором случае ребенок умеет правильно произносить тот или другой звук, но не может правильно осуществлять выбор звуков( « Маса пошла в сколу» вместо «Маша пошла в школу») . В третьем случае при искаженном произношении неправильный звук по своему звучанию близок к правильному. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что так же является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции преподносится детям в виде сказок, веселых полянок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти ее условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Для демонстрации правильной артикуляции звука по лезно произносить его утрированно. Подключайте свою руку и руку ребенка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи. Ребенок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому включайте задания на выделение звука из слова, пусть ребенок определяет, где стоит звук — в начале, середине или в конце слова. Закрепление правильного произношения звука прово дите в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание( наша книга рассчитана и на такую работу) . Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выполняйте ее по несколько раз в день. С правилами ее проведения вы познакомитесь на стенда. Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой — залог успеха.

Оставить комментарий: