Конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Вода вокруг нас»
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 города Кузнецка Конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Вода вокруг нас» Составила: воспитатель Ивлиева Ю. В. МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка Кузнецк, 2019 г. Цель: Обобщить и расширить представления детей о воде. Интеграция образовательный областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» Задачи: Познавательное развитие: - п ознакомить дете й с круговоротом воды в природе; - з акрепить представления детей о свойствах, о состояниях воды, о том, где встречается вода, кому она н ужна, как использует ее человек; - у пражнять детей работать с ус ловными обозначениями и схемами; - п рививать интерес к проектной деятельности, привлек ая к ней и детей и их родителей; - р азвивать образное мышление детей, слуховое восприятие и внимание; - в оспитывать основы экологического сознания. Речевое развитие: - р азвивать умение дет ей рассказывать от первого лица; - р асширить словарь детей: газообразное состояние, иней, град, круговорот. Художественное эстетическое развитие: - совершенствовать умени е работать с клеем и аккуратном наклеивании условных обозначений на схему. Социально – коммуникативное развитие: - д обиваться сплоченности группы через проигрывание образов – мы – вода, сестрички – капельки, ручейки, река, океан; - формировать готовность к совместной коллективной деятельности со сверстниками; - воспитывать доброжелательное, эмоционально – положительное отношение друг к другу. Предварительная работа: Проведение опытов: «Чудесные превращения воды», «Волшебница водица», рассматривание и чтение сведений о воде в энциклопедии, рассматривание на глобусе океанов, рек, озер, морей, игры с водой, чтение рассказов и стихов о воде. Материал: Мультимедийное оборудование, презентация «Вода вокруг нас», фонограммы «Капель», «Журчание ручья», «Горная река», «Шум океана» из серии «Звуки природы», маски – шапочки для детей капельки, для воспитателя- о блачко, доска, указка, условные обозначения, готовые схемы, клей, клеенка, салфетки, ленточка для оформления альбома, мешочки с песком для П/ И «Ходят капельки по кругу», кипяченая прохладная вода, чашки на каждого ребенка. Ход совместной деятельности Звучит запись «Капель»( Запись №1 из серии «Звуки природы») Воспитатель: ( обращает внимание играющих детей на странные звуки в группе, тем самым вовлекает их в совместную деятельность) Что это, ребята? Что за звуки? Дети: Это капельки воды. Это вода капает. Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до детей и превращает их в капельки воды, надев на них маску капельки, сам надевает маску – шапочку белого облачка. ( На экране появляется 1 слайд «Говорят вода везде») Воспитатель: Вы слыхали о воде? Дети: Да. Воспитатель: Говорят она везде! ( 2 слайд) читает стихотворение: Ребята, а как вы думаете, куда исчезает вода и исчезает ли она вовсе? Вам интересно об этом узнать? Дети: Да, хотим. Воспитатель: Тогда располагайтесь на наших стульчиках поудобней. Я вам сейчас все расскажу. ( Стук в дверь) . Ой, кто это к нам стучится? ( Входит ребенок – капелька, заранее подготовленный для объяснения детям о круговороте воды в природе. ) Ребенок 1: Здравствуйте! Я – ваша сестричка – капелька. Я люблю путешествовать и узнавать много нового. Я пришла вам рассказать, что нас капелек очень много и никуда мы вовсе не исчезаем. Вот посмотрите на мою карту, которую я составила сама, когда участвовала в очередном путешествии. ( Слайд 3) Рассказ ребенка: В очередной раз я с моими друзьями капельками оказалась в море на юге нашей страны. Там ярче и жарче всего светило солнышко и так пригрело нас, что мы превратились в легкий прозрачный пар. Мы поднимались все выше и выше. И в небе из нас образовалось белое облачко. К нам присоединялись новые капельки пара, так что из белого облачка мы превращались в огромную серую тучу, в которой для нас места становилось все меньше и меньше, да и к тому же наверху было так холодно, что мы вернулись опять в свое жидкое состояние и пролились на море дождем. Так вот и произошло мое круговоротное путешествие из моря на небо и обратно. Из этого я сделала вывод, что вода никуда не исчезает, а путешествует по кругу. Воспитатель: Какое интересное и увлекательное путешествие приключилось с нашей капелькой! Вам, друзья, оно запомнилось? ( Обращается к детям) . Дети: Конечно. Воспитатель: Тогда давайте перенесем маршрут путешествия вашей сестрички на нашу карту. А тебя, капелька, просим присоединиться к нам. ( Вызываются 3 ребенка, которые наклеивают условные знаки на заранее подготовленную схему «Круговорот воды») А теперь давайте уточним у нашей капельки, правильно ли мы запомнили ее маршрут путешествия. ( Вызываются 1- 2 ребенка для закрепления нового материала) . Воспитатель: Дорогие мои друзья! Мы тоже знаем много интересного о нас – о воде. Вот кто напомнит всем о том, какими свойствами обладает вода, т. е. мы? ( Выходит ребенок, которому было дано задание на дом, с помощью условных знаков изобразить на листе бумаги свойства воды) . Ребенок 2: выставляет на доску свой проект и ведет рассказ от 1 лица. Я – водица не имею цвета, я бесцветна. У меня нет вкуса и запаха. Я умею растворять вещества, например, сахар, соль. Воспитатель: А что еще может раст вориться в воде? Дети: С ода, стиральный порошок и т. п. Воспитатель: Правильно. Молодцы. Давайте хором повторим свойства воды? ( Показывает на условные обозначения на схеме, дети хором отвечают) А вот в каком состоянии встречается вода, расскажет нам еще одна капелька. ( Выходит ребенок, которому было дано задание на дом, с помощью условных знаков изобразить на листе бумаги три состояния воды) . Ребенок 3: выставляет на доску свой проект и ведет рассказ от 1 лица. Мы капельки бываем в трех состояниях: твердом, поэтому я наклеила снежинку, т. к. она на ощупь твердая; Жидком. Вода течет, поэтому я наклеила картинку, где вода в стакане; Газообразном. Я наклеила облачко, т. к. облачко – это пар, он легкий и поднимается вверх. Воспитатель: Спасибо тебе, капелька, за ответ. Мы сейчас все это хором повторим. ( На экран выводится 4 слад. Дети хором повторяют 3 состояния воды) . Воспитатель: Говорят вода везде. Где же она встречается? Если вы отгадаете мои загадки, то на экране появится отгадка. Слушайте внимательно первую загадку. Одеяло белое Н е руками сделано. Не ткалось и не кроилось— С неба на землю свалилось. Дети: Снег. ( Появляется на экране отгадка- 5слайд) Воспитатель: А теперь эту отгадку наклеим на нашу следующую схему. ( Вызывается 1 ребенок) Не стекло и не хрусталь, А блестит, как будто сталь. Занесёшь в тепло, домой. Станет сразу он водой. Холод от него идёт. Ну конечно это … Дети: Л ёд. ( 6 слайд) Вызывается ребенок, который отгадал загадку и наклеивает отгадку на листок. Воспитатель: Утром капельки воды Н а траве увидишь ты, В каплях лепестки цветов, В каплях листики кустов. Пьёт из капельки оса. Эти капельки — … Дети: Р оса. ( 7 слайд) Процедура наклеивания отгадки та же. Воспитатель: В белом бархате деревня- И заборы, и деревья. А как ветер нападёт, Этот бархат опадёт. Дети: Иней. ( 8 слайд) Процедура наклеивания отгадки та же. Воспитатель: С неба падают крупинки, Это маленькие льдинки. Им вообще никто не рад, Потому что это … Дети: Град! ( 9 слайд) Воспитатель: Мы согрели самовар, а над чашкой вьется. . . Дети: Пар. ( 10 слайд) Отгадка наклеивается на лист – схему. Воспитатель: Посмотрели мы в окошко: Где деревья? Где дорожка? Воздух стал, как молоко, Заблудиться в нём легко. Всё похоже на обман. . . А виной тому … Дети: Туман. ( 11 слайд) отгадка наклеивается на лист – схему. Воспитатель: Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет. Дети: Дождь. ( 12 слайд) отгадка наклеивается на лист – схему. Воспитатель: Вот и закончились все мои загадки. Вы так умело их разгадали! ( Воспитатель вызывает еще ни раз не отвечавшего ребенка и просит ответить на вопрос «Где встречается вода? » Ребенок ведет рассказ от первого лица) . Засиделись мои крошки – капельки. Не хотите ли вы прогуляться? Дети: Хотим. Воспитатель: Предлагаю поиграть в любимую игру водицы «Ходят капельки по кругу». Как только услышите звон капели, вы капельки по одной полетите на землю, а если услышите мелодию ручейка, вы найдете на земле себе подружку – капельку и будете бегать вдвоем. Как зашумит бурная река, все ручейки сбегутся в одну реку и потекут между камешками. Заслышите шум океана – образуйте круг и двигайтесь по кругу. ( Звучат по очереди фонограмма «Капель», «Журчание ручья», «Горная река», «Шум океана», «Капель» из серии «Звуки природы») Воспитатель: Не пора ли капелькам домой обратно на облачко? Летите все ко мне. ( Дети бегут к воспитателю) Посмотрите, мои друзья, а у меня еще есть схема. И на вопрос кому нужна вода ответит нам другая капелька. ( Вызывается ребенок, приготовивший данную схему дома) . Ребенок 4: Я нужна всем живым организмам. Я нужна людям, животным, насекомым, птицам, растениям. Без меня все они могут погибнуть. Воспитатель: Спасибо, капелька. И вправду вода нужна всем, кто живет и растет на нашей планете «Земля». ( 13 слайд) . Если бы не было воды, то и жизни на земле тоже не было. А как же использует воду человек? Кто знает? ( Вызывается следующий подготовленный ребенок) Ребенок 5: Я нужна человеку, чтобы пить. Мною человек умывается, поливает цветы. Я нужна человеку, чтобы сварить суп, компот, постирать вещи. Там, где меня много можно купаться. А когда я превращаясь в снег, то можно лепить снежки, снеговика, кататься с горки. Воспитатель: Спасибо тебе капелька за большой и познавательный рассказ. Кто еще хочет добавить, где и как используется вода. ( Ответы детей: с помощью воды образуется ток – электричество, которое поступает к нам в дома и светятся лампочки; с водой проводят опыты и др. ) Воспитатель: Ваши ответы дополнит моя следующая картинка. ( 14 слайд) Вот и подошло к концу наше сказочное превращение – путешествие в страну под названием ВОДА. Хочу сказать, что вода вокруг нас, ее много и она никуда не исчезает, но ее все – таки необходимо беречь, т. к. вода – это большая ценность всего живого на Земле, а главное человека. ( 15 слайд) Т ак как же сделать так, чтобы вода оставалась всегда чистой и полезной? ( ответы детей) . Молодцы, мои друзья, я теперь спокойна, что вы все знаете о воде, как о себе и будете беречь воду, как самих себя. За это я хочу вас угостить самой кристальной водой из экологически чистого родника. ( Угощает кипяченой теплой водой – создавая эффект плацебо. Угощает и приговаривает: Какая сладкая водица, чистая, хрустальная, бодрящая, полезная и т. п. ) А теперь вам пора превращаться обратно в девочек и мальчиков. ( Дотрагивается до детей волшебной палочкой. Дети и воспитатель снимают с головы шапки – маски. ) После занятия воспитатель предлагает еще раз рассмотреть, что получилось у них на листах схемах и создать альбом «Вода вокруг нас» с целью закрепления полученных знаний о воде в итоговой проектной деятельности. Используемая литература: Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5- 7 лет»- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г В. Н. Волчкова, Н. В. Спепанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г О. В. Дыбина «Ребенок в мире поиска». Программа по организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников, ООО ТЦ «Сфера», 2014 г. О. В. Дыбина « Т ворим, изменяем, преобразуем », «Неизведанное- рядом», ООО ТЦ «Сфера», 2010г. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/ / под. Ред. Т. Г. Кобзева, Г. С. Александрова – Волгоград: Учитель, 2013.