a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста" воспитатель Петрухина О.С.

Опубликовано: 2014-12-19 17:35:21

Документы для скачивания

Эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста Одним из центральных положений Федерального государственного стандарта дошкольного образования, Концепции дошкольного воспитания( В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др. ) является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Современные исследования, проводимые педагогами, психологами, физиологами, медиками отмечают первостепенность не только теоретического, но и прикладного решения этой проблемы, так как эмоциональное благополучие имеет большое значение для здоровья и развития личности ребенка. Анализ психолого- педагогической литературы свидетельствует о том, что на эмоциональное благополучие ребенка- дошкольника влияют содержание и характер общения в семье( З. М. Богуславская, С. В. Корницкая, А. Г. Рузская и др. ) ; общение с воспитателем( В. А. Горбачева, Т. Р. Каштанова, М. И. Лисина, В. Р. Лисина, Е. А Панько, В. А. Петровский и др. ) , отношения со сверстниками( Л. Н. Башлакова, Т. И. Ерофеева, А. А. Рояк и др. ) , деятельность и достижение успеха в ней( Р. С. Буре, Т. С. Комарова, Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина и др. ) . Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с эмоциональным благополучием детей на пятом году жизни. Ученые связывают это с новым скачком в межличностных отношениях детей( Т. А. Репина, Е. О. Смирнова и др. ) , с появлением у них таких личностных новообразований, как эмоциональная децентрация, сознательное соподчинение желаний, потребность в социальном соответствии( Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас и др. ) . Гуманизация педагогического процесса, признание самоценности дошкольного детства, понимание его как важного этапа становления личности требует от педагогов систематической работы в этом направлении. Отмечено также, что нестабильные социально- экономические условия жизнедеятельности человека, рост социально- психического напряжения среди взрослых привели к резкому увеличению нарушений нервно- психического характера и распространению невротических явлений у детей. Беспокойство, тревога, страх- такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль, а мир детства полон всевозможных тайн, загадок, тревог. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. По мнению А. В. Запорожца, раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками создаёт опасность нарушения последующего формирования личности. Под воздействием целого ряда негативных факторов( нарушение детско- родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и другие патологические факторы) у ребёнка формируются признаки эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс развития. Эмоциональное неблагополучие, с одной стороны, проявляется во взаимоотношениях с другими людьми, с другой – в особенностях внутреннего мира ребёнка. Такое разделение условно, т. к. внутреннее неблагополучие ребёнка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими. Внутреннее эмоциональное отношение ребёнка к окружающей действительности «вырастает» из его практического взаимодействия с этой действительностью, поэтому характерна тесная взаимосвязь эмоционального, социального и нравственного развития дошкольников. Дошкольник, имеющий благоприятный эмоциональный опыт, характеризуется большой эмоциональной отзывчивостью, он очень эмоционально реагирует на различные события, легко проникается чувствами и настроениями окружающих его людей. Выражение чувств носит у дошкольника очень непосредственный характер, они бурно обнаруживаются в его словах, движениях, мимике и т. д. Известно, что в процессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, возрастает способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не меняется. Её необходимо развивать. Эмоциональное благополучие понимается как состояние самоощущения и как эмоциональный фон всех воздействий. Самоощущение- это, прежде всего, осознание собственных эмоциональных состояний, субъективных ощущений и умение управлять отрицательным состоянием( А. Д. Кошелева) . Поступающие в детское дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям и в то же время переживают возрастной кризис, поэтому важно определить, какую роль играет совпадение данных событий в жизни ребенка, и как они влияют на его психоэмоциональное и личностное развитие. Воспитатели способны создавать благоприятный психологический климата в группе, формировать у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе. Педагогическое влияние на формирование эмоционального благополучия предполагает создание благоприятных условий: • организация взаимодействия педагога и детей с целью обогащения у дошкольников опыта совместных положительных эмоциональных переживаний и удовлетворения потребностей во внимании взрослого; • сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с детьми в течение дня согласно логике воспитательно- образовательного процесса; • проведение специальных занятий в форме игрового тренинга, доминантой содержания которого является формирование у детей чувства принадлежности к группе и позитивного отношения к своему «Я», сверстникам, педагогам; • сопровождение детей с целью актуализации их эмоциональных состояний и субъективных ощущений, стимулирования их деятельности и оказания помощи в распознавании, выражении и регуляции эмоциональных состояний; • согласование действий воспитателей, работающих на группе. Таким образом, в системе дошкольного образовательного воспитания особую значимость приобретает фигура педагога- воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для создания эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста. Это диктует необходимость повышения педагогической компетенции в ДОУ и формирования у них качеств, профессионально значимых для деятельности педагога. Поэтому актуальность проблемы педагогического обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста и роль детских образовательных дошкольных учреждений в обеспечении положительного эмоционального благополучия ребенка остается неизменно острой на протяжении всего развития педагогической науки и практики.

Оставить комментарий: