Мастер класс "Народные игры"
Документы для скачивания
Цель мастер- класса: передача опыта проведения народных игр участникам мастер- класса Задачи: - р аспространение педагогического опыта работы по пропаганде народных игр; - повышение профессионального мастерства педагогов- участников мастер- класса; - творческое общение участников творческих коллективов. Народные игры для детей – это произведения народного творчества, самобытные обычаи и традиции. Чем хороши народные игры для детей? Это не только отвлечение от забот дня, отдых и развлечение. Народная игра для детей несет еще и дополнительное значение. Она приобщает к культуре народа, формирует принадлежность к нему. И хотя в наш информационный, технологический век народная игра для детей почти вытеснена играми компьютерными, играть в них с ребенком надо. Дома, в школе, на детской площадке, во дворе, на праздниках и т. д. Народные игры для детей, по большей части, - игры коллективные. Благодаря им, ребенок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность к группе, а через игру – к народу, нации. Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогали и помогают до сих пор физическому развитию( вырабатывается выносливость, сила, ловкость, становлению личностных качеств( воспитывается чувство ответственности, навыки самоконтроля) . Подвижные народные игры для детей — ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Задача( родителей, педагогов) — детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры, испытать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр. Привлекательным моментом организации игр в ДОУ становится то, что они не требуют специального игрового оборудования. Целью народных игр является реализация развлекательной функции: шутки со смешными движениями и жестами, которым присуща простота и безобидность. Они- то и определяют педагогическую ценность игр для ребенка. Народные игры для детей 1. " Колпачок и палочка" Играющие становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он получает палочку и становится на середине круга. Взрослый надевает ему на голову красивый колпак так, чтобы он доставал до носа. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять — будет палочка стучать». Водящий в это время стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого укажет палка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а тот отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим. 2. " Дударь" Хороводная игра Дети становятся в круг, выбирают ведущего- Дударя и, взявшись за руки, ходят по кругу и поют: " Дударь, Дударь, Дударище, Старый- старый, старичище. Его во колоду, Его во сырую, Его во гнилую" . Пропев песню, спрашивают: " Дударь, Дударь, что болит? " Дударь отвечает: " Нога" ( или уши, рука, спина, нос соседа, пятка соседа и т. д. ) Все находящиеся в хороводе, берутся за больное место соседа, которое произнес Дударь, и снова идут по кругу. Так 3- 4 раза, после чего на вопрос «Что болит? », Дударь отвечает: «Здоров! Вас ловлю». Все разбегаются, а кого поймает, тот и становится на его место. 3. Игра" Шёл козёл по лесу" . ( н аборный хоровод) Игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. Он выбирает себе пару из круга под слова: Шел козел по лесу, по лесу, по лесу, Искать себе принцессу, принцессу, принцессу. Далее они начинают выполнять действия под декларирование круга. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, ^ И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем, потопаем, потопаем, Головкой покачаем, качаем, качаем, И всё начнём сначала, сначала, сначала. Идет знакомство. Пара расходится, и каждый участник выбирает себе новую пару. Игра продолжается, но уже в кругу две пары. И так продолжается до тех пор, пока все пары не встанут в круг. 4. Игра «Жаворонок» Дети становятся в круг и поют: В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве. «Жаворонок»( водящий ребенок) с колокольчиком двигается внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год! » Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется. 5. " Я сижу на стульчике" Поцелуйная игра Играющие стоят в кругу. В середине ставятся два стульчика, спинками друг к другу. Из играющих выбираются мальчик и девочка, садятся на стульчики. Все ведут хоровод и поют: " Я сижу на стульчике, Я сижу на крашеном. Кто меня любит, Тот и поцелует! Раз, два, три! Смотри! Сидящие на стульях должны повернуться в одну сторону. Если они повернулись в одну сторону, то целуются, а если в разные стороны, то расходятся. Игра продолжается с новыми участниками.