Сообщение из опыта работы на тему "Использование технологии моделирования при формировани у детей представлений о времени"

Опубликовано: 10:49:01 01-08-2020

Автор: Ивлиева Юлия Викторовна

Документы для скачивания:

Сообщение из опыта работы на тему "Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени" (старший дошкольный возраст)
Формат: .docx

Сообщение из опыта работы на тему "Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени" (старший дошкольный возраст)
Формат: .pptx

Содержимое файтов:

Сообщение из опыта работы на тему "Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени" (старший дошкольный возраст)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 города Кузнецка Сообщение из опыта работы на тему: « Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени »( старший дошкольный возраст) Составила: воспитатель МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка Ивлиева Юлия Викторовна, высшая категория Кузнецк, 2016 « Время -   ткань,  из которой состоит жизнь». ( Бенджамин Франклин) Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать детей представления о времени,  з накомить детей с окружающим миром,  в котором все события протекают во времени. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться,  овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир,  так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей школе. Согласно  ФГОС  в  содержании образовательной  области познавательное   развитие включена задача:  «Познавательное развитие предполагает формирование ……первичных представлений  о… времени». ( Слайд № 3) В старшем дошкольном возрасте выделены следующие основные подзадачи: Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было рань ше( сначала) , что позже( потом) . Определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов( 1 минута, 10 минут, 1 час) . Учить определять время по часам с точностью до 1 часа, которые и были мною взяты за основу в образовательной деятельности с детьми при ознако млении их со временем. ( Слайд №4) Восприятие времени ребенку дается очень трудн о, ведь у времени есть специфические особенности: В ремя текуче и не может быть воспринято сразу, Оно н еобратимо;  нельзя вернуть тот момент, который прошел. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами; Время недоступно непосредственному созерцанию: его «не видно», «не слышно»;  оно не имеет наглядных форм; Со временем нельзя совершать какие- либо действия. Любые действия протекают во времени,  но не со временем. Время можно только прожить; Словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер ( утро становится днем, а день,  в свою очередь,  вечером) . Поэтому в ремя воспринимается только опосредованно, через движение или какую- то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких- то постоянных явлений. А дошкольникам, чтобы усвоить ту или иную информацию, необходимо еще и практически действовать. Исходя из этого, н аряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении я использовала инноваци онные педагогические технологии, о дним из которых является моделирование. Моделирование- это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В основе моделирования лежит принцип замещения, когда реальный предмет или явление могут быть заменены в деятельности детей каким- либо знаком, предметом, изображением, отражающим их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами. ( Слайд №5) Его применение открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в работе с детьми, в том числе помогает воспитанникам получить представления о времени. Поэтому ц ель ю моей работы выступило: формирование первичных представлений старших дошкольников о времени через использование технологии моделирования в процессе обучения. ( Слайд № 6) С формулированы задач и: - обеспечить достижение дошкольниками готовности к школе в области элементарных математических представлений- ориентировке во времени; - показать, что временные понятия связаны с практической деятельностью человека; - формировать и поддерживать у детей устойчивый интерес к получению знаний о временных промежутках; - развивать интеллектуальные, познавательные и исследовательские способности детей, - поддерживать у детей инициативу, пытливость и самостоятельность; - расширить кругозор дошкольников, повысить их общую культуру. В основу реализации этого метода были положены следующие принципы: ( слайд № 7) связи с жизнью( один из ведущих дидактических принципов обучения) , он предполагает выполнение упражнений и заданий детьми на материале, взятом из жизни; наглядности. Этот принцип активизирует чувственный опыт детей, конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия; прочности. Он предполагает применение яркого эмоционального изложения содержания, усвоения материала посредством разнообразных дидактических игр; доступности. В процессе обучения воспитатель, учитывая возрастные особенности детей, разрабатывает содержание занятий и использует способы обучения, опережающие развитие воспитанников. Опираясь на психологические исследования проблемы обучения и механизмы умственного развития дошкольников, Л. С. Выготский отмечает, что не следует бояться преподнести детям что- то более сложное, взятое из будущего материала. Выготский и его последователи установили, что умственное развитие осуществляется успешнее, если обучение строится не только на достигнутом уровне развития ребёнка, но и на механизмах познания, которые еще не созрели, но могут функционировать. " Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития" , именно оно вызывает активную умственную деятельность детей. научности. Этот принцип предполагает знакомство дошкольников с прочно установленными наукой знаниями. ( Слайд № 7) В старшем дошкольном возрасте я применяла следующие виды наглядных моделей: ( слайд №8) Предметные модели, в которых производятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей какого либо объекта: ( слайд № 9) - модели солнечных, свечных, песочных часов, циферблат часов, календаря; - оригиналы моделей времени: секундомер, таймер, будильник, разные виды настенных, наручных, настольных часов, часов в сотовом телефоне, разные виды календарей; Условно – символические модели, в которых существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов, символов: ( слайд №10) - линейные модели, которые позволяют сформировать у детей понимание сменяемости, последовательности и необратимости времени, - круговые модели( знаковые и предметные) . «Круговое движение» подводит детей к пон иманию непрерывности времени. Работая с круговой моделью суток, дети усваивают, что новый день состоит из тех же частей что и прошедший, но это уже не вчерашнее утро, а следующее, не вчерашний вечер, а новый. Аналогично работали и круговой моделью времен года. - спиральные( цикличные) - более сложные модели, которые работают на закрепление знаний о всех свойствах времени: последовательности, необратимости, непрерывности, цикличности. Данные модели охватили в основном все основные временные промежутки: сутки, неделя, месяц, время года и в целом год. Графические модели( графики, схемы, рисование, аппликация и др. ) , которые условно передают признаки, связ и и отношения временных явлений( слайд №11) - календари природы и погоды со специальными значками и символами для обозначения явлений в живой и неживой природе. ( Слайд №12) Сутки- это первая единица времени, которую усваивает дошколь ник. З накомить детей, что такое сутки, их части и пос ледовательность, я начала с анализа и наблюдения явлений, происходящих в окружающей среде: различное положение Солнца, освещенность земной поверхности, воздушного пространства, появл ение и исчезновение Луны, звезд; с наблюдений, как в разное время суток изменяется деятельность людей, чередуется их труд и отдых. Затем перешла к графическому моделированию, где части суток обозначена картинкой, которая отражает ежедневно повторяющиеся в режиме дня ребенка действия, например: ■ утро- утренняя гимнастика; ■ день- подвижная игра или занятие; ■ вечер- спокойные игры или просмотр вечерней сказки; ■ ночь- спящий ребенок. Предметная модель может быть представлена и одним и тем же пейзажем в разное время суток с из ображением небесных светил: Утро – восход солнца, Обед – зенит Вечер – закат солнца Ночь – луна и звезды После того как дети наблюдали розовый восход и серый вечер, предлагалось им с помощью цветовых карточек составить моде ль суток. Предварительно мною задавались воспитанникам наводящие вопросы, например: ■ Как вы думаете, какое время сут ок мы обозначим на модели желтым, ( красным, фиолетовым, черным) цветом? Почему вы так думаете? ■ В каком порядке мы разместим эти карточки? ■ Почему желтая карточка у нас должна находиться между черной и красной? И т. д. Раздав детям карточки указанных цветов, закрепляла данное условное соотношение в игровых упражнениях. Например, выложив поочередно картинки с изображением зубной щетки, подушки, тарелки, игрушки и т. д. , просила ребенка показать с помощью цветовой карточки, в какое время суток используется этот предмет. Усвоив понятие сутки, продолжала знакомить детей с моделью" Неделя" . ( Слайд № 13) Принцип ознакомления с понятием неделя и последующими понятиями, такими как месяц, время года, год, тот же что и в первом случае – от простого наблюдения и накопления чувственного опыта до самостоятельного моделирования( различные виды схем и графическое изображение) . При этом, когда воспитанникам предлагалось изобразить модель нед ели, в первую очередь обращалось их внимание на то, что число элементов в модели должно соответствовать количеству дней недели. Все семь дней равны между собой, поэтому обозначаются одинаковыми по величине и форме элементами( секторами круга, бусинками, лепестками цветка и т. д. ) . Каждый день недели должен иметь отличительную особенность, которая чаще всего обозначается цветом( в моем случае был выбран ассоциативный ряд «радуга») . Осознание сменяемости дней недели позволило перейти к оперированию детьми в речи понятиями «вчера, сегодня, завтра, позавчера, послезавтра». В работе с детьми я использовала линейную модель этих понятий, выраженную геометрическими фигурами разной величины и цвета, символизирующие удаленность друг от друга и осознанность происходящего в данный период времени. Так же в оспитанникам предлагались следующие варианты заданий с использованием круговой модели недели: ( Слайд №14) Положи карточку на тот лепесток, какой сегодня день. Какую карточку ты положишь и почему? А какой день был вчера? Ты помнишь, что делал вчера? Положи слева от этого лепестка такой символ, который тебе более яркий из оставшихся. Какой символ для тебя менее запоминающийся? Ты помнишь, что делал позавчера? А ты знаешь, что будешь делать завтра? Послезавтра? Положи справа от желтого цвета такой символ, при котором ты планируешь сделать сначала, а следующий символ, что потом. В старшей группе к концу года все чаще предметные модели заменяла условно- символическими, где крайне редко проскальзывают как подсказки предметные символы. Так, при ознакомлении детей с годом, уже использовался мною накопленный опыт воспитанников. Они при небольшой подсказке воспитателя составляли модель, обозначая секторами разного цвета. По традиции синим цветом- зиму, зеленым, символизирующим молодую листву и травку, - весну. Красным цветом- лето красное, а оранжевым- пору золотой листвы, осень. С помощью карто чек разного цвета дети выполняли упражнения и задания типа" Круглый год" , " Когда это бывает? " и др. В подготовительной группе модель года усложняется: воспитанники отражают на модели не только времена года, но и месяцы. При изображении месяцев предлагается использовать оттенки цветов, характерные для времени года, с которым они соотносятся. Так, зимние месяцы можно изобразить синим, голубым и фиолетовым или белым цветом, весенние- салатовым, ярко- зеленым и темно- зеленым и т. д. В работе с моделью данного вида детям предлагаются задания типа" Найди на схеме ноябрь" , " Назов и месяц, обозначенный малиновым, голубым цветом" , " Покажи на модели зимние, весенние месяцы" , " Покажи месяц, который зиму начинает, а год заканчивает" и др. Более сложной моделью является календарь месяца, где отражается взаимосвязь таких единиц времени, как сутки и неделя. Поэтому важно в подготовительной группе иметь календари разного вида. ( Слайд №15) Самой доступной моделью года для детей этого возраста является отрывной календарь. Календарь- помогает детям наглядно представить длительные промежутки времени: день, неделю, месяц и год. - помогает детям осознать взаимосвязь между единицами времени – сутками, неделями, месяцами и годами. Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц — наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. В совместной деятельности с детьми я использовала моделирование отрывных календарей, календарей «ожидания». От отрывног о календаря ежедневно отрывали листо к с текущей датой и вкладывали в один из кармашков строки «Неделя» — в зависимости от того, какой это день недели. Строка наполнялась день за днем. Дети видели: прошла неделя. По окончании месяца все содержимое карм ашков строки «недели» собиралось и вкладывается в карман соответствующего месяца. Например, листочки января перемещаются в кармашек с подписью «Январь». По календарю смотрели и узнали, сколько дней осталось до субботы или до праздника. По календарю мы увидели, когда закончился январь и наступил следующий м есяц, узнали, как он называется. Так дети работают с календарем в течение года. Во второй половине года дети обращают внимание на то, как «похудел» отрывной календарь. Сколько дней – листиков этого года уже прошло и сколько осталось до конца года. Вот как много дней должно пройти, чтобы наступил опять новый год. Календарь «ожидания» можно придумать на любое событие, сделать, подходящим к любому поводу. Если папа или мама папа часто улетают в командировки, подойдет календарь в виде самолета. Придуманную идею надо нарисовать на бумаге. Следующий шаг- придумать элемент, который надо отрезать. Для самолета подходят облака. Нарисовать такое количество облачков, сколько дней осталось ждать до события, пронумеровать каждое из них. Затем приклеить облака к краю рисунка с самолетом – и календарь готов. В ожидании дня рождения, например, нарисовать именинный торт, от которого нужно будет отрезать каждый день кусочки и, когда останется лишь один с именинной свечой, значит и настал день рождения. А можно «гасить»- отрезать свечи на торте. В ожидании Нового года- нарисовать Деда Мороза, с длинной бородой, которую потом по чуть- чуть отрезать, пока дедушка Мороз не лишится ее вовсе. Еще одно важное требование, которое предъявит ребенку школа – умение определять и чувствовать определенные отрезки времени. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в определенное время, уметь управлять своими действиями во времени, беречь время. Поэтому в старшем дошкольном возрасте нужно формировать у детей навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время. Из моего опыта работы надо начать знакомить детей  с длительностью таких мер времени,  как 1минута,  3,  5,  10 минут, полчаса и час. Такой моделью в ознакомлении детей со временем явились игры на развитие чувства времени. ( Слайд № 16) Например, играющие двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит: Входишь ты в волшебный круг, Замирает все вокруг! Три минуты лишь пройдет, Путник снова отомрет. Можно назначать различные промежутки времени: полминуты лишь пройдет, две минуты лишь пройдет, но минутка лишь пройдет, пятьдесят секунд пройдет, двадцать пять секунд пройдет, семь секундочек пройдет и т. п. С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим. Вариант: Входишь ты в волшебный круг, Замирает все вокруг. Но как время истечет, Путник снова отомрет. С последними словами играющие застывают, а ведущий включает секундомер. Через некоторое время секундомер выключается и раздается хлопок в ладоши или другой звуковой сигнал, по которому" застывшие" путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были" заколдованы" . Кто называет самое близкое к действительному значению число, становится ведущим. «Полет в космос»- обратный отсчет времени, за которое дети укладываются переодеться, собраться на улицу, закончить время занятия и др. , что позволяет детям обрести чувственный опыт детей о времени, дисциплинирует их. Вывод: Таким образом, разнообразие использования технологий моделирования при формировании п редставлений о времени делает этот процесс интересным и увлекательным для детей. Как только воспитанники осваивают простые модели, переходят к совместному, а затем и к самостоятельному моделированию. Модели, особенно сделанные своими руками, значительно облегчат дошкольникам восприятие, и осмысление сло жнейшего понятия времени, способствуют сохранению у них устойч ивого познавательного интереса. ( Слайд №17) С помощью таких мод елей формируется  представление детей о количестве элементов единиц времени, место каждого элемента в схеме, цикличности времени, последовательности сменяющих друг друга явлений,  о диалектической связи,  будущего с прошлым через настоящее, где   признак цвета символизирует цветовую гамму времени года,  частей суток и дней недели( метод ассоциаций) . Работу по знакомству с временными интервалами необходимо осуществлять   в строгой системе, последовательности.     В результате совместной деятельности с детьми при использовании наглядного моделирования, сформировала у детей необходимые умения и знания: ( слайд №18) добывать информацию, проводить исследование, делать сравнение, составлять четкий внутренний план умственных действий; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, систематизировать полученные знания; проявлять познавательные интересы, любознательность. По наблюдениям за детьми можно сказать, что использование наглядного моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, оказывает влияние на развитие речи, внимания, мышления, что во многом готовит детей к успешному обучению в школе, способствует формированию способности употреблять заместители и модели" в уме" , решать задачи" про себя" , то есть во внутреннем плане, развивает" знаковую функцию сознания" - показатель более высокого интеллектуального уровня детей. Библиография Ковалец  И. В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток Издательство  Владос;  2007. ( Слайд №19) Лебеденко Е.  Н.  Формирование представлений о времени у дошкольников( Слайд №20) Непомнящая Р. А. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста  Издатель:  Детство- Пресс,  2005г. ( Слайд №21) Рихтерман  Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.  Издательство:  Просвещение, 1991( Слайд №22) Шорыгина Т.  А. Точные сказки Издательство:  Книголюб Год издания:  2004( Слайд №23)

Оставить комментарий: